Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



В мире кодов. Способы кодирования информации

Данные об авторе
Автор(ы): 
Молчанова Валентина Алексеевна
Место работы, должность: 

МБОУ Сатинская СОШ, учитель математики и информатики

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

Цель урока: формирование знаний о многообразии окружающих человека кодов и их роли в жизни людей

Задачи урока:

  1. Закрепить знания об информационных процессах.
  2. Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов.
  3. Сформулировать общие представления о роли кодирования информации.
  4. Поупражняться в кодировании информации  с помощью различных кодов

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные  - общие представления о кодах и кодировании, о  двух типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

·        Метапредметные – умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов; умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символьной формы в другую.

·        Личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека, интерес к изучаемой дисциплине, стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществление контроля и самоконтроля; развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

 

Формируемые УУД

  • личностные – развитие логического мышления, внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно выполнять деятельность обучения
  • регулятивные  - планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученных результатов, коррекция результатов
  • коммуникативные - ориентация на партнера по общению, развитие монологической и диалогической речи, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать,  уступать;
  • познавательные – умение использовать термины «условный знак», «код», «кодирование», «декодирование», осознание пользы кодирования  и декодирования в жизни человека

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.  Босова Л.Л., Босова А.Ю.  Информатика: Учебник для 5 класса.  –  М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.  Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 

Используемая методическая литература: 

1.  Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.  Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику    «Информатика. 5 класс»

3.  Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf

Используемое оборудование: 
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • доска,
  • экран,
  • ноутбуки для учащихся,
  • презентация «Кодирование информации».
Используемые ЦОР: 

         1. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

         2.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/presentations/5-7-1-kodirovanie-informacii.ppt

        3.http://festival.1september.ru/articles/549778/pril8.ppt

       4.http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/10/prezentaciya1_6.ppt

Краткое описание: 
<p><strong>Знакомство обучающихся с многообразием окружающих человека кодов, &nbsp;их роли в жизни людей, &nbsp;формирование общих представлений о кодировании и декодировании, упражнение в кодоровании и декодировании информации с помощью различных кодов.</strong></p>

 

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

Сообщение темы, целей и задач урока. Приветствие и мотивация обучающихся. Проверка готовности к учебному занятию, организация внимание детей.

Хотелось бы, чтобы девизом сегодняшнего урока стали такие слова:

Твори, ищи, фантазируй смелей –

 Поиск идет необычных идей!

Сваливай мысли в гору большую,

 Из сотни простых найди золотую.

Камнем в соседа бросать не смей,

Бросишь камень – не будет идей!

 

2. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
  2. Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
  3. Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
  4. Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/
  5. Приходилось ли вам обрабатывать информацию?
  6. Назовите общую схему передачи информации./Источник информации – информационный канал – приемник информации./
  7. Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? /Об обработке информации, о кодировании информации, и расшифровке закодированной информации/

3. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается с тех самых времен, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира. (Слайд 3)

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, движения,  слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только получить сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника – ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу; телефонный звонок означает, что  кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договориться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. (Слайд 4)

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число 5 – код отличных знаний, 4 - код хороших знаний, 3 – удовлетворительных, 2 – плохих). С помощью нотных знаков записываются (кодируются музыкальные произведения. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. (Слайд 5)

 По слайду 6 расскажите, где применяются коды.

В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код – метку, состоящую из четырех черных линий. Для чтения штрих кодов применяют специальные сканеры. С их помощью в компьютер вводят информацию о стоимости покупки. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. План местности,  карта, чертежи технических деталей, наскальные надписи, система счисления, математические формулы, кодированная информация в компьютере и т.д.  (Слайд 6)

 

Свой код из  шести цифр  (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует написать на конверте в специальном отведенном месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код Москвы  и коды всех населенных пунктов Московской области начинаются с цифры 1.

Практическая работа в парах

Вспомните и напишите почтовый индекс нашего населенного пункта на конверте.  Для  проверки поменяйтесь конвертами друг с другом.

Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся:

  • разговорные языки (русский, английский, немецкий – всего более 2000 языков),
  • язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей,
  •  научные языки (например, язык математики),
  • языки искусства (музыка, живопись, скульптура),
  • специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

 В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. (Слайд7)

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск. (Слайд12)

  • длвоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер. (Слайд10)

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование.

Как вы думаете с какой целью люди кодируют информацию?/ Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание информации (шифровка) информации, удобство обработки и т.д./

Существует три основных способа кодирования информации:

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;
  2. Числовой - с помощью чисел;
  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(Слайд11)

 

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

(Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Закрепление новой темы.

Работа в рабочих тетрадях

№83.Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова, используя флажковую азбуку, и объяснить их значения.

Ответ:

1) камбуз – судовая кухня;

2) кубрик – общая жилая каюта;

3) склянки – полчаса;

4) швартовы – тросы, которыми корабль привязывают к берегу;

5) якорь.

№85.Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы порадовать капитана Вунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками

Ответ:

1) мечта;

2) надвигается шторм;

3) счастливого плавания.

№86Дана кодовая таблица азбуки Морзе. Расшифруйте записи.

Ответ:

Винчестер, джойстик, дискета, дисковод, клавиатура, модем, монитор, мышь, принтер, сканер.

 

Физкультминутка:

http://festival.1september.ru/articles/549778/pril8.ppt

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/10/prezentaciya1_6.ppt

 

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды. Выберите капитана команды.

Задание 1.

Придумайте название команды и зашифруйте его с помощью азбуки Морзе. Передайте команде противника для расшифровки.

Задание 2.

Девиз нашего состязания закодирован. Декодируйте информацию. (Сайд14)

Только смелым покоряются моря.

 

  

 

Задание 3

Вам всегда, везде и во всем поможет то, что закодировано в следующем задании…(Слайд15)

Декодируйте информацию, зная что
каждой букве соответствует пара чисел,
где  первое число – номер столбца,

а второе число  – номер строки в кодовой таблице:

           (5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3)

Задание 3

(ДРУЖБА)

Задание 4.

Декодируйте сообщения, в которых заключена народная мудрость. (Слайд 24)

Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считался записанным по кругу. Декодируйте следующие сообщения:

         а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл;

         б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.

 

а) Друга ищи, а найдешь - береги.

б) Старый друг, лучше новых двух.

 

Задание 5. (Слайд25)

Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

<пробел>

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Расшифруйте головоломку:
(1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).

Красив тот, кто красиво поступает.

Задание 6. (Слайд 20)

 Решив это задание, мы узнаем кто нам сегодня на уроке помог усвоить, закрепить новый материал.

 

КОМПЬЮТЕР

Подведение итогов - команда победитель.

5. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

  • повторили материал пройденный на прошлом уроке;
  • изучили новый материал - кодирование информации;
  • закрепили новый материал на практике.

С какой целью люди кодируют информацию?

Какие коды вы используете на уроках математики?

Используете ли вы кодирование при записи домашнего задания в дневник?

Какой код использует учитель, чтобы сообщить родителям о результатах вашей работы?

 

Рефлексия

Продолжи предложение

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Сегодня на уроке мне понравилось…
  • Сегодня на уроке я повторил…
  • Сегодня на уроке я закрепил…
  • Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
  • Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…
  • В каких знаниях уверен…
  • Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…
  • Над чем следовало бы ещё поработать…
  • Насколько результативным был урок сегодня…

 

 

За активную работу на уроке получают оценки: ___________

6. Домашнее задание

Параграф 7 стр.46-49; Р/т № 92-95

Прикрепленный файл Size
Конспект урока по информатике.doc 691.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн