Причиной многообразия химических веществ является способность атомов образовывать связи друг с другом. На уроке мы повторим и обобщим механизм образования и типы различных видов связи.
Знакомит с целями и планом работы на уроке.
(Слайд №1, 2).
План.
1.Повторение основных понятий и определений темы.
2.Виды химической связи.
3.Механизмы образования химической связи.
4.Закрепление изученного материала.
Записывают дату и тему урока в тетрадь. Знакомятся с планом работы.
3 мин.
3.
Повторение и обобщение изученного материала
ЕК ЦОР, №1
ЕК ЦОР, №2,3
ЕК ЦОР, №4,5
ЕК ЦОР, №6
1. Разминка.
Вопросы: (Слайд №3, 4)
-Что такое э.о?
- Как изменяется э.о в периодах и группах?
- Что является заветной мечтой атома любого химического элемента и причиной образования химической связи?
- Что такое химическая связь?
- Электроны, за счет которых атомы образуют химическую связь, называются …..
- Где расположены в атомах валентные электроны?
- Какой физический смысл имеет номер группы?
- Сколько валентных электронов в атомах кальция, фосфора?
- Какие виды химической связи вам известны?
- Химическая связь, образуемая за счет общих электронных пар это …
- Ионная связь – это …
Учитель благодарит учащихся за ответы.
2. Практическая работа.
Перед ее выполнением учитель напоминает учащимся о правилах составления схем образования химической связи. (Слайд №5, 6)
Выберите пары веществ, между которыми возможно образование связи:
I вариант: ионной
А. С и S Б. K и O
В. Si и H Г. Li и N
II вариант: ковалентной полярной
А. N и H Б. O и O
В. H и O Г. Na и F
(Слайд №7)
3. Фронтальная работа по теоретическим вопросам.
Учитель констатирует факт, что различные виды химической связи имеют единую природу, т.к. имеют сходство в механизме образования. Предлагает учащимся доказать это, ответив на вопросы: (Слайд №8)
- В чем проявляется сходство ковалентной и металлической связей?
- В чем заключается сходство ионной и металлической связей?
- В чем заключается сходство ковалентной полярной и неполярной связей?
После ответов учащихся подводит итог.
4. Фронтальная работа по схемам «Определи вид связи».
Учитель предлагает учащимся определить вид связи по схеме и обосновать свой выбор.
(Слайд №9)
5. Химическая гимнастика
(физкультминутка).
Учитель демонстрирует карточки с формулами химических веществ и предлагает учащимся:
при изображении формулы простого вещества – сделать наклон головы к правому плечу, при изображении формулы сложного вещества – наклон головы к левому плечу.
Карточки: MgO, P4, PH3, Na2S, O2, SO2, Al.
6. Игра в крестики-нолики.
Учащимся предлагается самостоятельно найти выигрышный путь, который составляют вещества с определенным видом связи и для одного из них (на выбор) составить схему образования связи. (Слайд №10)
По окончании работы предлагает учащимся организовать взаимопроверку.
Учащиеся работают фронтально, отвечая на вопросы учителя.
По одному представителю от каждого варианта выполняют это задание у доски.
Остальные учащиеся выполняют работу в тетради и готовятся комментировать ответы противоположного варианта.
Комментируют выполненную работу.
Учащиеся слушают и отвечают на вопросы.
Учащиеся выполняют задание устно.
Учащиеся выполняют гимнастику.
Учащиеся выполняют работу в рабочей тетради, а затем проверяют ответы друг у друга в паре с оцениванием.
5 мин.
8 мин.
4 мин.
3 мин.
2 мин.
6 мин
4..
Закрепление изученного материала.
Тест.
Тест выполняется по дифференцированным заданиям. Уровень сложности учащиеся выбирают самостоятельно.
(Слайд №11)
Тексты тестов выдаются учителем (приложение).
Учащиеся выполняют задания и сдают тетради на проверку учителю в конце урока.
8 мин.
5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель подводит итоги урока, отмечает учащихся, наиболее активно работавших на уроке, выставляет оценки за работу на уроке.
Беседа:
Что удалось на уроке?
Какие вопросы темы вызывали затруднение?
Что необходимо предпринять для ликвидации пробелов в знаниях?
Учащиеся делятся впечатлениями по уроку.
3 мин.
6.
Домашнее задание.
По желанию учащихся выполняют задание для подготовки к контрольной работе (Слайд №12).
Учитель комментирует домашнее задание.
Учащиеся записывают задание в дневник.
2 мин.
Литература:
О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2010.
О.С.Габриелян, А.В.Яшукова Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна
«Химия. 8 класс». М., Дрофа, 2010.
3. Картинки https://www.google.ru/search,
4. Личные материалы.
Приложение 1.
Тест «Виды химической связи».
■
1. В ряду F – Cl – Br – I с увеличением порядкового номера химического элемента
электроотрицательность:
1) увеличивается 2) уменьшается
3) не изменяется 4) изменяется периодически
2. Какой вид химической связи в молекуле F2:
1) ионная 2) ковалентная полярная
3) ковалентная неполярная 4) металлическая
3. Ионная химическая связь образуется в соединении:
1) CH4 2) NaF 3) N2 4) SiO2
4. Один вид химической связи имеет HCl и
1) Br2 2) NaCl 3) H2O 4) H2
5. В каком ряду записаны вещества только с ионной связью:
6. Установите соответствие между формулой вещества и видом химической связи в этом соединении:
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ВИД ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
1) MgCl2 A. Ковалентная полярная
2) NH3 Б. Металлическая
3) Ca B. Ионная
4) Cl2 Г. Ковалентная неполярная
▲
1. В каких из предложенных веществ ковалентная полярная химическая связь? Обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, то задание выполнено правильно.
1
2
3
4
5
6
7
O2
H2S
CS2
N2
AlCl3
H2O
Na2S
2. В веществах, образованных соединением атомов с одинаковыми значениями электроотрицательности, химическая связь:
1) ковалентная неполярная 2) ковалентная полярная
3) ионная 4) металлическая
3. Ионная связь характерна для
1) SiO2 2) KBr 3) Mg 4) H2S
4. В молекуле СО2 химическая связь
1) ионная 2) ковалентная неполярная
3) ковалентная полярная 4) металлическая
5. В каком ряду записаны вещества только с ковалентной полярной связью: