«Воспитание сказкой» - универсальное занятие
во внеурочной деятельности младших школьников
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.
В своей работе я широко использую все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказка базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных тонах и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Специфика сказки в том, что она является продуктом творчества определенного народа.
Одной из задач, решаемых в ходе этой работы, является создание условий для воспитания нравственно-патриотических качеств личности ребенка через ознакомление с историей и культурой родного края. Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творческой игры. Сказочный мир замечательно приспособлен для полноценного развития ребенка.
Задачи:
- создать условия для формирования личности ребенка через сказку;
- воспитывать интерес к художественной литературе, литературнохудожественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
- прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.
В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:
- совместная и индивидуальная работа;
- занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;
- традиционные фольклорные праздники и развлечения.
В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:
– Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают эту игру. Они любят загадывать известные им загадки, но и придумывают свои.
– Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек. Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.
– Придумывание определений к заданному слову. Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.
– Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи школьников.
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».
– Рассказывание сказки детям. Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.
– Творческие задания по содержанию сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.
Пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».
Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.
«Всё можно улучшить и изменить» - творческий девиз наших занятий
– Придумывание сказки на заданную тему – предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.
Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:
- К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»
- К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три
медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не
было, как повели себя медведи?».
Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу - храбрым и сильным. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
«Волшебная палочка» позволяет использовать творческий приём «оживление неживого» (ожило и заговорило старое колесо, рассказал о своей жизни карандаш).
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» -
«А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.
Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам.
Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу.
Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.
Таким образом, дети знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками
|