Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Значение пословиц и поговорок народов мира для изучения астрономической физики в школе.

Submitted by Зульфия Шагитовна Гаязова on Tue, 11/11/2014 - 10:42

Со всех сторон нашу Землю окружает необъятный мир небесных тел. Его называют Вселенной или космосом. Лишь некоторые из небесных тел, как, например, Солнце, Луна, 5 планет и наиболее яркие звезды, можно наблюдать невооруженным глазом. Но во Вселенной бесчисленное множество тел, которые не видны даже в самые мощные телескопы; о них мы судим на основании тех или иных теорий. Все эти тела изучает астрономия. Таким образом, астрономия — наука о строении и развитии космических тел, их систем и Вселенной вообще. Само слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» означает «светило», «номос» — закон.

 В связи с 50-летием полета Юрия Гагарина указом Президента РФ Дмитрия Медведева 2011 год в Российской Федерации объявлен Годом Космоса. В связи с этим проводятся различные конференции, форумы, фестивали, посвященные вопросам изучения и освоение космоса, астрономии, астрономической физики.

Первым значимым событием в череде праздничных мероприятий станет запуск 16 марта пилотируемого корабля "Союз ТМА-21" с очередным экипажем МКС на борту. По словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, на корабле будет сделана надпись "ГАГАРИН".

Сохраняя свои позиции космической державы, Россия начинает строительство нового космодрома Восточный в Амурской области.

В этом году Россия после многолетнего перерыва возобновляет исследования дальнего космоса: на октябрь намечен запуск межпланетной автоматической станции "Фобос-Грунт", которая должна доставить на Землю образцы породы со спутника Марса - Фобоса. На этой станции на Марс отправятся первые "земляне": в списке "пассажиров" около 60 наименований биообъектов. За 11 месяцев космический аппарат достигнет орбиты Марса. Там он будет на протяжении нескольких месяцев вести дистанционное исследование Красной планеты и выбирать удобное место для будущей посадки на Фобос. После чего от него отделится спускаемый аппарат, который совершит посадку на Фобос и заберет с поверхности этого, по мнению некоторых ученых, захваченного Марсом астероида, реликтовое вещество, из которого, возможно, сформировались планеты Солнечной системы. Образцы грунта будут затем доставлены на Землю. На Фобосе останется долгоживущая станция, которая продолжит в автоматическом режиме изучение марсианского спутника, мониторинг климата Марса и исследования околопланетного пространства. На проекте "Фобос-Грунт" специалисты отработают все основные технологии для последующих экспедиций на красную планету, в частности, операции по посадке и забору грунта в условиях нулевой гравитации. Возвращение межпланетного аппарата на Землю планируется на 2014 год.

Цель данной  работы заключается в том, чтобы найти связь между астрофизикой и поговорками, указать на трудности, возникающие при осмыслении  пословиц и поговорок, а также продемонстрировать как такие поговорки и пословицы способны помочь нам – простым школьникам решать задачи по физике, в том числе в формате ЕГЭ.

Задачи :

  1. Собрать иллюстративный материал – пословицы и поговорки на разных языках, посвященных теме Космоса, астрономии, физики.
  2. Проанализировать содержание и смысл этих пословиц и поговорок.
  3. Доказать, что эти пословицы и поговорки могут на практике помочь ученикам старших классов средней школы находить решение задач по физике, в том числе по астрономической физике.

Методы:  сбор материалов по теме исследования, анализ собранного материала, изучение научной и учебно-методической литературы, обобщение полученных данных. 

Практическая значимость.  На уроке физики все должно быть красиво, созвучно, интересно, только тогда будет интересно и учителю и ученику.

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на Земле:

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

 

Ток по проволоке струится;

Спутник ходит по небесам,

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам!

В последнее время много говорят об интеграции предметов естественно- математического цикла, в том числе и физики. Хотя физику можно интегрировать и с литературой, и с искусством, так как  наука и искусство – две ветви познания и отражения реального мира. У них общий объект познания – природа. Только физика как наука отражает в сознании человека разумом реальный мир, а искусство – эмоциями. 

Академик Л.Д. Ландау говорил:  «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства – плохой физик».  Использование устного народного творчества, фрагментов из произведений художественной  литературы,  элементов народной культуры на уроках физики повышает интерес к предмету, делает знания живыми, эмоциональными, осознанными.

Выделим несколько способов использования элементов литературы и культуры при изучении физики:

1. Иллюстрация применения научных знаний.

2. Объяснение физических явлений, опытных фактов, отраженных в том или ином произведении.

3. Использование фрагментов произведения для составления задачи.

К.Г. Паустовский говорил: «В детстве и юношестве мир предстает для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава,  обильнее дожди, ярче небо… Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас  –  величайший дар, доставшийся нам от  поры детства».  Эта особенность детского мировосприятия и позволяет привлекать  средства литературы, устного народного творчества и искусства к обучению физике.

Покажем это на конкретных примерах.

Всем известны эти пословицы:

1. Как аукнется, так и откликнется – русская пословица.

2. Собака лает - ветер уносит – русская пословица.  

3. Много снега – много хлеба – русская пословица.

4. <Месяц> Светит, да не греет – русская пословица.

5. Солнце греет сильнее, когда нет облаков – монгольская пословица.

6. Туман рассеивается - волку не по душе – монгольская пословица.

7. Если бы не было облаков, мы бы не любили солнца – английская пословица (If there were no clouds, we should not enjoy the sun).

Первая пословица объясняет такое явление как эхо. Эхо изучается в школьной программе в 9 классе в разделе «Механические колебания и волны. Звук», Параграф «Отражение звука. Эхо» (Перышкин А.В. Физика 9 кл., 2009).

Вторая пословица объясняет физическое явление звукопроводности воздуха. Звукопроводность воздуха изучается в школе в 9 классе в разделе «Механические колебания и волны. Звук», Параграф «Звуковые волны. Скорость звука»  (Перышкин А.В. Физика 9 кл., 2009).

Третья пословица связана с таким физическим явлением как теплопроводность. Теплопроводность изучается в школьной программе в 8 классе в разделе «Тепловые явления», Параграф «Теплопроводность». Снег обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые посевы от вымерзания (Перышкин А.В. Физика 8 кл., 2001).

Четвертая пословица объясняет такое физическое явление, как отражение света и излучение тепла. Месяц (Луна) светит отраженным солнечным светом, не излучая тепло. Отражение света в школьной программе изучается в 9, а затем в 11 классе. В 9 класе в разделе «Механические колебания и волны. Звук», Параграф «Отражение звука. Эхо» (Перышкин А.В. Физика 9 кл., 2009). В 11 классе в разделе «Оптика», глава «Световые волны», Параграфы «Скорость света» и «Закон отражения света», в главе «Излучение и спектры», Параграф «Виды излучений. Источники света» (Физика. 11 класс. / Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., 2009).

Пятая пословица объясняет такое явление, как излучение. Излучение в школьной программе физики изучается в 8 классе в теме «Тепловые явления».  Главе «Тепловые явления» в параграфе «Излучение» (Перышкин А.В. Физика 8 кл., 2001).

В шестой пословице говорится о таком физическом явлением, как влажность воздуха, которая изучается в 10 классе в теме «Тепловые явления» (Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл., 2008).

В седьмой пословице говорится о таком явлении как поглощение света, которое изучается в 11 классе в разделе «Астрономия» в главе «Солнце и звезды», Параграф «Солнце» (Физика. 11 класс. / Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., 2009).

Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках физики, можно сделать следующие выводы:

1. Человек  оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для него всё, что имеет определённую значимость, личностный или общественный смысл.

2. Глубокие исторические корни пословиц, тот факт, что они впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование при изучении физики сегодня.

3. Использование пословиц и поговорок при изучении физики позволяет нам повысить свой уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия.

4. Использование в ходе изучения физики произведений устного народного творчества, а именно - пословиц и поговорок народов мира, делает физику как предмет школьной программы более увлекательной и позволяет нам повысить уровень усвоения материала по различным темам.


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн