Как определить уровни сформированности контроля у ребёнка?
4 replies
чт, 02/10/2014 - 14:06
Эльза Харисовна Тутаринова
На сайте с: 11/04/2010
Баллы: 82
Здравствуйте, коллеги! Так получилось, что я еще не работала по ФГОС, но теоретически представляю, что такое современный урок в условиях ФГОС. Знаю, что одним из условий нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Обучающийся должен уметь прослеживать ход выполнения учебных действий, чтобы своевременно обнаружить погрешности и внести коррективы для успешного выполнения учебной задачи. Но у разных учеников сформированность контроля может быть различной. Как вы, коллеги, справляетесь с этой проблемой? Есть ли уже какие-то наработки, методики, которые дают возможность определить уровни сформированности контроля у ребёнка?
Сегодня, к сожалению, еще нет таких способов, которые могли бы показать насколько сформирована УД у ребенка, поэтому наиболее адекватным методом является наблюдение. При всех его недостатках: некоторые неточности, зависимость результатов от особенностей восприятия и понимания ситуации наблюдателем и др., именно оно способно дать целостное представление о таком сложном явлении как формирующаяся УД. Для выявления динамики протекания УД можно использовать методику Г.В. Репкиной и Е.В.Заика, в основе которой лежит наблюдение и определять уровень сформированности структурных компонентов УД для обучающихся. По ним можно судить об успешности становления УД.
В 5 и 6 классах привлекаю их к исследовательской работе. Большое внимание уделяю изучению родного края.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы, конференции учащихся, краеведческие проекты.
С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область
Выполнение действия контроля способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Такое отношение школьников к собственным действиям служит существенным условием правильности их построения и изменения.
Можно использовать в работе модель действия контроля в учебной деятельности школьников, построенную по методике Г.В. Репкиной и Е.В. Заики:
1. потребность в контроле; 2. осознание назначения контроля; 3. умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях); 4. умение объяснить ошибку; 5. умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя; 6. умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия; 7. умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи; 8. умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль (реконструировать способ действий товарища); 9. умение осуществлять проверку; 10. умение составлять план проверки.
Эльза Харисовна. В идеале к нам в 5 класс должны прийти дети, которые уже овладели способами контроля и коррекции учебных действий на доступном для них уровне. Их там этому должны научить учителя начальных классов. Но так как сейчас к нам приходят дети ещё не работавшие по ФГОСам, этому приходится учить их учителям-предметникам. Плохо, что у нас в школе нет внеурочной деятельности в 5-6 классах. А ведь именно на этих занятиях можно было бы тренировать детей по освоению разного рода учебных действий и предметных и универсальных.
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"
Здравствуйте, коллеги! Так получилось, что я еще не работала по ФГОС, но теоретически представляю, что такое современный урок в условиях ФГОС. Знаю, что одним из условий нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Обучающийся должен уметь прослеживать ход выполнения учебных действий, чтобы своевременно обнаружить погрешности и внести коррективы для успешного выполнения учебной задачи. Но у разных учеников сформированность контроля может быть различной. Как вы, коллеги, справляетесь с этой проблемой? Есть ли уже какие-то наработки, методики, которые дают возможность определить уровни сформированности контроля у ребёнка?