Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Искусство Гжели

Фото пользователя Лариса Александровна Пятко
Submitted by Лариса Александровна Пятко on чт, 09/10/2014 - 14:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пятко Лариса Александровна
Место работы, должность: 

кафедра дизайна и рекламных технологий ИПТД - филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ, ст. преподаватель

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

познакомить обучающихся с особенностями гжельской керамики и приемами ее росписи

Задачи:

предметные:

  • дать понятие об особенностях гжельского художественного промысла;

  • научить выполнять элементы художественной росписи в технике двойного мазка.

личностные:

  • развивать готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формировать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России;

  • учить проводить оценку и самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

метапредметные:

  • формировать умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • учить соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • формировать умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;   

  • развивать умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. 5 класс. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.  - М.: Просвещение, 2014.

Используемая методическая литература: 

Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс. - М.:Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: 

интерактивный мультимедийный комплекс, персональные компьютеры, подключение к интернету, акварельные краски, альбомы, кисти, баночки с водой, акварельная бумага, образцы изделий “Гжель”.

Используемые ЦОР: 

http://www.artrusse.ca/russian/Gjel_rus.htm - сайт “Русское народное искусство. Гжель.

http://www.youtube.com/watch?v=JGOmIs6hZwc  - техника “Двойной мазок”.

http://www.youtube.com/watch?v=9znH8EC_iJs  - Гжель.

Краткое описание: 
<p>Урок открытия новых знаний. Соответствует требованмям ФГОС.</p>

Технологическая карта урока 

шапка.jpg

Этап 1 “Мотивация и постановка целей” (6 минут)

Показывает разноцветные квадраты и просит отобрать те цвета, что имеют отношение к Хохломе.

Анализируют, выбирают цвета хохломской росписи.



 

Правильный ответ:

какого цвета хохлома.png

Осуществлять

актуализацию

личного опыта, выделять информацию на основе имеющихся знаний, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Взаимодействуют

с учителем во

время объяснения задания. Взаимодействуют с одноклассниками во время взаимопроверки тестового задания.

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.


 
 

Уметь слушать в

соответствии с

целевой

установкой.

Дополнять и

уточнять ответы по существу заданной цели. Контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Создает проблемную ситуацию, задавая вопрос по поводу тех цветов, что остались не востребованными (синий, белый):  знаком ли кому-то вид художественного промысла, где используют эти цвета.

Решают проблемную ситуацию.

Выдвигать

гипотезу и

обосновывать ее.

Взаимодействуют с классом, с учителем.

Умение организовывать  совместную деятельность с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрения в диалоге. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Анализируют правильность ответов по решению проблемной ситуации.

Осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Демонстрирует образцы Гжели (показ видеофрагмента до 2мин.47сек. )

Смотрят видеофрагмент.

Потребность в общении с произведениями изобразительного искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Общение с произведением искусства.

Умение вести внутренний диалог.

Анализируют просмотренные образцы и намечают перспективы работы.

Прогнозирование – предвосхищение результата получения новых знаний.

Проводит беседу по увиденному материалу. Ставит проблемные вопросы.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Освоение художественной культуры как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах. Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Взаимодействует с учителем и одноклассниками во время обсуждения видеофрагмента.

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коррекция и оценка своих ответов, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Демонстрирует конец видеофрагмента с 2мин.47 сек. до 3мин., сосредотачивая внимание учеников на текстеГжель1-1.jpg

Читают вслух. Оценивают увиденное.

Освоение практических умений и навыков восприятия и оценки произведений искусства.

Совместная аудиодеятельность.

Умение организовывать  совместную деятельность с другими обучающимися.

Анализируют прочитанный вывод.

Умение создавать обобщения, классифицировать.  

Побуждает обучающихся к постановке цели урока.

Осмысливают. Ставят цель урока. Решают, что для достижения цели надо сделать.

Умение планировать работу, ставить задачи для достижения цели.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Инициативное сотрудничество в в постановке задач, исходя из цели.

Анализируют и намечают перспективы работы.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 

Этап 2  “Изучение нового материала” (6 минут)

 

Рассказывает об истории и особенностях гжельской росписи. (Справочный материал здесь).

Слушают.

Заполняют (в парах) словарь терминов.

 

Правильный ответ:

керамика.png

Формирование умений  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Развитие компьютерных компетенций.

Взаимодействие с учителем. Обсуждение с одноклассниками правильность выполнения задания.

Умение организовывать  совместную деятельность в паре.

Мобилизуют усилия на прослушивание нового материала.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся. Взаимооценивание.


 

Волевая саморегуляция. Уметь слушать в

соответствии с

целевой

установкой.

Контролировать в форме сличения ответа с заданным эталоном.

Демонстрирует видео “Элементы росписи Двойной мазок

(с 50-й секунды), делает по ходу  пояснения, задает  уточняющие вопросы.

Слушают, выполняют упражнения в технике “двойного мазка”.

Приобретение опыта работы в технике двойного мазка.

Взаимодействие с учителем.

Умение вести диалог.

Мобилизует усилия на выполнение учебной задачи.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Обнаруживать

отклонения от

эталона.

 

Этап 3 “Закрепление знаний, умений, способов деятельности” (15 минут)

 

Консультирует.

Выполняют  самостоятельную творческую работу “Роспись тарелки”.

 

Пример выполнения работы:

gzhel1-5.jpg

Освоение практических умений и навыков восприятия и интерпретации  произведений искусства.

Взаимодействие с учителем.

Умение вести диалог (внутренний и внешний).

Соотносят свои действия с планируемыми результатами.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Обнаруживать

отклонения от

эталона.

Адекватно

воспринимать

оценку учителя.

Предлагает вспомнить этапы технологической цепочки производства изделий народного художественного промысла Гжель.

Заполняют хронологическую линейку.

 

Правильный ответ:

технология Гжели.png

Осуществлять

актуализацию

личного опыта, выделять информацию на основе имеющихся знаний. Установление причинно-следственных связей. Развитие компьютерных компетенций.

Работают в группах.

Умение организовывать  совместную деятельность с другими обучающимися. Взаимопомощь. Взаимооценивание.

Мобилизует усилия на выполнение учебной задачи.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Обнаруживать

отклонения от

эталона.

 

Этап 4 "Обобщение и систематизация знаний” (15минут)

 

Дает задание выполнить информационно- рекламные  буклеты “Гжель”. Консультирует.

Собирают материал для буклета (через Интернет), выполняют логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.);

Оформляют буклет.

 

Пример буклета:

Гжель1.jpg

Гжель2.jpg

Формирование умений  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Развитие компьютерных компетенций.


 

Работа в группах.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение корректировать и контролировать действия партнеров.

Мобилизует усилия на выполнение учебной задачи при условии коллективной работы в группе.

Составляют план и последовательность действий, выполняют его.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации конфликта (возможного при групповой работе) и к преодолению препятствий.

Предлагает оценить работу групп по созданию буклетов в комментариях на сайте класса.

Знакомят учеников с работой своей группы. Знакомятся с работами других групп по созданию буклетов.

Освоение навыков восприятия творческих заданий. Учатся оценивать чужую и свою работу.

Взаимодействие внутри группы,  с другими группами и с учителем.

Умение вести диалог. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Осознают качество выполнения своей работы при сравнении с работами других групп.

Оценка, как осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

Этап 5 "Домашнее задание" (1 минута)

 

Объясняет домашнее задание: 1.разместить на сайте класса рисунки и буклеты

2.оценить работы одноклассников, сделав комментарии под рисунками и буклетами.

Слушают учителя, запоминают, делают записи в дневник.

 

Взаимодействуют

с учителем во

время объяснения задания.

 

Слушать

собеседника.

Мобилизует усилия на выполнение поставленной задачи (запись в дневник).

Адекватно

воспринимать

слова учителя.

 

Этап 6 "Рефлексия" (2 минуты)

 

Предлагает заполнить итоговую анкету-рефлексию.

Анализирует анкеты.

Отвечают на вопросы по проведенному уроку.

Учатся выделять

существенную

информацию.




 
 

Анализирует работу на уроке.

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что происходило на уроке. Установление причинно-следствен-ных связей.

 

Методические рекомендации по проведению урока

Этап урока

Методические рекомендации

Мотивация и постановка целей

1.Работа по выбору цветов может проводиться, как с использованием ИКТ (сервис http://learningapps.org/), так и без использования компьютера (работа с цветными квадратами, прикрепленными на доске).  

2.При просмотре 1 части видеофрагмента «Сказочная Гжель» комментарии учителя нежелательны, т.к. это может нарушить образное аудиовизуальное восприятие темы.

3.Учителю следует хорошо знать хронометраж видеофрагмента и умело им пользоваться для соблюдения четкости подачи материала.

4.Учителю необходимо точно формулировать необходимые вопросы при обсуждении видеофрагмента. Это даст возможность быстрее и правильнее найти нужный для данного момента (мотивация и постановка целей) ответ.

Изучение нового материала

1.Учителю необходимо тщательно отобрать и логично построить материал об особенностях Гжели, исключив информационную перегрузку обучающихся с учетом возраста.

2.Работа с терминами  возможна как в парах, так и индивидуально. В первом случае появляется комфортность, возможность прийти к правильному решению коллегиально.

3.Просмотр видеофрагмента «Двойной мазок» следует начинать с 50-й минуты. Видео идет без звука. Учителю следует четко комментировать происходящие на экране действия. После пояснения технологии выполнения росписи предложить ученикам самим выполнить упражнения в технике двойного мазка. При этом используется репродуктивная возможность выполнения упражнения параллельно с происходящим на экране.

4.Воду, краски и бумагу приготовить на рабочих местах до урока.

Закрепление знаний, умений, способов действия

1.Роспись тарелки подразумевает круглую форму. Для этого можно использовать циркули или заготовленные заранее шаблоны.

2.Следует обратить внимание на то, что роспись ведется сразу кистью, без предварительной работы карандашом.

3.Выполнение задания «Хронологическая линейка» может проводиться в парах и фронтально на интерактивной доске.

Обобщение и систематизация знаний

1.Деление на группы (для экономии времени на уроке) желательно провести до урока.

2.Работа обучающихся во временных малых группах - плодотворная почва для деловой помощи друг другу, она стимулирует взаимообучение, что способствует повышению эффективности обучения.

3.Выполнение буклета ведется в Microsoft Office Publisher . Считается, что обучающиеся уже умеют выполнять буклеты с использованием ИКТ-технологий..

4.Для выполнения буклета необходима работа с Интернет-источниками. Следует учесть возможность отсутствия интернет-связи во время урока и предусмотреть групповую работу по разработке эскиза будущего буклета с последующим выполнением буклета дома.

5.Работа по созданию буклетов может растянуться по времени. Следует проанализировать работу групп (сделать промежуточную оценку) и дать возможность обучающимся доделать задание дома. Готовность учеников продолжить работу говорит об их заинтересованности темой, мотивации на познание и качество выполнения задания.

Домашнее задание

1.Подразумевается, что имеется сайт класса (учителя), где ребята выкладывают свои работы.

2.Следует дать возможность ученикам во внеурочное время отсканировать (сфотографировать) свои работы и выложить их на нужный сайт.

3.Считается, что работа по комментированию работ на сайте уже проводилась, а потому не требует особых пояснений при объяснении домашнего задания.

4.Обратить внимание на то, что оценка за выполненные задания (эскиз росписи тарелки и буклет) будет выставляться учителем с учетом комментирования работ на сайте. Это будет стимулировать ребят к активности и объективности взаимооценивания.

Рефлексия

1.При возникновении затруднений по формированию мыслей для заполнения таблицы можно предложить обучающимся несколько возможных готовых кратких формулировок ответов.

2.Обратить внимание на то, что заполнять все пункты анкеты не обязательно.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн