Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образы птиц в музыке

Фото пользователя Любовь Викторовна Шнайдер
Submitted by Любовь Викторовна Шнайдер on Tue, 21/10/2014 - 18:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шнайдер Любовь Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ ДО "Нижнесортымская ДШИ"
преподаватель
 

Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
  • познакомить с музыкальным приёмом «звукоподражание»;
  • определять эмоционально-образное содержание музыкального произведения (самостоятельно или при помощи «Словаря признаков характера»);
  • продолжать накапливать слуховой опыт;
  • развивать творческие навыки.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Островская Я.Е., Фролова Л.А. Музыкальная литература (1 год обучения). СПб, 1998.

Используемая методическая литература: 
  1. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры. М., 2000.
  2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал (1,2 часть). М. 2000.
  3. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал. На лугу. М., 1999.
Используемое оборудование: 
  1. Иллюстрации с изображением птиц, деревьев.
  2. Магниты.
  3. Изображение музыкальных инструментов (клавесин, баян).
  4. Словари признаков характера (6 шт.)
  5. Цветные карандаши.
Краткое описание: 
<p>На протяжении многих веков в своих сочинениях композиторы любили изображать повадки и пение разных птиц: жаворонка, кукушки, соловья. &nbsp;</p> <p>Чтобы изобразить пение птиц, композиторы используют специальный музыкальный приём &ndash; <strong>звукоподражание</strong>. С помощью этого приёма можно изобразить и пение птиц, и шум дождя, и журчание ручейка.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Ход: I. Опрос:

1. Назовите фамилии композиторов, с музыкой которых мы познакомились уже в новом учебном году. (К. Сен-Санс, М. Мусоргский)

2.Сен-Санс написал цикл произведений «Зоопарк», какие пьесы мы слушали?

3. Вспомнить характерные особенности каждого произведения. (Черепаха – музыка медленная; Осёл – играет скрипка, подражает крику животного; Аквариум – музыка лёгкая, сказочная, воздушная, играет челеста.)

4. Музыкальная викторина (К. Сен-Санс. Карнавал животных).

 

II. Новая тема.

На протяжении многих веков в своих сочинениях композиторы любили изображать повадки и пение разных птиц: жаворонка, кукушки, соловья.  

Не случайно и сейчас, когда хотят отметить мастерство и красоту голоса певца, говорят: «Поёт как соловей!».

(На доске прикрепить иллюстрации – деревья, птицы.)

Чтобы изобразить пение птиц, композиторы используют специальный музыкальный приём – звукоподражание. С помощью этого приёма можно изобразить и пение птиц, и шум дождя, и журчание ручейка.

 

 Послушаем пьесу итальянского композитора Отторино Респиги (1879-1936 г.г.), которая называется «Соловей».

Закройте глаза и представьте, что вы в лесу рано-рано утром, начинает просыпаться природа, птицы, на траве и листьях ещё лежат капельки росы.

(Слушаем О. Респиги. Соловей.)

Услышали соловьиные трели? Это и  есть приём – звукоподражание.

Сколько инструментов звучало: один, несколько или  симфонический оркестр?

Какие слова можно подобрать для определения характера этой музыки? (Работа со «Словарём» - светлая, спокойная, умиротворённая, нежная, лёгкая, радостная.)

(Запишите три слова, характеризующие музыку.)

 

 Ещё один французский композитор Луи Клод Дакен (1694 – 1772 г.г.) тоже изобразил в музыке лесную птицу.

Послушайте,  попробуйте отгадать, о какой птице идёт речь? Какой инструмент исполняет пьесу? (баян подражает пению кукушки)

(Слушаем Л. Дакен. Кукушка.)

Подсказка – попевка «Кукушка» чья это песня в лесу?

Вспомнить, как выглядит кукушка (маленькая серая птица, высокий голосок, повадки).

Ещё раз послушаем отрывок – проговариваем ку-ку (или отмечаем чёрточкой в тетради).

Какой характер этого музыкального произведения? (музыка быстрая, высокий регистр и т.д.)

 

 В пьесе, которую вы сейчас услышите, французский композитор Жан Филипп Рамо (1683 – 1764 г.г.) изобразил с юмором домашнюю птицу. Какую? – попробуйте догадаться сами. Исполняется произведение на клавесине (предшественнике фортепиано).

(Слушаем Ж. Рамо. Курица.)

Что происходит с курицей в музыке – кричит «кудах-тах-тах», клюёт зёрна, встречается с другими курицами, перелетает с места на место.

Сейчас ещё раз прослушаем фрагмент этой пьесы, чтобы хорошо почувствовать характер музыки, представим, что мы курицы – клюём зёрна (в тетради нарисовать круг, в котором будут зёрна). Выберем цвет карандаша в соответствии с настроением музыки. (Жёлтый, коричневый, зелёный).

Работа со «Словарём признаков характера» (с. 74) – весело, забавно, шутливо, юмористично, суетливо.

 

III. Итог:

С каким музыкальным приёмом сегодня познакомились?

Для чего используется звукоподражание?

Произведения каких композиторов послушали? Какие птицы изображались?

Домашнее задание – повторить тему, нарисовать птицу.

 

Прикрепленный файл Size
Образы птиц в музыке.doc 45 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн