Разработка урока по теме «Строение Земли. Горные породы и минералы» (с использованием технологии развития критического мышления)
Submitted by Оксана Петровна Абелинскене on вс, 07/09/2014 - 22:15
Методическая разработка урока
В качестве разработки урока была выбрана тема «Строение Земли. Горные породы и минералы», изучаемая в курсе начальной физической географии 6 класса. В этом курсе закладываются основы физической географии, формируется базовый понятийный аппарат, основные причинно – следственные связи между процессами и явлениями. С данной темой учащиеся начинают знакомиться еще в пропедевтическом курсе природоведения пятого класса, а уже в шестом классе на уроках географии происходит углубление знаний. В учебном плане сократилось количество часов на изучение предмета в 6 классе до одного часа в неделю. Возникшее несоответствие между объемом информации и возможностью его переработать усугубило снижающуюся мотивацию учащихся к изучению предмета. Поэтому в процессе обучения географии для учителя важно не только систематически излагать учебный материал, используя различные наглядные средства, но и ставить перед учащимися познавательные и практические задачи, требующие для их решения самостоятельной творческо – поисковой деятельности. Считается, что если учащиеся только слушают объяснение учителя, они усваивают не более 10% учебного материала. Если объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, то усвояемость возрастает до 50%. Максимально усваивается учебный материал только при самостоятельной работе учащихся.
Современный урок имеет личностную ориентацию, основная его цель – развить личность, создать ситуацию успеха при изучении материала, реализовать возможности учащихся, заложенные природой.
В основе разработанного урока лежит технология развития критического мышления, используются элементы проблемного обучения, большое место уделено самостоятельной работе учащихся в группах.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о строении литосферы, о составных частях земной коры.
Задачи:
сформировать знания о строении материковой и океанической земной коры, о происхождении горных пород и минералов.
способствовать формированию умений выделять из текста главное, различать и классифицировать горные породы;
продолжить формирование коммуникативных умений и навыков при работе в группах;
Планируемый результат: в ходе урока учащиеся учатся мыслить и действовать самостоятельно, учатся выделять главное, обобщать.
Требования к уровню достижений учащихся:
Учащиеся должны:
1) знать определение литосферы, земной коры, горных пород и минералов.
2) уметь выявлять различия в строении материковой и океанической земной коры.
3) знать классификацию горных пород по происхождению.
4) уметь объяснять происхождение магматических, осадочных и метаморфических горных пород.
5) уметь приводить примеры, определять и распознавать горные породы.
Оборудование: демонстрационная таблица «Строение земной коры», коллекции горных пород и минералов, включающие гранит, кварц, полевой шпат, известняк, мел, ракушечник, галит, гипс, щебень песок, глину, уголь, торф, пемзу, базальт, габбро, мрамор, гнейс, глинистый сланец и др.
инструктивные карточки для работы в группах, на отдельных листах для каждого ученика распечатана таблица «Знаю – хочу знать – узнал», задания для закрепления материала.
знаю
хочу знать
узнал
справочная литература.
Ход урока.
Заранее учащиеся делятся на 4 группы разнородного состава .
Этапы урока, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
(1-2 мин)
Приветствие. Сегодня мы продолжим знакомство со строением Земли.
Приветствие. Выбор руководителя в группе.
Стадия вызова
Актуализация знаний, определение ключевых понятий, расширение и систематизация знаний.
Фронтальная работа по вопросам
(5 - 6 мин)
Заполните таблицу. Впишите в первую колонку все, что знаете о строении Земли, используя только ключевые слова. Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
1) Что вы знаете о строении Земли из курса природоведения?
Учащиеся отвечают, что Земля состоит из ядра, мантии, земной коры. Дают характеристики этих частей.
2) Что называется литосферой?
Учитель дополняет определение:
Литосфера – оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
«Литос» - камень; «сфера» - шар; твердая каменная оболочка Земли
Записывают определение в тетрадь
3) Достаточно ли наших знаний для характеристики земной коры? Прочитайте текст в учебнике на странице 39 и выделите типы земной коры.
типы земной коры:
материковая океаническая
материковая океаническая
Один учащийся заполняет схему на доске, остальные записывают в тетради
4) В чем главное отличие материковой земной коры от океанической?
Учащиеся рассматривают рисунок 23 на стр.40 в учебнике и отмечают различие в толщине и составу горных пород.
5) Из чего состоит земная кора?
Из горных пород и минералов
6) Постановка проблемы: соль (галит) и кварц твердые минералы, имеющие кристаллическую структуру. Почему же соль растворяется в воде, а кварц - нет?
В обсуждении учащиеся выдвигают разные версии, приходят к выводу, что они имеют разные условия формирования, значит и разное происхождение.
7) Заполните вторую колонку «Хочу знать» в таблице. На основе содержания этой колонки сформулируйте главную тему и цель урока.
Формулируют тему: Изучение происхождения горных пород.
2. Стадия осмысления
(25 мин)
Последующая работа будет заключаться в самостоятельном изучении нового материала с использованием учебников, справочной литературы и коллекций горных пород и минералов, находящихся на столах каждой группы. Все группы учащихся выполняют требуемые задания. На работу отводится 10 минут. Затем представители групп излагают новый материал у доски, объясняя свой кластер. Каждой группе на ответ отводится не более 3 минут .
Горные породы
1.
2.
3.
Задание для группы № 1:
Используя текст §17 (стр 41) и «Тематический словарь – справочник по географии» К.С.Лазаревича, выясните,
1)что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;
2) Охарактеризуйте в виде кластера магматические породы.
3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.
Задание для группы № 2, № 3:
1) что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;
2) Охарактеризуйте осадочные породы. Составьте по этой теме кластер.
3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.
Задание для группы № 4:
1) что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;
2) Охарактеризуйте метаморфические породы. Составьте по этой теме кластер. 3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.
Стадия рефлексии
Систематизация и закрепление полученных знаний.
(7 мин)
В заключительной части урока необходимо подвести итог, выяснить, что нового узнали на уроке, отметить, что из услышанного на уроке учащимся необходимо знать: строение литосферы, земной коры, виды горных пород, их использование человеком. Обсуждение проводится по вопросам (Фронтальная работа):
1. В земной коре какого типа распространен гранит?
Заполняют колонку«Узнал» в таблице.
В материковой земной коре
2. К какому типу горных пород по происхождению относится гранит?
Магматические глубинные
3. Какой минерал меняет цвет гранита?
Полевой шпат
4. Отгадайте загадки:
Черен, как ворон, а греет, как солнце
Белый, как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь, ума – разума не наберешься.
Что сперва в воде родится, а потом воды боится? Почему?
Уголь
Мел
Соль, т.к. осадочная порода химического происхождения
5.На доске задание: К терминам из левой колонки подберите определение из правой колонки:
1.Осадочные А.Твердая оболочка Земли
2. Магматические Б. горные породы, из
3. Мантия которых в основном
4. Метаморфические состоит земная кора
5. Земная кора В. Горные породы
обломочного,
органического и
химического
происхождения
Г. Часть земного шара,
твердая и одновременно
пластичная
Д. Горные породы,
измененные в условиях
огромного давления и
высокой температуры.
Ответы записывают в тетрадь, затем проверяется правильность выполнения по ключу, записанному на обратной стороне доски (учитель открывает ответы, ученики проводят самопроверку или взаимопроверку по парам).
Домашнее задание
При формулировании заданий осуществлена дифференциация с учетом интереса обучаемых.
§16,17.
1) составить кластер «Использование горных пород человеком» или подготовить сообщение.
2) Ответьте на вопрос: какие горные породы образовались раньше: магматические, метаморфические или осадочные? Обоснуйте свой ответ.
3) написать синквейн, используя ключевые слова темы.
Подведение итогов, выставление оценок и отметок наиболее активным учащимся.
Заключение
Исходя из Концепции содержания географического образования, в основу содержания предмета должен быть положен дидактический принцип личностно – ориентированного обучения. Конечный результат обучения географии определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных качеств личности.
В современных условиях и возрастают требования к профессиональным качествам учителя, стимулируя педагогов к повышению своего профессионального уровня, общей культуры через курсовую подготовку, к умению оценивать и организовывать свой труд и труд учащихся.
Таким образом, образовательная программа «Современные педагогические технологии преподавания естественнонаучных дисциплин» послужила и для меня важным моментом в осознании моей роли как учителя, дала возможность изучить и систематизировать все знания по технологиям, приемам и методам, раскрыла современные возможности по применению различных элементов технологий в моей практической деятельности. Данные курсы дают возможность учителям обмениваться друг с другом мнениями, делиться успехом, реально разнообразить свою деятельность, внедряя педагогические инновации, что совпадает с требованиями современного образования. Список литературы:
Баранчиков Е.В.Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» /Е.В. Баранчиков. – М.: Экзамен, 2006. – 127 с.
Воробцова Т.Н. География 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой и др. «География. 6 класс»/Составитель Воробцова Т.Н. – Волгоград, Учитель – АСТ, 2004. – 128 с.
Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.
К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич Тематический словарь – справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Московский лицей, 1994. – 154 с.
Рабочие программы по географии. 6 – 9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф») / Составитель Н.В. Болотникова. – М.: Глобус, 2008. – 312 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.