Сообщение темы, целей и задач урока. Приветствие и мотивация обучающихся. Проверка готовности к учебному занятию, организация внимание детей.
Хотелось бы, чтобы девизом сегодняшнего урока стали такие слова:
Твори, ищи, фантазируй смелей –
Поиск идет необычных идей!
Сваливай мысли в гору большую,
Из сотни простых найди золотую.
Камнем в соседа бросать не смей,
Бросишь камень – не будет идей!
2. Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/
Приходилось ли вам обрабатывать информацию?
Назовите общую схему передачи информации./Источник информации – информационный канал – приемник информации./
Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? /Об обработке информации, о кодировании информации, и расшифровке закодированной информации/
3. Изучение новой темы.
История кодирования информации начинается с тех самых времен, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира. (Слайд 3)
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только получить сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника – ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу; телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договориться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. (Слайд 4)
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.
Код- это система условных знаков для представления информации.
Кодирование- формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число 5 – код отличных знаний, 4 - код хороших знаний, 3 – удовлетворительных, 2 – плохих). С помощью нотных знаков записываются (кодируются музыкальные произведения. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. (Слайд 5)
По слайду 6 расскажите, где применяются коды.
В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код – метку, состоящую из четырех черных линий. Для чтения штрих кодов применяют специальные сканеры. С их помощью в компьютер вводят информацию о стоимости покупки. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. План местности, карта, чертежи технических деталей, наскальные надписи, система счисления, математические формулы, кодированная информация в компьютере и т.д. (Слайд 6)
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует написать на конверте в специальном отведенном месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код Москвы и коды всех населенных пунктов Московской области начинаются с цифры 1.
Практическая работа в парах
Вспомните и напишите почтовый индекс нашего населенного пункта на конверте. Для проверки поменяйтесь конвертами друг с другом.
Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся:
разговорные языки (русский, английский, немецкий – всего более 2000 языков),
язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей,
научные языки (например, язык математики),
языки искусства (музыка, живопись, скульптура),
специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. (Слайд7)
Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.
Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск. (Слайд12)
длвоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер. (Слайд10)
Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование.
Как вы думаете с какой целью люди кодируют информацию?/ Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание информации (шифровка) информации, удобство обработки и т.д./
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический - с помощью рисунков или значков;
Числовой - с помощью чисел;
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
(Слайд11)
Обратное преобразование называется декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
(Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Закрепление новой темы.
Работа в рабочих тетрадях
№83.Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова, используя флажковую азбуку, и объяснить их значения.
Ответ:
1) камбуз – судовая кухня;
2) кубрик – общая жилая каюта;
3) склянки – полчаса;
4) швартовы – тросы, которыми корабль привязывают к берегу;
5) якорь.
№85.Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы порадовать капитана Вунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками
Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:
Вы разделитесь на две команды. Выберите капитана команды.
Задание 1.
Придумайте название команды и зашифруйте его с помощью азбуки Морзе. Передайте команде противника для расшифровки.
Задание 2.
Девиз нашего состязания закодирован. Декодируйте информацию. (Сайд14)
Только смелым покоряются моря.
Задание 3
Вам всегда, везде и во всем поможет то, что закодировано в следующем задании…(Слайд15)
Декодируйте информацию, зная что
каждой букве соответствует пара чисел,
где первое число – номер столбца,
а второе число – номер строки в кодовой таблице:
(5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3)
(ДРУЖБА)
Задание 4.
Декодируйте сообщения, в которых заключена народная мудрость. (Слайд 24)
Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считался записанным по кругу. Декодируйте следующие сообщения:
а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл;
б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
а) Друга ищи, а найдешь - береги.
б) Старый друг, лучше новых двух.
Задание 5. (Слайд25)
Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы: