Submitted by Роза Назифовна Логинова on чт, 11/06/2009 - 14:22
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу по изучению алгоритмов и очень скоро я буду приветствовать вас: «Здравствуйте , юные программисты». Все приготовимся для интенсивной работы на уроке. Урок будем сопровождать слайдами.
2. Актуализация знаний. Мотивационное начало урока.
Вы уж знаете что такое алгоритм? Напомните мне …..
Совершенно верно . Все данные вами определения верны. Но выберем из них те, в которых наиболее полно отражены свойства алгоритма. Какие?...
Вы знаете что алгоритмы можно записать несколькими способами. Сегодня мы будем работать с двумя из них :словесный и графический способ. Вспомним как называются известные вам элементы блок - схемы. ( демонстрируется слайд : фигуры с вопросами , а затем с полной информацией)
Для работы сегодня ком еще надо вспомнить команду присвоения? Как она записывается? Что означает выражение на слайде? Какое значение примет переменная а ?
Предлагаю поработать в группах: в словесной форме записать алгоритм
А) рецепт приготовления чая
Б) Правописание приставок без- и бес- ( бесстрашный , беззаботный, беспечный и др.)
С) Имея ведро, наполнить бочку из водоема.
Задания даются на карточках и проецируются слайды
После представленных алгоритмов делаем сравнение. Действительно . в первом случае команды выполняются одна за другой, во втором из двух команд выполняется только одна в зависимости от условия. А в третьей задаче повторяется одна и та же команда несколько раз. То есть мы видим разнообразие алгоритмов. Изучением основных алгоритмических структур мы и займемся сегодня. демонстрируется слайд с названием темы и перечнем обучающих задач новой темы.
3. Изложение нового материала
Можем ли мы записать алгоритмы рассмотренные ранее в виде блок – схемы? … С помощь слайдов рассматриваем блок - схемы каждой задачи. Делаем выводы о существовании трех разных базовых структур- следования , ветвления, цикла и соответственно линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов. (Все определения записаны на слайдах и в опорных конспектах ).
Вернемся к задаче с ветвлением . Поменяем условие если корень начинается с гласной на если корень начинается с согласной . Что нужно изменить в блок схеме , чтобы алгоритм работал правильно?
В жизни встречаются задачи разного содержания условий, оно может быть составным , например , при х>0 and y=5 . Решать задачи с составными условиями мы будем чуть позже.
Алгоритм ветвления имеет разные варианты. С помощью слайда рассмотрим разновидности :
если – то
если - то - иначе
выбор
выбор иначе
Какие задачи вы можете предложить к этим конструкциям?...
Алгоритм цикла также имеет разные варианты. С помощью слайда рассмотрим разновидности :
В задаче о заполнении бочки можно ли условие поставить после команды действий принеси ведро воды и вылей в бочку. Как тогда запишется условие?
Отсюда, делает вывод о существовании цикла до и цикла пока. Вводим понятие тело цикла
С помощью слайда рассматриваем цикл для (цикл со счетчиком).Прошу привести примеры таких задач.
Итак, мы рассмотрели все основные типы алгоритмических структур . Зная их и конечно комбинируя вместе вы успешно справитесь с любой задачей.
Делаем физминутку. По тренажеру глаз все 5 упражнений повторить по 10 раз. Сделать для мышц шеи упражнение «Любопытная Варвара». Я в это время раздаю ОК.
Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для глаз? ( 5 раз конструкция цикл). Сколько раз повторяется команда тела цикла?( 10 раз)
4. Закрепление
задание 1 . К данной блок схеме составить условие задачи и реализовать ее для известных вводных величин.( Задание проецируется со слайда)
а) модуль числа. б) Сумма натуральных чисел от 1 до N
задание 2 . В группах самостоятельная работа.
Написать блок – схему для нахождения
А) y={4, если а>0 Б) по данному радиусу площадь и длину круга
3, если а<=0
С) Перед выходным папа сказал сыну : « давай спланируем завтрашний день. Если будет хорошая погода, то проведем день в лесу. Если будет плохая , займемся конструированием , а затем посмотрим фильм по телевизору. Постройте блок – схему действий папы и сына.
Измените блок –схему , если отец принял предложение сына: «Хорошо бы вернуться из леса к началу телефильма».
Проверка решения с помощь слайдов. Учащиеся выставляют самооценку в карточки контроля знаний.
Для проверки усвоения темы дается следующий тест( выполняется на листочках , после самопроверки сдается без исправлений учителю):
1. Алгоритм, в котором, в зависимости от выполнения или невыполнения какого- либо условия, выполняется та или иная последовательность действий, называется … ( разветвляющийся)
2. Алгоритм , отдельные действия которого многократно повторяются , называется…( циклический).
3.Перечислить три основных типа алгоритмов…( Линейные, разветвляющиеся, циклические)
4. (смотрим на слайд) Какой будет результата выполнения программы , при х=3?
5. Базовая структура , образованная из последовательности действий, следующих одно за другим , называется… (следование)
6. Алгоритм, состоящий из базовой структуры следование называется …(линейным)
3 С.В.. Андреева «Основы алгоритмизации», тетрадь, стр 1-52, выполнять задания по выбору
Программные продукты
Диск «Вычислительная математика и программирование», раздел «Алгиритмика», урока3-6, игра «Ежиные тропы»
Выучить опорный конспект . Подготовить задачи, решение которых соответствует линейном, ветвящемуся и циклическому алгоритму и их решения на отдельных бланках.
Итог урока:Что же нового вы сегодня изучили?... Было сложно понять? Кто сегодня дает себе отрицательную оценку7….
Особенно хорошо поработали сегодня….Зафиксируем это «звездочками». Все успехи будут учтены на заключительном уроке этого модуля.
Самоанализ урока:Моя система учебно- воспитательной работы базируется на интегральной технологии, которая включает следующие принципы: тематическое планирование блоками и модулями, дифференцированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании, валеологизация образовательного процесса и применение компьютерных технологий. Урок построен как урок изучения новой темы с применением компьютерной презентации, направлен на формирование новых знаний. Закрепление организовано в дифференцированных группах. Домашнее задание носит характер дозирования по желанию и возможностям.
Размещено пн, 15/06/2009 - 08:17 пользователем Татьяна Анатольевна Тюрина.
Роза Назифовна! Во- первых, большое Вам спасибо за хорошую оценку моих уроков. Я согласна с Вами, что ученики, изучая иностранный язык, должны уметь на нём рассказывать не только о стране изучаемого языка, но и о том, что их окружает. Ваш урок информатики , Роза Назифовна, меня тоже очень заинтересовал, т.к. программирование- очень востребовано в наше время. А научить детей азам этого- в первую очередь, на мой взгляд, дело школы и учителей.
Комментарий был изменен с момента создания (Tjurina, пн, 15/06/2009 - 08:17).
Размещено пн, 15/06/2009 - 10:45 пользователем Елена Александровна Сибатова.
Отличный урок Роза Назифовна! Спасибо. Я всегда боялась информатики,компьютера. Но как говрится "от судьбы не уйдёшь",в век компьютера все-таки приходится работать с информационными технологиями.
Очень хороший урок. Игра "Ежиные тропы" очень подходит для закрепления материала. Только вот где тег к документу "Дневник обучения группы учителей РТ"Алексеевское""
На: Основные алгоритмические структуры
Роза Назифовна! Во- первых, большое Вам спасибо за хорошую оценку моих уроков. Я согласна с Вами, что ученики, изучая иностранный язык, должны уметь на нём рассказывать не только о стране изучаемого языка, но и о том, что их окружает. Ваш урок информатики , Роза Назифовна, меня тоже очень заинтересовал, т.к. программирование- очень востребовано в наше время. А научить детей азам этого- в первую очередь, на мой взгляд, дело школы и учителей.
На: Основные алгоритмические структуры
На: Основные алгоритмические структуры