Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока по теме «Строение Земли. Горные породы и минералы» (с использованием технологии развития критического мышления)

Submitted by Оксана Петровна Абелинскене on вс, 07/09/2014 - 22:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Абелинскене Оксана Петровна
Место работы, должность: 

учитель географии средней школы № 22, 1 категория,

г. Каменск – Уральский

Регион: 
Свердловская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Цель урока:</strong> сформировать у учащихся представление о строении литосферы, о составных частях земной коры.</p> <p><strong>Задачи: </strong></p> <ol> <li>сформировать знания о строении материковой и океанической земной коры, о происхождении горных пород и минералов.</li> <li>способствовать формированию умений выделять из текста главное, различать и классифицировать горные породы;</li> <li>продолжить формирование коммуникативных умений и навыков при работе в группах;</li> </ol> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Планируемый результат:</strong> в ходе урока учащиеся учатся мыслить и действовать самостоятельно, учатся выделять главное, обобщать.</p>

Методическая разработка урока

 

В качестве разработки урока была выбрана тема «Строение Земли. Горные породы и минералы», изучаемая в курсе начальной физической географии 6 класса. В этом курсе закладываются основы физической географии, формируется базовый понятийный аппарат, основные причинно – следственные связи между процессами и явлениями. С данной темой учащиеся начинают знакомиться еще в пропедевтическом курсе природоведения пятого класса, а уже в шестом классе на уроках географии происходит углубление знаний. В учебном плане сократилось количество часов на изучение предмета в 6 классе до одного часа в неделю. Возникшее несоответствие между объемом информации и возможностью его переработать усугубило снижающуюся мотивацию учащихся к изучению предмета. Поэтому в процессе обучения географии для учителя важно не только систематически излагать учебный материал, используя различные наглядные средства, но и ставить перед учащимися познавательные и практические задачи, требующие для их решения самостоятельной творческо – поисковой деятельности. Считается, что если учащиеся только слушают объяснение учителя, они усваивают не более 10% учебного материала. Если объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, то усвояемость возрастает до 50%. Максимально усваивается учебный материал только при самостоятельной работе учащихся.

Современный урок имеет личностную ориентацию, основная его цель – развить личность, создать ситуацию успеха при изучении материала, реализовать возможности учащихся, заложенные природой.

В основе разработанного урока лежит технология развития критического мышления, используются элементы проблемного обучения, большое место уделено самостоятельной работе учащихся в группах.

 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о строении литосферы, о составных частях земной коры.

Задачи:

  1. сформировать знания о строении материковой и океанической земной коры, о происхождении горных пород и минералов.
  2. способствовать формированию умений выделять из текста главное, различать и классифицировать горные породы;
  3. продолжить формирование коммуникативных умений и навыков при работе в группах;

 

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся учатся мыслить и действовать самостоятельно, учатся выделять главное, обобщать.

 

Требования к уровню достижений учащихся:

Учащиеся должны:

1) знать определение литосферы, земной коры, горных пород и минералов.

2) уметь выявлять различия в строении материковой и океанической земной коры.

3) знать классификацию горных пород по происхождению.

4) уметь объяснять происхождение магматических, осадочных и метаморфических горных пород.

5) уметь приводить примеры, определять и распознавать горные породы.

 

Оборудование: демонстрационная таблица «Строение земной коры», коллекции горных пород и минералов, включающие гранит, кварц, полевой шпат, известняк, мел, ракушечник, галит, гипс, щебень песок, глину, уголь, торф, пемзу, базальт, габбро, мрамор, гнейс, глинистый сланец и др.

 инструктивные карточки для работы в группах, на отдельных листах для каждого ученика распечатана таблица «Знаю – хочу знать – узнал», задания для закрепления материала.

знаю

хочу знать

узнал

 

 

 

справочная литература.

Ход урока.

Заранее учащиеся делятся на 4 группы  разнородного состава .

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(1-2 мин)

Приветствие. Сегодня мы продолжим знакомство со строением Земли.

Приветствие. Выбор руководителя в группе.

Стадия вызова

Актуализация знаний, определение ключевых понятий, расширение и систематизация знаний.

Фронтальная работа по вопросам

(5 - 6 мин)

Заполните таблицу. Впишите в первую колонку все, что знаете о строении Земли, используя только ключевые слова. Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершается сверкой информации.

Заполнение таблицы, обсуждение.

1) Что вы знаете о строении Земли из курса природоведения?

Учащиеся отвечают, что Земля состоит из ядра, мантии, земной коры. Дают характеристики этих частей.

2) Что называется литосферой?

 

 

Учитель дополняет определение:

Литосфера – оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

«Литос» - камень; «сфера» - шар; твердая каменная оболочка Земли

Записывают определение в тетрадь

3) Достаточно ли наших знаний для характеристики земной коры? Прочитайте текст в учебнике на странице 39 и выделите типы земной коры.

типы земной коры:

материковая               океаническая

 

материковая океаническая

 

Один учащийся заполняет схему на доске, остальные записывают в тетради

4) В чем главное отличие материковой земной коры от океанической?

Учащиеся рассматривают рисунок 23 на стр.40 в учебнике и отмечают различие в толщине и составу горных пород.

5) Из чего состоит земная кора?

Из горных пород и минералов

 

6) Постановка проблемы: соль (галит) и кварц твердые минералы, имеющие кристаллическую структуру. Почему же соль растворяется в воде, а кварц  - нет?

В обсуждении учащиеся выдвигают разные версии, приходят к выводу, что они имеют разные условия формирования, значит и разное происхождение.

 

7) Заполните вторую колонку «Хочу знать» в таблице. На основе содержания этой колонки сформулируйте главную тему и цель урока.

Формулируют тему: Изучение происхождения горных пород.

2. Стадия осмысления

(25 мин)

Последующая работа будет заключаться в самостоятельном изучении нового материала с использованием учебников, справочной литературы и коллекций горных пород и минералов, находящихся на столах каждой группы. Все группы учащихся выполняют требуемые задания. На работу отводится 10 минут. Затем представители групп излагают новый материал у доски, объясняя свой кластер. Каждой группе на ответ отводится не более 3 минут .

 

Горные породы

1.

2.

3.

 

           
     
 
 

Задание для группы № 1:

Используя текст §17 (стр 41) и «Тематический словарь – справочник по географии» К.С.Лазаревича, выясните,

1)что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;

2) Охарактеризуйте в виде кластера магматические породы.

3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.

Задание для группы № 2, № 3:

1) что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;

2) Охарактеризуйте осадочные породы. Составьте по этой теме кластер.

3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.

Задание для группы № 4:

1) что такое минералы и горные породы; сформулируйте определения этих понятий;

2) Охарактеризуйте метаморфические породы. Составьте по этой теме кластер. 3) Для демонстрации подберите соответствующие образцы из коллекции.

Стадия рефлексии

Систематизация и закрепление полученных знаний.

(7 мин)

В заключительной части урока необходимо подвести итог, выяснить, что нового узнали на уроке, отметить, что из услышанного на уроке учащимся необходимо знать: строение литосферы, земной коры, виды горных пород, их использование человеком. Обсуждение проводится по вопросам (Фронтальная работа):

1. В земной коре какого типа распространен гранит?

 

Заполняют колонку«Узнал» в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В материковой земной коре

2. К какому типу горных пород по происхождению относится гранит?

Магматические глубинные

3. Какой минерал меняет цвет гранита?

Полевой шпат

4. Отгадайте загадки:

  • Черен, как ворон, а греет, как солнце
  • Белый, как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешь, ума – разума не наберешься.

  • Что сперва в воде родится, а потом воды боится? Почему?

 

Уголь

 

Мел

 

 

 

Соль, т.к. осадочная порода химического происхождения

5.На доске задание: К терминам из левой колонки подберите определение из правой колонки:

1.Осадочные           А.Твердая оболочка Земли

2. Магматические       Б. горные породы, из

3. Мантия                     которых в основном

4. Метаморфические   состоит земная кора

5. Земная кора           В. Горные породы

                                      обломочного,

                                      органического и

                                      химического

                                      происхождения

                                       Г. Часть земного шара,

                                        твердая и одновременно

                                            пластичная

                                       Д. Горные породы,

                                           измененные в условиях

                                            огромного давления и

                                            высокой температуры.

Ответы записывают в тетрадь, затем проверяется правильность выполнения по ключу, записанному на обратной стороне доски (учитель открывает ответы, ученики проводят самопроверку или взаимопроверку по парам).

Домашнее задание

При формулировании заданий осуществлена дифференциация с учетом интереса обучаемых.

§16,17.

1) составить кластер «Использование горных пород человеком» или подготовить сообщение.

2) Ответьте на вопрос: какие горные породы образовались раньше: магматические, метаморфические или осадочные? Обоснуйте свой ответ.

3) написать синквейн, используя ключевые слова темы.

 

Подведение итогов, выставление оценок и отметок наиболее активным учащимся.

 

 

Заключение

 

Исходя из Концепции содержания географического образования, в основу содержания предмета должен быть положен дидактический принцип личностно – ориентированного обучения. Конечный результат обучения географии определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных качеств личности.

В современных условиях и возрастают требования к профессиональным качествам учителя, стимулируя педагогов к повышению своего профессионального уровня, общей культуры через курсовую подготовку, к умению оценивать и организовывать свой труд и труд учащихся.

Таким образом, образовательная программа «Современные педагогические технологии преподавания естественнонаучных дисциплин» послужила и для меня важным моментом в осознании моей роли как учителя, дала возможность изучить и систематизировать все знания по технологиям, приемам и методам, раскрыла современные возможности по применению различных элементов технологий в моей практической деятельности. Данные курсы дают возможность учителям обмениваться друг с другом мнениями, делиться успехом, реально разнообразить свою деятельность, внедряя педагогические инновации, что совпадает с требованиями современного образования.
Список литературы:

 

  1. Баранчиков Е.В.Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» /Е.В. Баранчиков. – М.: Экзамен, 2006. – 127 с.
  2. Воробцова Т.Н. География 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой и др. «География. 6 класс»/Составитель Воробцова Т.Н. – Волгоград, Учитель – АСТ, 2004. – 128 с.
  3. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.  – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.
  4. К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич Тематический словарь – справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Московский лицей, 1994. – 154 с.
  5. Рабочие программы по географии. 6 – 9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф») / Составитель Н.В. Болотникова. – М.: Глобус, 2008. – 312 с.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн