Цель урока : сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.
Задачи урока :
1.Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами и учебником.
2.Развивать мышление , умение делать логические выводы из наблюдений по опыту.
3.Сформировать понимание практической важности воды в жизни человека .
Оборудование: реактивы- щелочной металл (натрий) , чашка Петри с водой, пластм. пинцет, сера , спиртовка, спички, железная ложечка, коническая колба с водой, лакмус, стакан с водой, стакан с солью, стекл. палочка, р-р кислоты, р-р щелочи. Бумажные сказочные персонажи на магнитиках : царица Химия, Вода, Соль, Водород, Кислород, Баба Яга.
Компьютер, проектор, экран, CD диски « 1-с , образовательная коллекция- самоучитель : химия для всех- XXI» или « Уроки Кирилла и Мефодия 8-9 класс- неорганическая химия».
Для экспериментальной работы на столах учеников в коробках набор -пробирки с цинком, медью, оксидом кальция, оксидом меди, держалка, пробирка с водой, фенолфталеин, спички , спиртовка.
План урока :
1.Организационный момент: приветствие , объявление темы , формулировка цели и задач урока.
2. Проверка домашнего задания и повторение изученного.
3. Изучение нового материала.
4.Закрепление материала в виде проверочной работы ( если время останется , то проверяют друг у друга , а если нет , то проверить у доски – делает кто-то из учеников )
5.Домашнее задание.
6.Итоги урока.
Ход урока :
1. Организационный момент: приветствие, объявление темы , запись на доске и в тетрадях. Формулировка цели и задач урока.
2.Проверка домашнего задания и повторение изученного: на экране демонстрируются слайды с разным агрегатным состоянием воды и задаются вопросы :
- какое агрегатное состояние может принимать вода?
- какие особенности , связанные с температурой кипения и плавления , есть у воды ?
-как у воды связаны плотность , масса и объём ?
- какие свойства воды вы ещё знаете ?
3. Изучение новой темы : ставится проблемный вопрос : «Как можно определить состав воды?»
Работа с учебником - определение состава воды.
Рассказ о Химическом государстве , где встретились водород и кислород. После долгих уговоров кислород соединился с водой и образовалась вода.( На доске появляются Водород и Кислород ).
Запись на доске : уравнение горения водорода 2 H 2+ O 2 = 2 H 2O
На доску прикрепляется фигурка Воды.
И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить.
Появилась здесь девица,
А прозванье ей – водица.
Шествует как королева,
Гордо, важно, очень смело
Нужная она всегда!
Помни, звать её - вода!
Прослышала про воду соль и очень разволновалась .(На доске- фигурка Соли )Она считала себя красавицей и самой нужной людям, ведь она единственный съедобный минерал и без неё жизнь была бы пресной . Часто соль смотрела в зеркало и спрашивала у него:
«Свет мой , зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее ,
Всех красивей и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна , спору нет.
Но водица всех милее,
Всех прозрачней и нужнее».
Соль очень рассердилась : « Я обязательно её уничтожу !»И тут , как в любой сказке, появляется Баба Яга!: « Я тебе помогу! Прикоснись к воде и она пропадет!»
Опыт – растворение соли в воде .
Вопрос классу : «Какое свойство воды мы увидели ?
Соль была в ужасе: «Если меня не видно , как мной будут восхищаться?»
Вопрос классу : « Можем ли мы помочь ей ?»
И тут вмешалась царица Химия .Она выделила соль из воды с помощью выпаривания . Вода превратилась в пар и полетела белым облачком над Химическим государством.
Вскоре повстречались ей братья щелочные металлы .Жили они в замке с крепкими стенами.( Демонстрация натрия и калия в железных банках под керосином). Они были настолько активные , что никуда их из замка не выпускали. Но вода , пролетая над замком , случайно осела в виде прекрасного озера. Братья с восторгом побежали купаться и - исчезли !
Демонстрация опыта взаимодействия натрия с водой. (Проекция на экран через оверхед-проектор).
Запись на доске и в тетрадях учеников : «Химические свойства воды».
Уравнение реакции взаимодействия воды с натрием.
Демонстрация видеофрагмента « Калий и кальций с водой» изCD «1-с : Химия для всех – ХХI».
Вопрос классу : «Почему эти металлы хранят под керосином и с ними надо очень осторожно обращаться?»
Но металлы разные по свойствам .Мы уже знаем, что металлы бывают очень активные , средней активности и неактивные. (Работа по «Ряду активности металлов») Давайте убедимся в этом на опыте. Осторожно берём коробки с реактивами и вспоминаем технику безопасности ( стекло, спиртовка, правила нагревания). Вам даны 2 металла- медь и цинк. Прилейте к ним воду и проследите , идёт ли реакция . А давайте попробуем нагреть пробирки и посмотрим за изменениями хода химической реакции.
Результат записываем в тетрадь в виде химических уравнений.
Впереди царство Оксидов .Оксиды прослышаны про то , что металлы исчезли и забеспокоились , как бы и с ними чего не случилось. И тут опять Баба Яга :
« А вы, братцы, прогоните её!». Только оксиды прикоснулись к воде , как тоже исчезли. Но всем ли оксидам страшна вода? Давайте проверим на опыте , а затем сравним по таблице растворимости полученные результаты.
Ученики проводят опыты с оксидами кальция и меди. Проверяют фенолфталеином. Результаты записывают в тетрадь.(здесь обратить особое внимание , что с водой реагируют только оксиды , образованные щелочными металлами ).
Вопрос классу :"Реагируют ли оксиды неметаллов с водой?"
Демонстрация опыта – горение серы и растворение оксида серы в воде. Образование кислоты доказываем лакмусом.
Запись на доске и в тетрадях.
Осталось познакомиться воде с царством Кислот, Солей и Оснований. Как вы думаете, реагирует ли вода с ними? Демонстрация реактивов в склянках.
Запись в тетрадях - вода образует с кислотами, щелочами и растворимыми солями растворы.
Полюбила царица Химия воду. Вода оказалась великой труженицей , ведь без неё не получишь растворы , не будут работать заводы , колоситься поля , да просто жизни не будет ! И стала вода полноправной жительницей химического государства , но из-за удивительных своих свойств стоит особняком и мы изучаем её отдельно от всех классов веществ. Вот и сказке конец , а кто слушал – молодец !
4. Закрепление новой темы .
На оборотной стороне доски написаны 2 варианта заданий. Выбрать те вещества , с которыми реагирует вода и написать уравнения реакций.
6. Итоги урока . Обобщение химических свойств воды. Оценивание работы учеников. Диалог с классом о экологических проблемах , связанных с загрязнением воды . Показ слайд-шоу о значении воды в жизни человека.