Submitted by Галина Николаевна Абросимова on пн, 08/09/2014 - 08:02
План урока
Этапы
Виды деятельности
Время(мин.)
I. Организационный
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2
II. Проверка ранее изученного материала.
Выполнение индивидуальных заданий
5
III. Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности: формулирование темы, цели урока.
Фронтальная беседа, мозговой штурм в форме игра « Морской бой»
8
IV. Учебно - познавательная деятельность
Изучение нового материала, объяснение учителем схемы электролиза
6
1.Работа в парах
Самостоятельная работа по изучению электролиза растворов с использованием информационного материала, выполнение заданий
10
2. Отчет пар
Защита результатов работы
5
V. Диагностика качества освоения темы.Закрепление
Графический диктант
5
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
2
VII.Домашнее задание
2
I. Организационный этап
Учитель: Добрый день, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг- другу
и скажите: « У нас всё получится» II. Проверка ранее изученного материала.
На предыдущих уроках мы повторили классификацию химических реакций. Среди них - окислительно-восстановительные реакции. Давайте посмотрим
насколько вы справились с этой темой.
( учащимся предлагается выполнение индивидуальных заданий)
1. Компьютерное тестирование ( компьютер ведёт программированный контроль и выдаёт оценку)
2. Задание по карточке у доски ( задание С1, вариант 4, 2014г.) Приложение 1
3. Индивидуальные задания по карточке ( выполняются за партой с последующей самопроверкой) Приложение 1
III. Самоопределение к деятельности.
1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
Цель: актуализировать имеющиеся знания, связанные с электролизом как окислительно-восстановительным процессом, мотивировать обучающихся к изучению темы.
Учитель: Ребята, для изучения нашей темы, необходимо понимание многих понятий, которые вы должны были повторить дома. Предлагаю вам игру « Морской бой». На рабочем столе компьютера открываем файл « Морской бой», ( распределение команд) 1-ая команда нечётные корабли, 2-ая чётные. Штурм начинаем.
( утопающим можно предложить к следующему уроку « Обобщение и систематизация знаний по теме» составить кроссворд по данному материалу )
Учитель: А что является самым сильным окислителем, самым сильным восстановителем?
(ученики предполагают: окислители: кислород, фтор, серная кислота конц., восстановители: металлы, углерод и др.) Учитель: самым сильным окислителем и самым сильным восстановителем является электрический ток. С его помощью можно окислить даже ионы фтора и восстановить катионы щелочных металлов.
Итак, мы подошли с вами к определению темы урока.
Предлагаю загадку:
(слайд №1)
Опущу я в воду с солью
С проводками электроды
Если цепь потом замкнётся,
то какой процесс начнётся?
( предлагают ответ: электролиз)
Учитель: Итак тема нашего урока ( формулируют тему и записывают в тетрадь)
(слайд №2)
Учитель: Как вы думаете, какая взаимосвязь между электролизом и эпиляцией?
( пояснение термина эпиляция- техника удаления волос)
Учащиеся: (выдвигают гипотезу) возможно электролиз используется для эпиляции.
Учитель: Можем мы сразу её обосновать?
Учащиеся: нет.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Не достаёт знаний.
Учитель: С чего бы вы начали изучение темы? ( Рефлексия-диагностика индивидуальных предпочтений)
(предлагают варианты, обобщаем, корректируем план изучения)
План изучения: ( слайд №3)
1. Определение электролиза.
2. Электролиз расплава соли.
3. Электролиз раствора соли.
4. Применение электролиза.
Учитель: Ребята, какую же цель мы поставим? ( целеполагание)
(слайд №4)
Цель: изучить процесс электролиза и области его применения.
IV. Учебно - познавательная деятельность
Электролиз- это окислительно-восстановительный процесс, протекающий на
электродах, при пропускании постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита (учащиеся записывают)
Учитель: расшифруем понятия в определении
(слайд №5)
Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц. Электрод- проводник, посредством которого часть электрической цепи, образуемая проводами, соединяется с частью цепи, проходящей в неметаллической среде (жидкости, газе). Катод - отрицательный электрод. Анод – положительный электрод. Анод бывает – инертный (из C, Pt, Au), растворимый (из более активного металла – Cu, Cr, Ni и др.)
Рассмотрим сущность процесса по видео фрагменту «Электролиз расплава хлорида натрия» на инертных электродах.
Беседа:
Учитель: Какие частицы имеются в расплаве электролита?
( В результате термической диссоциации в расплаве есть ионы, которые находятся в беспорядочном движении).
Учитель: Что происходит в электролите под действием электрического тока?
( Ионы Na+ и Cl- приобретают направленное движение к электродам).
- Что происходит на электродах?
( На электродах ионы разряжаются)
( Слайд №6)
NaCl → Na ++Cl-
- K: Na+ + 1ē →Na0 восст- ие 2
+А : 2Cl- - 2ē → Cl20↑ ок- ие 1
2Na+ + 2Cl-→ 2Na0 + Cl20↑
2NaCl → 2Na + Cl2↑
( записывают в тетрадь)
Таким способом можно получить и другие щелочные, щелочноземельные металлы и Al, а также другие галогены – F2, Cl2, Br2,J2.
Но активные металлы получают не только из солей, но из расплавов других соединений, например Al из расплава оксида алюминия в криолите. Этот метод был разработан американским студентом Холлом и французским металлургом Эру немногим более 100 лет назад. Динамическая пауза
Учитель: Что произойдёт, если постоянный электрический ток мы пропустим через раствор электролита?
Ребята, вы приступаете к самостоятельной работе в парах.
Провести виртуальный эксперимент «электролиз раствора йодида калия»
(« Виртуальная лаборатория»-химия8-11 класс, учебное электронное издание). Составить схему электролиза раствора KI, используя материал учебника П.19 стр 161-162 и материал приложения №2
- Продукты электролиза определяются характером металлов и кислотных остатков солей (ряд напряжение металлов и окислительный ряд ионов)
Учитель: Вернёмся к вопросу, поставленному в начале изучения темы
( Слайд №9)
-Как вы думаете, какая взаимосвязь между электролизом и эпиляцией?
Обратимся к научно-популярной информации Приложение № 3
Учитель: Подтверждает эта информация нашу гипотезу? Почему?
Учитель: Мы рассмотрели несколько примеров, на основе которых можем говорить о применении процесса электролиза.
( Сообщение учащегося с использованием, составленной им заранее к уроку презентации)
V. Диагностика качества освоения темы.Закрепление
Цель: Установить степень усвоения темы «Электролиз»
( Слайд №10)
Графический диктант (выпишите номера верных утверждений)
(с последующей взаимопроверкой)
Электролиз можно считать окислительно-восстановительной реакцией, происходящей под воздействием электрического тока.
Катод – отрицательно заряженный электрод.
На катоде происходит процесс электрохимического окисления.
Анион SO4 будет окисляться на аноде в вводом растворе.
Анион CL будет окисляться на аноде в вводом растворе.
Катион Na будет восстанавливаться на катоде в водном растворе.
Катион Cu будет восстанавливаться на катоде в водном растворе.
Алюминий получают электролизом расплава AL2O3 в криолите.
При электролизе раствора NaCl можно получить щелочь NaOH и газы H2 и Cl2.
10. При электролизе раствора нитрата серебра можно получить серебро, кислород
и кислоту.
Ответы:
( Слайд №11)
1, 2, 5, 7, 8, 9, 10.
Учащиеся обмениваются тетрадями, выставляют друг другу оценки по оценочной шкале:
4 правильных ответа – оценка «3»,
5-6-правильных ответов – оценка «4»,
7 правильных ответов – оценка «5».
На слайде открываются правильные ответы.
VI. Рефлексия
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины
чемодан
Все, что пригодится в дальнейшем
мясорубка
Информацию переработаю
Корзина
Все выброшу
VII.Домашнее задание ( в приложении №2)
(слайд №12)
1.Изучить §18. Знать конспект - 2.Выполнить задание В3, вариант 4 3.Решить задачу: При электролизе водного раствора нитрата меди (2), на катоде образовался металл массой 1 г, определите массу соли необходимой для электролиза – на «5».
Определение коэффициентов в уравнении реакции методом электронного баланса
Уравняйте методом электронного баланса схему реакции:
Сумма коэффициентов в уравнении равна:
12
16
14
18
Приложение №2
Информация
Для составления уравнений электролиза растворов солей необходимо знать правила катодных и анодных процессов. В процессе кроме солей участвуют и молекулы воды.
определяются рядом активности металлов (рядом
стандартных электродных потенциалов).
Здесь возможны три случая:
1.Катионы металлов после водорода (от Cu2+до Au3+) полностью восстанавливаются на катоде.
2. Катионы металлов от Li+ до Al3+ включительно не восстанавливаются на катоде, вместо них восстанавливаются молекулы воды:
2Н2О +2ē → Н2↑ + 2ОН- Восстановление воды (запомнить)
3.Катионы металлов от Al3+до H+ восстанавливаются одновременно с молекулами воды.
Анодные процессы
1.В первую очередь на аноде окисляются бескислородные анионы: S2-, J-, Br-, Cl-, кроме F- и анионы органических кислот:
2RCOO- - 2ē → CO2↑+ R-R
2.Во вторую очередь – ОН- анионы, окисляются молекулы воды:
2Н2О - 4ē → О2↑ + 4Н +окисление воды (запомнить)
!!! Домашнее задание ( в приложении №2)
1.Изучить §18. Знать конспект - на «3».
2.Выполнить задание В3, вариант 4 -на«4».
3.Решить задачу: При электролизе водного раствора нитрата свинца(2), на катоде образовался металл массой 2 г, определите массу соли необходимой для электролиза – на «5».
Приложение №3
Информация
Электроэпиляция. Процесс электролиза.
А знаете ли вы, что электролиз используют в технике удаления волос.
В основу метода положено электрохимическое действие гальванического тока. В результате анодно-катодной реакции происходит образование соляной кислоты, которая, распадаясь, преобразуется в едкую щелочь. Именно эти два химических вещества приводят к электролитическому ожогу и разрушению волосяного фолликула.
Во время процедуры электроэпиляции нейтральный электрод зажимается рукою пациента, а активный электрод в виде иглы вводится вдоль волосяного стержня на глубину, соответствующую расположению фолликула. После этого подается электрический ток, сила которого регулируется с помощью аппарата.
Признаком окончившейся химической реакции служит выделение белой пены — пузырьков водорода.