Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лермонтова
Submitted by Ольга Васильевна Захарова on Fri, 29/08/2014 - 22:37
Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лермонтова
Творчество М.Ю.Лермонтова всегда вызывает особый интерес у учащихся, потому что романтические порывы души поэта очень близки психологии подростка. Как правило, на уроке проходят эмоциональные обсуждения после прочтения каждого произведения поэта, а многие нравственные вопросы, волновавшие М.Ю.Лермонтова, имеют современное звучание. Для интересного и содержательного разговора по теме урока, для формирования способности ученика мыслить самостоятельно (критически, интеллектуально), необходимо глубокое погружение в текст произведений и материалы учебника.
Прием «Кластер» при изучении биографии М.Ю.Лермонтова в 7 классе
Цели: представить информацию в графическом оформлении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Это способ графической организации материала позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему.
Посередине доски (чистого листа) записываем ключевое слово для сегодняшней темы урока:
Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов
Затем домашний текст (учебник 7 класса В.Я.Коровиной с. 114-116) предлагаю разбить на основные части и найти ключевые слова в каждой части:
Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов
Москва Благородный пансион
Школа гвардейских подпрапорщиков
Таланты Лермонтова
Продолжая работу над текстом, отвечаем на вопросы, при этом дополняем информацией каждый этап биографии:
- Что связано с этим периодом жизни Лермонтова?
- На какие моменты обратили внимание?
- Что оказало существенное влияние на мировоззрение будущего поэта?
Можно разделить класс на группы (что даст экономию времени), тогда в определенном порядке каждая группа работает по своему разделу. В результате сильные и слабые ученики получают возможность для активной работы на уроке. Простой пересказ домашнего текста заменяется активной мыслительной работой. В результате совместной работы получается кластер. (Приложение)
По окончании работы над кластером, отражающем этапы биографии поэта, обязательно скажем, что любое произведение поэта будет обращено к тому или иному моменту его жизни и будет связано с темой, волнующей поэта. Если позволяет время, можно предложить ученикам небольшое письменное задание (5-7 предложений):
Выберите один их этапов жизни М.Ю.Лермонтова и напишите, что привлекло ваше внимание.
Обращение к биографии поэта предстоит и в старших классах, поэтому предложенный принцип работы можно не просто повторять в 8-9 классах, а тематически дополнять.
Прием «Кластер» при изучении темы «Романтизм» в 8 классе
Начальное представление о романтизме дается учащимся в 8 классе (учебная статья на с. 253-255, учебник В.Я.Коровиной). Перед чтением статьи в учебнике проводим обсуждение по изученной ранее теме.
Романтизм
1. Записываем слово, которое определяет тему урока:
2.Вспомним, какие понятия связаны с любым литературным направлением? Подсказка: вспомните, как мы говорили о появлении и особенностях классицизма? Дополним информацию на доске и в тетради.
Время появления
Отношения личности и государства
Приемы изображения героя
В каком отношении находятся автор и его герой
Герой классицизма (романтический герой)
Романтизм
Отношение личности и государства
Автор и его герой
Романтический герой
Принципы изображения героя
Время появления
3. Внимательно читаем текст в учебнике, каждый блок дополняем информацией. Выписываем важные ключевые слова, проводим обсуждение. (Приложение)
Представление о любом литературном направлении (классицизме, романтизме, реализме) – трудная для учащихся тема. Графическая организация работы с текстом помогает её осмыслению, наглядно помогает сравнить изучаемый литературный метод с предшествующим.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» при изучении
«Песни про купца Калашникова» в 7 классе
Цели: активизация творческой деятельности учащихся, разносторонний анализ прочитанного произведения.
Задачи: расширить представление учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения; способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников; приобщить учащихся к размышлениям о вечных нравственно-философских проблемах человечества.
Обоснование метода
Предложенные вопросы используются после прочтения всего произведения на стадии размышления как способ демонстрации пройденного. Беседа по таким вопросам готовит учащихся к письменному ответу (к сочинению, эссе, творческим и исследовательским заданиям). Вопросы сгруппированы по блокам, после каждого этапа учитель делает обобщение, чтобы обратить внимание на главные моменты.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Почему царь Иван Васильевич «нахмурил брови черные», «словно ястреб с высоты небес взглянул на Кирибеевича»?
Где происходят события в 1, 2 и 3 частях?
Кто такой Кирибеевич?
Как Кирибеевич объяснил царю свою грусть?
Почему так сурово встречает купец жену?
Кто такой Калашников?
Почему Алена Дмитриевна «затряслась, как листочек осиновый», увидев мужа, ведь она ни в чем не виновата?
Почему Калашников принимает решение идти биться с Кирибеевичем?
Почему Кирибеевич никого и ничего не боится?
Почему по-разному автор показывает, кому кланяются герои?
Кому и чему перед боем кланяются Калашников и Кирибеевич?
Почему автор оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок?
На чьей стороне симпатии автора?
Зачем в заключительную сцену кулачного боя введен царь Иван Васильевич?
Кто вершит суд над Калашниковым?
Почему Калашников не открыл царю всей правды?
Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?
Кто и почему победил на поединке?
Почему Лермонтов «не сочинил» помилование Калашникова?
Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича?
Почему Лермонтов назвал свое произведение «Песней»?
Как это должно прояснить авторскую позицию?
Каков жанр этого произведения?
Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?
Кто лирический повествователь в этой поэме?
Каков конфликт этого произведения?
Какой конфликт автор считает главным?
Что такое литературный конфликт?
Как решает автор главный конфликт – власти и личности?
Через каких героев эти конфликты решаются?
Как вы думаете, много ли было таких людей вокруг Ивана Васильевича, как Кирибеевич?
А таких, как купец Калашников? Почему?
Какие проблемы ставит Лермонтов в «Песне»?
Применимы ли к героям «Песни» заключительные строки баллады «Бородино»? («Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри, не вы».
В 7 классе учащиеся готовятся к сравнительной характеристике героев поэмы или одного героя по выбору. Чтобы характеристика литературного героя не получилась унылым перечислением особенностей характера, предложить ученикам обязательное задание: в своей письменной работе использовать материалы коллективной беседы.
Метод «Шесть шляп» при изучении
«Песни про купца Калашникова» в 7 классе
Цели: активизация творческой деятельности учащихся, ориентированной на самостоятельную учебно-исследовательскую работу в группах; разносторонний анализ прочитанного произведения; содействие повышению мотивации обучения, эффективному формированию знаний, умений и навыков учащихся, благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса.
Задачи: расширить представление учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова
способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения; способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников.
Обоснование метода
Метод «Шести шляп» позволяет сделать учёбу красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Благодаря структурированию работы и исключению излишних дискуссий, мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метод используется на стадии осмысления, для него характерна значимость всех компонентов работы: эмоций, фактов, критики, новых идей и включает их в работу в нужный момент.
Мыслим фактами
Почему критики считают «Песню» лучшим произведением русской и мировой поэзии?
Наши эмоции
Какие чувства вызывают сцены кулачного боя, решения царя и отношение народа к героям?
Символическое отражение оптимизма
Что узнали нового и интересного о быте и нравах Руси времен Ивана Грозного?
Мыслим творчески
Если бы Калашников стал разговаривать с Кирибеевичем, о чем бы был этот разговор?
Если бы вы могли поговорить с царем Иваном Грозным от лица народа, что бы вы тогда сказали?
Мыслим критически
Что вызвало трудности во время чтения произведения? С чем это могло быть связано?
Обобщаем, размышляем философски
Сравнивая поступки героев, к каким выводам приходит читатель?
Как Лермонтов решает конфликт власти и личности?
После работы в группах предложить учащимся написать рассуждение по одному из вопросов, который показался для них наиболее интересным, доказать свою точку зрения
Прием «Лови ошибку» при изучении лирики М.Ю.Лермонтова
в 9 классе
Цели: актуализация знаний учащихся знаний по изученной теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.
Задачи: способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения; способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников.
Обоснование метода
Предложенный текст, содержащий ошибочную информацию, используется после изучения темы на стадии размышления как способ демонстрации пройденного. Учащиеся должны найти ошибки и обосновать, аргументировать свои выводы.
В 9 классе после знакомства с текстами учебника "Романтический герой","Парус","Когда волнуется желтеющая нива...", "Смерть Поэта","Родина", (с.258-269 учебника под редакцией В.Я.Коровиной), когда необходимо подвести итог, систематизировать и обобщить изученное, предлагаю учащимся текст, в котором нужно найти ошибки:
Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок…
Это - «Мцыри», драма, органично вписывающаяся в творчество Лермонтова мотивом любовной тоски. Вспомните: «Выхожу один я на дорогу…», «Белеет парус одинокий», «Как часто, шумною толпою окружен», «Один, как прежде…» («Смерть Поэта»), «На Севере дальнем стоит одиноко // На голой вершине сосна…». Одинок в своей невысказанной правоте купец Кирибеевич, одинок Печорин…
Драму «Мцыри нужно рассматривать в контексте основных мотивов творчества Лермонтова. Мцыри, как и Печорин, Арбенин («Маскарад»), как Пушкин, как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится её жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из тюрьмы не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Восточный пленник», «Цыгане» Пушкина, «Горе от ума» Рылеева.
Я мало жил и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (Демон), жажда приключений (Печорин), жизнь по совести (Кирибееич), стремление отстоять Москву («Родина»). Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел к своей родине и сам поэт.
Но я люблю – за что, не знаю сам, -
Признается лирический герой стихотворения «Бородино». Разве не похоже это на состояние Печорина, умирающего с мыслью о «милой стране»?
Исправленный текст
Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок…
Это - «Мцыри», поэма, органично вписывающаяся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества. Вспомните: «Выхожу один я на дорогу…», «Белеет парус одинокий», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Один, как прежде…» («Смерть Поэта»), «На Севере диком стоит одиноко // На голой вершине сосна…». Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин…
Поэму «Мцыри нужно рассматривать в контексте основных мотивов творчества Лермонтова. Мцыри, как и Печорин, Арбенин («Маскарад»), как Пушкин, как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится её жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.
Я мало жил и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (Демон), жажда приключений (Печорин), жизнь по совести (Калашников), стремление отстоять Москву («Бородино»). Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел к своей родине и сам поэт.
Но я люблю – за что, не знаю сам, -
Признается лирический герой стихотворения «Родина». Разве не похоже это на состояние Мцыри, умирающего с мыслью о «милой стране»?
Учебник литературы предлагает девятикласснику тексты научного (научно-популярного) стиля, в то время как учитель чаще дает задания написать эссе, а это сложная работа. Поэтому на уроке литературы я выбираю такие тексты, которые демонстрируют примеры эссе.
Размещено Sat, 30/08/2014 - 00:28 пользователем Екатерина Владимировна Толстова.
Спасибо, Ольга Васильевна! Уроки с использованием ТРКМ очень интересны детям, эффективны, но от учителя они требуют больших временных затрат. А Вы поделились уже готовым замечательным материалом. Спасибо!
Размещено Sat, 30/08/2014 - 19:32 пользователем Ольга Васильевна Захарова.
Уважаемая Екатерина Владимировна! Спасибо за добрые слова в адрес скромного труда учителя. Мы ведь всегда помогаем друг другу, а как же без этого?... А технология действительно очень инттересная и для учителя, и для детей, такие уроки нравятся всем ученикам. Проверено!
Размещено Sat, 30/08/2014 - 18:11 пользователем Надежда Геннадьевна Горох.
Ой, как интересно и нестандартно Вы подошли к участию в мастер-классе! Конечно, видна система работы с приемами ТРКМ. Все выверено и отточено! Спасибо! Замечательная копилка!
Комментарий был изменен с момента создания (goroh.nadia, Sat, 30/08/2014 - 18:11).
На: Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчеств
Ольга Васильевна! Спасибо за столь подробное описание методов! Очень интересно!
На: Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчеств
Спасибо, Ольга Васильевна! Уроки с использованием ТРКМ очень интересны детям, эффективны, но от учителя они требуют больших временных затрат. А Вы поделились уже готовым замечательным материалом. Спасибо!
С уважением, Екатерина Толстова
На: Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчеств
Уважаемая Екатерина Владимировна! Спасибо за добрые слова в адрес скромного труда учителя. Мы ведь всегда помогаем друг другу, а как же без этого?... А технология действительно очень инттересная и для учителя, и для детей, такие уроки нравятся всем ученикам. Проверено!
На: Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчеств
Ольга Васильевна! Спасибо Вам за работу, за подробное описание методов и приемов ТРКМ, за примеры их практического применения! Беру на заметку!
На: Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчеств
Уважаемая Людмила Николаевна! Рада, что может пригодиться подготовленный материал. Всего доброго!
На: Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчеств
Ой, как интересно и нестандартно Вы подошли к участию в мастер-классе! Конечно, видна система работы с приемами ТРКМ. Все выверено и отточено! Спасибо! Замечательная копилка!
Н.Горох
На: Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчеств
Уважаемая Надежда Геннадьевна! Спасибо за пристальное прочтение моего материала, ухватили самую суть. Всего Вам самого доброго!
На: Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчеств
Людмила Николаевна! Интересен подход к проведению мастер-класса: демонтрируется опыт работы поТРКМ по целому ряду тем.