К ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XXI ВЕКА
Аннотация
Образование – это непрерывный процесс также как движение материи, разума и пространственно-временного континуума, что отражает эволюцию сознания. В статье рассмотрены процессы интернационализации и интеграции в образовании и построение новой мировой системы образования. Глобализацию образования упорядочивает Болонский процесс, а Открытый класс призван дать человеку новое мировоззрение и новое образование. Русский космизм заложил основу ноосферного образования. У России особая миссия.
Образование является и должно являться, по существу, непрерывным процессом от рождения до смерти, назначение которого состоит не столько в накоплении знания, сколько в расширении сознания. Знание само по себе мертво, если не влияет на взаимоотношения человека со своим окружением, социальную ответственность, исторические тенденции, частные и мировые условия, а главным образом на эволюцию сознания, вводя безграничные просторы неведомой вселенной в сферу ограниченного человеческого ума. Можно сказать, что образование – это непрерывный процесс обучения тому, как согласовывать между собой человеческие и природные элементы в составе человека, налаживая правильные отношения между Космосом и человеком, духом и материей, целым и частью.
Эта статья о философии образования актуальна потому, что все критическое мышление в области теории образования характеризуется в наши дни глубокой озабоченностью в отношении, как сохранения, так и обогащения человеческих ценностей. В такой философии должны сочетаться три основных подхода:
1) психологическая теория человеческой личности, которой следует «давать образование»;
2) социальная теория об обществе, которое мы пытаемся создать или сохранить, как подходящего вместилища распространяемых идеалов культуры;
3) мировоззрение, или космогония, теория о месте человека во вселенной.
В самом широком смысле, такое мировоззрение сделает возможной всепланетную цивилизацию, впитав в себя все то истинное о человеке и вселенной, что можно извлечь из всех региональных культур всех времен.Такие-то универсальные принципы и обеспечат нормы образования в новом веке. Современный мир страдает культурным провинциализмом, основанным на дуализме, направленном на внешнее (с объективной точки зрения западного мира) и устремленности вовнутрь, или субъективизма восточных народов. Каждая из этих цивилизаций, в своей крайней форме, закоснела в собственном равновесии. В своей гармоничной жизни человек должен объединить оба идеала, чтобы достигнуть целостности самому и сделать цельным окружающий мир. В будущем средство для устранения социальных расколов и психологической разобщенности, которые мешают, препятствуют нашим нынешним усилиям преодолеть разделение человечества, будет заключаться в восстановлении единства принципов, на которых может быть предпринято объединение человеческих ценностей и достижений. Причастность образования к этому процессу очевидна. на субъективных уровнях мы обязаны принять меры к воссоединению человеческой личности и преодолеть двойственность сознания, возникшую из культурной разобщенности в результате отрицания личного «я», как преобладающего принципа культуры мирной цивилизации Востока, и агрессивного «индивидуализма» Запада, как идеала западного человека. Таким образом, мы нуждаемся не только в политическом синтезе мировой федерации, в которой восточное и западное полушария действовали бы подобно правому и левому полушариям человеческого мозга, а мировой мозг служил узлом, где перекрещиваются планетарные нервы, но нуждаемся и во всепланетном образе жизни, всепланетной этике и всепланетном способе чувствования, чтобы накопить могучую движущую силу, которая потребуется для выполнения стоящих перед нами великих задач.
Нынешний экономический кризис - это показатель несостоятельности прежних принципов и вечной борьбы в философии между «материализмом» и «идеализмом». Наука xxiвека, благодаря квантовой парадигме, доказала, что нет ни материализма, ни идеализма, а есть единство. Время восстановить единство объективного и субъективного, экстравертивных и интровертивных цивилизаций, добиться высокого оркестрового звучания культуры, – это время наступило. деятельность в области мирового воссоединения должна включать призыв к странам Востока сохранять и развивать основные ценности своих региональных культур. Если Запад занят поиском принципов мирной плодотворной жизнедеятельности, то Восток может составить противовес нашему агрессивному материализму. Если новый синтез призван восстановить культурное и духовное единство человечества, то западному миру придется проявлять смирение при обращении к Востоку. Мы можем, если захотим, воспользоваться огромным наследием восточной культуры, доступным для нас хотя бы благодаря Интернету.
Наша главная надежда на выживание в этом в высшей степени поляризованном мире базируется на всемерных попытках синтезировать обе культуры, пока еще есть время. Если Восток откажет нам в этом времени и решит просто встретить нас на наших собственных условиях, это может оказаться концом истории для всех нас, как на Востоке, так и на Западе.
В нынешний век промышленности и экспансии налицо все больше свидетельств могущества восточной мысли, проникающей в науку, философию и искусства Запада. Психосоматическая медицина, парапсихология, аналитическая психология Юнга – были первыми признаки появления современных исследований, обращенных к внутреннему миру. Новый учет духовного фактора в жизни и образовании – это нечто большее, чем возвращение некоторых ранних форм христианской идеологии. В системе образования, предназначенной для нового века, Россия может предложить модель восточно-западной философии и займет свое надлежащее место. К элементам теории образования можно отнести следующие принципы:
А. Субъективное планирование – теория творческого саморазвития индивидуума.
Б. Объективное планирование – теория общества, в котором люди могли бы достойно жить.
Следующий шаг состоит в том, чтобы проверить справедливость этих принципов на практике. Испытание должно проводиться скорее в русле оперативных техник, присущих индийской психологии, нежели западными позитивистскими методами. И пока эта программа не пройдет требуемой проверки, было бы напрасной тратой времени предрешать её результат. Однако не стоит рассматривать подходы древнего Востока и современного Запада, как взаимоисключающие и альтернативные. В некоторых случаях эти подходы – просто два «языка» для констатации универсальных истин о человеческой природе. Перевод с одного языка на другой может уменьшить странность терминологии. То, что в данной статье кратко набросанный проект исследований – не туманная философская фантазия, а насущная и неотложная потребность, подтверждается документом, выпущенным «Отделом культурной работы» ЮНЕСКО, в котором тема обсуждения сформулирована в следующих словах: «Концепция человека и философия образования на Востоке и Западе». В нем говорится: «ЮНЕСКО не может оставаться безразличным к этой проблеме (Востока и Запада); оно обязано встретить её лицом к лицу в нынешних мировых условиях, вызванных все более ускоряющимся процессом унификации, сокращения расстояний, возрастающим значением технологии, постепенным достижением всеми народами политической независимости и взятием на себя международной ответственности, но больше всего тревогой и растерянностью, терзающими обе великие цивилизации прошлого, которые готовы дать рождение единой цивилизации будущего, но трусят под угрозой мирового кризиса, который они далеко не способны контролировать».
Средство от «болезни современного человека» имеется, и многие его компоненты описаны в Русском космизме, посвященном образованию в будущем. Осуществление упомянутых принципов – дело самого человечества. То, что её теории не остаются безразличными и непонятными для современных педагогов, подтверждает тот факт, что в отдельных местах уже предпринимаются эксперименты в области образования, которые должны выразить потребность в синтезе. Речь идёт о ноосферном образовании. Главной его целью является развить привычку к синтетическому мышлению и сформулировать или наработать объем мудрости, потребный для человеческой эволюции и личного развития. До настоящего времени в таком дополнении к нашим высшим учебным заведениям не было необходимости. Но с возрастанием числа специальных отраслей знания, когда нас буквально заваливает лавина информации и сведений, настало время серьезно взяться за выяснение того, что же все это знание означает. Если университет будет не в состоянии синтезировать универсальные основы современного обучения, он не сможет исполнять свою историческую роль и преподносить универсальные принципы просвещенным индивидуумам (с пелёнок знакомых с Интернетом), тянущимся к благу достойной жизни. Эта безотлагательная нужда требует точной констатации и признания, если мы хотим сознательно найти решение проблемы.
Главной целью «успеха в учении» (по выражению Бэкона) является пролить свет на четыре главных вопроса человеческого существования:
1. Что такое человек?
2. Что представляет собой физическая вселенная (космос), в которой человек живет?
3. В ходе каких эволюционных процессов род человеческий оформился в матрице природы, так что человек смог стать тем самосознательным и творческим индивидуумом, какой он сейчас?
4. Зная о космосе и о человеческой природе, какой наилучший вид общества можно предложить для прогрессивной самоэволюции человека?
В поиске ответов на эти вопросы и давая студентам стимулы и данные, необходимые для формулировки собственных ответов, преподаватели не будут строить из себя экспертов по интеграции. Вместе с заинтересованными студентами преподавательский состав будет искателем синтеза.
Вернёмся к началу нашей статьи. Парадокс в том, что Россия - это ни Европа и ни Азия, но которая соединяет в себе и ту и другую и является всепланетной цивилизацией. Поясним это утверждение, рассматривая следующие вопросы.
- Процессы глобализации.
- Центр глобализации – образование.
3. Процессы интернационализации и интеграции в образовании – построение новой мировой системы образования.
Глобализацию образования ныне упорядочивает Болонский процесс. Россия тоже подхвачена единым международным образовательным пространством через Интернет-обучение и E-learning.
Обратимся к истории.
1. Современный этап развития академической мобильности начался после окончания второй мировой войны. В первые годы «холодной войны» аналитики президента Гарри Трумэна, просчитывая стратегию своей страны, пришли к выводу, что наиболее экономичный способ распространения влияния США в мире – это обучение иностранных студентов. Знаменитая доктрина под названием «Америка –2000: стратегия образования», была опубликована в России «Учительской Газетой» в 1992 году: «Эта национальная программа США есть попытка подвигнуть общество к осознанию двух вроде бы простых истин. Во-первых, что сложность проблем, с которыми Соединенные Штаты входят в XXI век, требуют смены типов образования, создания новой генерации школ. И, во-вторых, что средством развития страны является не экономика, не политическое устройство, рынок, частная собственность, право, военная мощь или еще что-то, а только нового качества образование. Как следовало из комментариев к «стратегии», к ее реализации привлекается весь «творческий педагогический гений Америки» («УГ» №17/1992).
2. Эту идею в Европе восприняли только в 1999 году. 18-19 июня 1999 года в Болонье ряд европейских министров образования подписали совместное заявление, которое впоследствии послужило началом «болонского процесса» в европейской системе образования. Министры приняли во внимание возможности для мобильности, предлагаемые в соответствии с программами Европейского сообщества, и прогресс, достигнутый в этой области, например, запуском Плана действий по мобильности, поддержанном Советом Европы в Найсе в 2000 году. Не нужно быть особенным провидцем, чтобы предсказать, к каким грандиозным социальным последствиям должен, в конце концов, привести заявленный «болонский процесс» -через 20-30 лет вчерашние «мобильные» студенты займут ушедших по возрасту представителей европейского менеджмента, и тогда последние барьеры внутри ЕС будут естественным образом сняты. Образуется, как сказал бы Лев Гумилев, совершенно новый общеевропейский этнос.
В статье, напечатанной в «Русском Журнале» под заголовком: «О российских перспективах в Болонском процессе», говорилось о модульном подходе. Модульная система - это отказ от предметного преподавания и введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в архаичных традиционных формах. Российские стандарты составлены предметно, поэтому требуется перекройка всей системы довузовского образования и обновление высшего образования. Как известно, в его основе независимо от географической принадлежности - лежат универсальные принципы. Какие? В любой стране высшее образование, в основе которого лежит научное знание, является специальным: его цель подготовка добротного специалиста. Недостаточность такого образования для жизни в современном обществе (а не только в профессии) была ясна очень давно, но лишь относительно недавно и поначалу лишь немногие стали осознавать ее как реальную опасность для цивилизации. Сегодня она обретает черты общепризнанной социальной проблемы: остро необходимой стала способность к быстрой социальной адаптации. Решение этой последней задачи требует абсолютно новой информационно-образовательной среды». (см. «Русский Журнал» / Вне рубрик / Сумерки просвещения). www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030407_mitr.html)
Что касается формирования новой информационно-образовательной среды вуза, Е.В. Лобанова говорит, что новая парадигма образования, принятая в современной России, ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебного процесса в вузах, его адаптивности к социальным условиям и запросам населения и работодателей, широкое и повсеместное внедрение в учебный процесс вузов современных образовательных технологий, что будет и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний. Это означает, что перед каждым высшим учебным заведением стоит сложная, многофакторная задача – сформировать новую информационно-образовательную среду подготовки специалистов с учетом не только сегодняшних требований, но и социальной перспективы, стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий. Так, в последнее время наметилась явная тенденция к переходу от квалификационной модели специалиста к компетентностной. Акцент в его подготовке смещается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции [1].
Абстрагируясь от сферы причин явлений, меняющих условия жизни человечества сегодня, можно констатировать, что мы вступили в новые условия бытия, когда окружающая среда уже не пассивна, как прежде, но проявляет возрастающую активность, вступая во все более активное взаимодействие с человеком и человечеством. Эти условия толкают нас на пересмотр собственной концепции бытия и самих себя, решительно открывая путь для саморазвития. России есть что предложить мировому сообществу - это ноосферное образование.
Коноплев Н.С., доктор философских наук, профессор Иркутского госуниверситета, предлагает ноосферный расклад образования. Образование здесь определяется становящейся ноосферой:
1) возрастание инфомассива,
2) глобализация «текущего момента»,
3) формирование «виртуала» (т.е. строительного материала для субъектно организованной предметности).
4) INTERNETкак торжество «мировой паутины».
Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) создал новые образовательные технологии и ресурсы - "Открытый класс". Проект "Открытый класс" направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на решение задач поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов; широкого распространения электронных образовательных ресурсов; массового внедрения методик их использования; модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
В дополнение к этому, мы предлагаем следующее. Договаривающиеся стороны-участники сетевого образовательного сообщества обеспечивают, используя интернет-технологии, применение ценностных критериев к лавинообразно наплывающему инфомассиву. Отслеживая космичность единого информационно-образовательного пространства, они (т.е. ценностные критерии) достигают этого конструктивным проигрыванием «виртуала» – незримого сподвижника ноосферы. Ноосфера – достаточно хрупкое творение человеческого разума: она нуждается в прочном образовательном пространстве. Становящаяся ноосфера – это ноосферная форма движения материи, которая преодолевает «социальность».
Цель «Вебинара» (как я её понимаю) высказана Н.С. Коноплевым – объединение разноаспектных человеческих ценностей, придание им «общечеловеческой стоимости» на единой образовательной реальности – по «горизонтали» и «вертикали».
«Горизонталью» является «обучающе-воспитательный задел», влияющий на аутентичный прогон инфомассива. Инфомассив должен быть предметно-ценностно обработан в обучающе-воспитательном заведении – под руководством наставника. Речь идет об обычной школе, где закладываются основы построения ноосферы. информация в сознании школьника ценностно прорастает как что-то жизненно актуальное, чему подросток искренне сочувствует. Завершая школьное обучение, молодой человек – если только он личностно настроен, производит жизненный выбор: приступает к творчеству – выбору профессии.
«Вертикаль» единого образовательного пространства выстраивается чередой сменяющих друг друга диалогов, когда все личностно репрезентируемые индивиды возвышаются до раскрытия своих сущностных интенций. «…Мы обустраиваемся куда-то стремительно забегающей Вселенной; и наше самоузнавание проецируется межличностными связями (чему порукой «вертикаль» образовательного пространства)» [4, с. 275–276.].
К.С. Пигров предлагает свою технологию образования - монадность. Образование как, по сути, перемещение в духовном пространстве, находит свой существенный эквивалент как непосредственное перемещение в физическом и, в конечном счете, в культурном пространстве. Роль путешествия для образования хорошо понимали в XIX веке, но сегодня путешествие отошло в социальный институт туризма, а из сферы внимания педагогов по существу выпало. Видение русского космизма особенно подчеркивает смысл образования как путешествия [5, с. 3–6].
Идея К.С. Пигрова, как мы видим, согласуется с мобильностью Болонского процесса и нашим пониманием "Вебинара". Таким образом, Вебинар призван откорректировать повсеместные образовательные чаяния социума с его мучительными поисками смысла жизни. А Россия призвана дать человечеству новое мировоззрение – ноосферное, которое даст человечеству свободу, поможет обрести смысл жизни и построить всепланетную цивилизацию.
Понятие ноосферы сегодня имеет множество толкований – это и сфера накопленного опыта человечества, это и сфера всех мыслей, когда-либо посещавших сознание людей. Все они происходят из определения, широко введенного В.И. Вернадским – сфера разума. Можно дать следующее определение ноосферы – это информационное поле Земли как части космоса. Это сфера того, что доступно разуму. Новизна предлагаемого определения ноосферы заключается в понимании разума как открытой, неограниченно развивающейся системы, поскольку разум не имеет смысла без сознания, как раз и обуславливающего его открытость. Поскольку сфера доступного для него в этом случае ограничивается лишь биологическими потребностями организма, а неохватная свобода духа, в которой существуют лишь возможности, оказывается недоступной. Поэтому ноосферу можно еще определить и как сферу смысла. Ноосферное мировоззрение – это когда осознаешь себя не в качестве собственного тела, но в качестве всего человечества и космоса. Ноосферная природа смысла – дать понятию нравственности абсолютную опору в виде конкретного знания, отражающего самоценность человека, человечества, Земли, Вселенной.
Наследияе Русских космистов, заложивших начало новых представлений о жизни на Земле и во Вселенной – это научный фундамент ноосферного образования, основа правильных отношений человека и природы. «Задача заключается в том, чтобы попытаться осуществить конверсию в сфере приложения интеллекта, направить его на созидание нового безопасного будущего всего человечества, способности к выживанию и развитию» [6, с.24].
Л.С. Гордина, к.т.н., доктор философии, профессор, президент Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира, эксперт Высшего экологического совета Государственной Думы РФ вспоминает слова Н.К. и Е.И.Рерих : «Если бы вместо мнимых нововведений и установлений человечество обратило внимание на законы Космические, можно было бы установить равновесие, которое все больше и больше нарушается, начиная с закона зарождения и до космического завершения. Законы утвержденные едины. Путь эволюции проходит, как нить через все физические и духовные степени. Поэтому государственный и общественный строй могут применить все космические законы для усовершенствования своих форм».
Она говорит о том, что сейчас из уст ученых звучит много разумных идей, но они не доходят до власть предержащих. В частности, весьма важным представляется появление новой науки – «Глобалистики». Автор этой концепции профессор Аркадий Павлович Федотов. Профессор Федотов рассматривает нашу планету как космический корабль с человечеством на борту. И чтобы этот корабль не потерял управление, Российские ученые разработали Ноосферную конституцию человечества и предлагают к рассмотрению ряд проектов этического характера. Среди инициатив отечественных экспертов –нормы, регулирующие проблемы энергоинформационного благополучия населения и культуры управления информацией. Ученые стали приближаться к созданию Единой научной картины мира в последние десятилетия XX века, и эта работа продолжается в наши дни. Высший смысл жизни человека – стремиться к познанию и попытаться осознать эту самую Единую картину мира и то, что мы встраиваемся во вмещающий нас мир и эволюционируем вместе с ним. В основу своего мировоззрения мы ставим экологию человека, его сознания. Переломить сознание человечества можно через образование, просвещение, информацию (см. симпозиум «Ноосферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении» Санкт-Петербург, 8,9 апреля 2005 года).
И.А. Ильин в работах «Русская идея III» и «Спасение в качестве» рассматривал качество как категорию, выражающую сущность национальной идеи России, в которой бы отразилась самобытность русского народа, направленная на выращивание «вторичных сил русской культуры (воли, мысли, формы) и организации». Качество в трактовке И.А. Ильина есть русское качество жизни, закодированное в культуре, философии русского народа, в его идеалах. И готовить восстановление России – значит, прежде всего, готовить себя к качественному служению Родине, готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой волевой идее – «русское качество». Он выделил первичные и вторичные «силы». К первичным «силам» он отнес «духовность», «правдолюбие». На их основе формируются «вторичные силы» — «воля, мысль, форма и организация». Их объединяет «искание» и «нахождение» «новой справедливости и настоящего русского братства» [7, с. 24-27].
Сейчас можно достаточно уверенно сказать, что причины наступившего кризиса глубоко экзистенциальны и лежат в самой природе человека разумного, в принципах его отношений с окружающим миром. Н.А. Козырев говорил, что человек – точка силы (точка сингулярности) – вечной энергии природы, но не просто пассивно отражающая ее, а преобразующая в энергию воли, любви и понимания, т. е. взаимодействия человека и природы… Не понимая причины Жизни, человечество живет в «мире следствий» и борется против самой жизни [8]. Более того, кризис является необходимым и важнейшим этапом в дальнейшей эволюции человечества. Попытки его избежать или оттянуть вряд ли приведут к чему-либо хорошему. Только изменение нашего сознания, образа мышления, переход на космическое, «ноосферное» мировоззрение, где сила разума играет решающую роль, даст новый импульс развитию современной цивилизации.
А.И. Субетто заявляет, что ноосферизм – это новая научно-мировоззренческая система и одновременно модель такого бытия человечества и России в XXI веке, которая обеспечивает их выход из кризиса, в котором мы оказались. Этот исторический тупик обозначился в форме первой фазы глобальной экологической катастрофы. Природа (биосфера, Земля-Гея как суперорганизмы) уже подписала смертельный приговор рыночно-капиталистическому человечеству. Выход у человечества и у России в его составе – один. Он состоит в переходе к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Качество реформ в образовании приобретает истинные основания, если они будут исходить не из подражания, из западнопоклонства, а из собственных оснований бытия и выживания. Россия должна стать ноосферным, образовательным обществом [9].
Таким образом, идеал образовательного общества составляют основы «образовательной России» в XXI веке, без которой нельзя вести речь о ее социально-экономическом прогрессе, о ее вкладе в прогресс развития человечества, в устойчивое развитие человечества на Земле в XXI веке. Ведущим становится духовное воспроизводство, восходящее воспроизводство качества человека и качества общественного интеллекта. Преодоление противоречия в системе взаимосвязей качества жизни и качества человека исторически решает образование. Образование как социальный институт становится базовой отраслью воспроизводства жизни и экономики, охватывая собой процессы передачи знаний, обучения и воспитания, становясь непрерывным, охватывающим всю жизнь человека. Образование – основа национальной безопасности России, глобального здоровья российской нации, экономической конкурентоспособности российского государства в XXI веке.
По какому пути должна двигаться Россия – в строну христианского и мусульманского востока или в сторону «просвещенного» Запада. Спор, начатый славянофилами и западниками в XIX веке, снова волнует русское общество. Н.А. Бердяев писал: «Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории. – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное. У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы… Особенное значение XIX в. определяется тем, что, после долгого безмыслия, русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы. Я говорю о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у нас велика»[10, с.8].
Магнитов С.Н. пишет: «Пресловутое бинарное деление мира на Восток и Запад давно столкнулось с противоречиями, лежащими на поверхности. Сами координаты, замкнутые на Европу устарели. Сама координатная роль Европы устарела. Более полноценное троичное деление пространства выделает логичную категорию оси, центра, разделяющую Запад и Восток, на входящую ни в то, ни в другое. Осевое пространство Земли дает осевую цивилизационную категорию. Это может быть пространство Зенита, центр Земли. Древние знали одну ось и один нулевой меридиан – проходящий по Уралу. Если посмотреть на карту мира, можно увидеть две громадные силы крайних полюсов, которые без центрального управления расколют мир надвое с непредсказуемыми последствиями. Из этого следует, что миссии России не просто быть буфером для Европы от Востока, а центром мирового равновесия, а затем и управления. Бесконечные дискуссии о месте России в мире сводятся, как правило, к трюизмам: мол, находится где-то между Западом и Востоком. Этим подчеркивается некая вторичность России. Это заметно по глубокомысленным расчетам разнообразных деятелей: чего больше в России – западности или восточности, что больше впитала Россия – Запада или Востока? Однако, если следовать логике положения солнца, то Россия ни восточная, ни западная цивилизация, Россия – цивилизация Зенита. Россия видит в Зените то, что никогда не увидит Восток и Запад. Это значит, что у России своя – зенитная миссия. Комплекс, в который нас вгоняют и западники, и восточники, нужно забыть, поняв, какая у нас миссия – стать носителем мирового ока, мирового зрения – того, на что не способны будут ни первые, ни вторые. Ибо и Восток, и Запад сходятся в Зените» [11]. Его концепция отражает своеобразную философскую «аксиому Пифагора» о троичности всего сущего: «Никто не может стать воистину мудрым, пока не будет уметь представить любую проблему в виде треугольной диаграммы… Узрите треугольник, и проблема на две трети решена. Все вещи состоят из трех… » [12, с.457]. Но как описать новый целостный мир будущего бинарным языком и мышлением настоящего? В статье Сергиенко П.Я. «Триалектика. Новое понимание мира» представлена научная гипотеза, в основу которой положен триалектическийÑпринцип всеобщей связи иерархии движения пространственно-временных систем (явлений действительности) Вселенной [13]. Рекомендуем с ней ознакомиться.
Сухонос С.И. на основании статистического анализа полной хронологии всех научных событий, начиная с Древнего Египта и заканчивая нашими днями, построил графики темпов развития науки в зависимости от географического места и исторического периода. Была выявлена цикличность в развитии науки (и общества) за 2000 лет. Попеременно активность научных событий перемещается с Запада на Восток через Срединную культуру. В России сформировалась к 2000 году пятая научная цивилизация, которая идет на смену четвертой – западноевропейской [14].
В заключении, мы можем сказать, что у России в XXI веке особая миссия. Россия – родина удивительной духовной культуры, создавшей такие феномены как «русский космизм» и «русская философия». Россия – не Запад, не Европа, и не Восток, не Азия. Она есть уникальная, евразийская, общинная, с большим «пространством-временем», цивилизация, имеющая свои законы социально-экономического развития. Качество реформ в образовании приобретает истинные основания, если они будут исходить не из подражания, из западнопоклонства, а из собственных оснований бытия и выживания. Россия должна стать ноосферным, образовательным обществом. «Знание, информация – это та сфера, которая наиболее легко преодолевает национальные границы… Знания, в отличие от сырья, не являются исчерпаемым ресурсом». [15, с.287]. Н.Н. Моисеев выражает надежду на то, что близится к концу эпоха анализа, отмеченная противостоянием культур, и в первую очередь культур Востока и Запада, исчерпывает себя аналитический логос. По его мнению, на данном этапе вместе с разного рода тенденциями исторического синтеза все более ощущается потребность в синтезе ментальном [16]. Движение научной мысли, не стесненное искусственными преградами, пути сообщения, переносящие миллионы людей из конца в конец планеты, средства связи, позволяющие людям обменяться мыслями в фантастически короткое время – все это важнейшие направления энергетического обмена нашего века, продвинувшего человечество к новому эволюционному витку космической спирали -к ноосфере по Вернадскому. В любом историческом процессе звучит ритм эволюции. Динамичное развитие земных цивилизаций и, как следствие, необходимость постоянного самообразования человека в процессе всей жизни, новые удивительные возможности информатизации стали причинами явного несоответствия традиционной педагогической парадигмы реалиям XXI века и заставили задуматься о новой парадигме образования. Но об этом читайте в другой статье этого сборника под названием: «новая образовательная парадигма».
Библиография
1. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.
2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. кн. 2.
3. Коноплев Н.С. «Страсти по диалектике…» // Некоторые актуальные вопросы философии и социальных наук: Материалы межвузовской научно-практической конференции /Отв. ред. Н.Н. Штыков. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. – С. 11-45.
4. Коноплев Н.С. Виртуальная реальность: ее природа и возможности // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7–11 июня 1999 г.): В 4 т. Т.1: Онтология, гносеология и методология науки, логика. Ч.2. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
5. Пигров К.С. Дом – Остров – Океан: к исследованию динамики человеческого пространства // Дом человека (экология социально-антропологических процессов). В надзаг. Институт биологии и психологии человека, и др. – СПб., 1998.
6. Мельникова Е.Н. Час X. Россия 21 век. – М., 1996.
7. Антология русского качества / Под ред. В. В. Бойцова, Ю. В. Крянова, – М.: РИО «Стандарты и качество», 2000.
8. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, Наука, Новосибирск (1989).
9. Субетто А.И. Качество реформ образования и ноосферная модель будущего бытия человечества и России // «Академия Тринитаризма». – М., Эл № 77-6567, публ.10917, 02.01.2004.
10. Бердяев Н.А. Русская идея. – М., 1992.
11. Магнитов С.Н. Восток и Запад сойдутся в зените // «Академия Тринитаризма». – М., Эл № 43-0226. 2003.
12. Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.3. – М.: Мысль, 1994.
13. Сергиенко П.Я. Триалектика. Новое понимание мира. – Пущино, 1995. – С.56.
14. Сухонос С.И. Российский ренессанс в ХХI веке. – М.: Планета, МОСТОК, 2001.
15. Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для вузов/ М.М. Лебедева. – М., 2003.
16. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М., 1998. – 450 с.
Ñ триалектика – это новая, по отношению к материалистической диалектике, теория познания Истины о началах бытия и творения (эволюции) действительности в согласии с принципами бытия Святой Троицы. Началом начал всего сущего в триалектике постулируется не «движущаяся материя», а – «движущееся пространство». Из постулата «движущегося пространства» выводятся понятия движения плоти и духа, вещественного числа и времени, движения пространства-времени и формируется новое видение Мира: от движения пространства-времени электрона до движения пространства-времени Вселенной включительно.
|