Базовое содержание урока
|
Деятельностный компонент урока
|
Ценностный компонент урока
|
Творческий компонент урока
|
Смысловые блоки содержания
|
Познавательные задачи для учащихся
|
^ 1. Организационно мотивационный этап урока
|
Определение темы урока
|
Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим графическое описание погоды на сегодня.
Задание «Значение атмосферы»
на интерактивной доске выполняет учащийся.
Установить соответствие: «рисунок» - «название». Ответить на вопрос. – Какова роль атмосферы в жизни Земли.
^ Фронтальная беседа с учащимися.
- Что называют погодой?
- Какие сведения о погоде вы отмечали в своем календаре погоды?
- Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?
- При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?
- Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?
^ Проверка задания на интерактивной доске.
- Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?
- Выскажите предположение, чему будет посвящен
наш урок?
- Сформулируйте цель нашего урока
|
Графически изображают погоду дня.
- 50 С
Отвечают на вопросы
Задание на интерактивной доске
Формулируют тему урока и цель.
«Атмосфера и человек»
- Доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли.
|
Самодельные метеорологические приборы
|
|
Формулирование задач урока
|
Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели.
|
Перечисляют задачи:
1.Выяснить, какое влияние атмосфера оказывает на человека. Как человек влияет на атмосферу.
2. Изучить, что такое парниковый эффект. Спрогнозировать его последствия.
3. Познакомиться с явлениями в атмосфере.
4. Сформулировать правила поведения во время грозы.
|
|
|
Создание мотивационной установки
Физминутка.
|
Посмотрите на фото разных людей.
- Чем отличаются люди изображенные на фотографиях?
- Влияют ли атмосферные условия на внешний облик людей?
Задание на интерактивной доске
Установить соответствие: «люди» - «пояс освещенности»
|
Задание на
интерактивной
доске
|
|
|
2. Процессуально - содержательный этап урока
|
Влияние атмосферы на человека
|
- Как вы думаете, при какой температуре и влажности воздуха человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно?
Найти в тексте параграфа стр. 77 подтверждение правильности своих рассуждений.
|
Рассуждение учащихся.
Работа с текстом учебника.
Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа стр. 77.
|
|
|
Влияние человека на атмосферу
|
В атмосферу постоянно попадают вещества, образующиеся в результате природных процессов (извержений вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров) и хозяйственной деятельности человека (транспорт, промышленность, тепловые электростанции).
Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод.
- К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?
|
Учащиеся работают в парах.
Работа с текстом параграфа (стр.77)
Составить схему «Загрязнение атмосферы»
Природное
Антропогенное
Загрязнение атмосферы
Содержание оксида углерода, выбрасываемого в атмосферу (%)
|
Источники загрязнения
|
Оксид углерода (%)
|
Транспорт
|
63
|
Промышленность
|
21
|
Электростанции
|
5
|
Прочие источники загрязнения
|
11
|
Делают вывод о парниковом эффекте и его последствиях (таяние ледников, затопление суши)
|
|
|
Опасные явления в атмосфере
|
Что такое гроза? Откуда берется молния?
Просмотр фрагментов видеоролика «Почемучка. Гроза» (начало просмотра ролика с 3:42 до 4:35)
http://video.mail.ru/mail/sverdlovsk52/_myvideo/2433.html
- Почему гремит гром? (начало просмотра с 7:30 до 8:15)
- Как определить на каком расстоянии происходит гроза?
Сформулируйте правила поведения во время грозы (видео 9:53 – 10:45)
- Как защитить себя от грозы?
|
Составляют правила поведения во время грозы.
Правила поведения во время грозы
Нельзя:
1. Оставаться на открытом месте.
2. Прятаться под одиноко стоящим деревом.
3. Купаться в воде.
Меры предосторожности:
1) Укрыться в здании, где есть громоотвод.
2) Переждать грозу в салоне автомобиля.
|
Знать как вести себя во время грозы.
|
|
Редкие явления в атмосфере
|
Солнечный свет, проходя атмосферу, при определенных условиях может создавать удивительные оптические эффекты.
- Какие оптические эффекты вы наблюдали в природе, или вы о них уже читали?
- Почему радуга разноцветная?
Видеоролик «Почемучка. Что такое радуга» (начало просмотра с 9:02 до 11:12).
http://video.mail.ru/mail/matvejeva1961/2020/11032.html
- Почему закат и восход солнца красный?
Опишите оптическое явление в атмосфере. Просмотр
видеоролика «Мираж в пустыне Сахара» http://www.youtube.com/watch?v=OgrBSbexsM4
- Можно ли в нашей местности наблюдать это оптические явление?
|
Отвечают на вопросы.
Описывают оптические явления в атмосфере.
|
|
|
3 Этап закрепление
|
Закрепление
|
Кроссворд "Атмосфера"
1. Оптический эффект после дождя.
2. Наука о воздушной оболочке Земли.
3. Оптический эффект в жаркий день.
4. Состояние атмосферы в данный момент на местности.
5. Основной источник загрязнения воздуха.
6. Нижний слой атмосферы
7. Прибор для измерения атмосферного давления.
8. Опасное атмосферное явление.
9. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи.
- Приведите примеры доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий.
|
Отвечают на вопросы.
Находят ошибки и исправляют их.
|
|
|
4. Рефлексивный этап урока.
|
Рефлексия деятельности
|
Продолжи предложение
«Чтобы доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли, мы …»
|
Изучили влияние атмосферы на человека, влияние человека на воздушную оболочку Земли. Познакомились с опасными и редкими явлениями в атмосфере. Узнали, как защитить себя от грозы.
(обобщение проведенных действий)
|
Анализ своей деятельности на уроке
|
|
Рефлексия эмоционального состояния
|
Прием «Шкала успеха»
|
Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:
«Я» 0________10
«Мы» 0________10
«Дело» 0________10
|
Анализ своего эмоционального состояния
|
|
5. Объяснение домашнего задания.
|
Обязательное домашнее задание
|
Д/з § 14.
Познакомься с предложенным материалом в школе географа-следопыта стр.80-82
Вариант 1 выполняет задание 1 и 3
Вариант 2 выполняет задание 2 и 3.
|
|
|
|