В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Цели должны быть:
- Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
- Конкретные.
- Понятные.
- Осознанные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Педагогическая цель, рассматриваемая в технологическом аспекте, предполагает наличие следующих компонентов:
- цель отвечает на вопрос – к чему учащиеся должны быть готовы/способны после прохождения учебного материала (проведения занятия), к чему ранее не были способны;
- результат должен иметь выражение в конкретных действиях учащихся (воспитанников);
- очевидным должен быть прирост знаний.
На уроках в условиях компетентностной парадигмы ученики должны обучиться приёмам проявления активности, обретению навыков самостоятельного поиска решений учебных задач, жизненных ситуаций, получить опыт активной коммуникации в условиях отстаивания своей собственной позиции. На этих уроках ученику должны быть созданы условия, при которых он сможет осознать и проявить себя как самостоятельный субъект общественной (школьной в том числе) жизни.
Деятельностная парадигма образования, когда ученик обучается не столько процессу приобретения знаний, сколько приёмам их поиска, использования и применения в различных жизненных ситуациях, требует обязательного соблюдения правил игры со стороны учителя и ученика, значит привлечение ученика к процессу целеполагания и планирования своей учебной и внеучебной деятельности. И здесь важно обратить внимание на особенность звучания цели.
При постановке целей, связанных с когнитивным развитием учащихся возможно использование следующих слов:
- Знания: ученик сможет определять, называть, распознавать, запоминать, кто, что, где, когда, перечислять, воспроизводить, повторять по памяти, обозначать, описывать, идентифицировать, просматривать.
- Понимание: ученик сможет описывать, сопоставлять, выражать, излагать своими словами, объяснять главную идею, основной смысл.
- Применение: ученик сможет применять, классифицировать, использовать, выбирать, приводить пример, создавать, решать, сколько, какие, показывать, демонстрировать, переводить, делать, иллюстрировать, записывать, обучать, создавать чат, веб-сайт, диаграмму, карту.
- Анализ: ученик сможетподдерживать, анализировать, делать вывод, заключение, сравнивать, определять последовательность, устанавливать происхождение, исследовать, определять категорию, классифицировать, определить мотивы или причины, устанавливать очевидность или справедливость, почему.
- Синтез: ученик сможет высказывать предположения, создавать, представлять в письменном виде, улучшать, конструировать, синтезировать, что если, решать, придумывать, изобретать, воображать, выдвигать гипотезы, комбинировать, соединять, сочинять.
- Оценивание: ученик сможет выносить суждение, аргументировать, решать, оценивать, прослеживать изменения, высказывать собственное мнение, что лучше, согласны ли вы, подтвердите, проверьте, проранжируйте, отберите, выберите, предоставьте рекомендации, сделайте заключение, обобщение.
Сложнее всего формулировать результаты, описывающие ценности. Как можно описать внешнее проявление внутренних качеств, личностных характеристик? Сделать это можно через описание социально-правовых проблем, явлений над которыми ученик задумается и к которым выразит свое отношение. При этом учитель, конечно, не может описать какое именно отношение сформируется у ученика (позитивное, негативное, равнодушное). Но он способствует созданию образовательной ситуации, в которой ученик не просто запомнит какие-то тексты, советы, не просто научиться действовать по определенным алгоритмам, но и задумается о ценности тех общественных благ, нравственных основ, во имя которых и совершаются те или иные действия, критически осмыслит социально-правовую реальность, выработает свое личное прочувствованное, осознанное отношение к правовым феноменам, ситуациям, проблемам.
При осуществлении целеполагания учителю необходимо формулировать эти “ценностные”, “воспитательные” результаты. Они могут звучать, например, так: "ученик сможет задуматься..."
|