Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга «Мастер-класс учителей-словесников по использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Выберите действие:

Дорогие коллеги, с праздником! С наступающим новым учебным годом!

Желаю здоровья, творческих успехов, любящих учеников,

отзывчивых родителей и понимающую администрацию.

                                                                              

Учитель!

Он всегда в дороге -

В заботах, поисках тревоге -

И никогда покоя нет.

И сто вопросов на пороге,

И нужно верный дать ответ.

Он сам себя всех строже судит.

Он весь земной, но рвется ввысь.

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись.

 

 

Мастер – класс по технологии развития критического мышления.

Анализ рассказа Н.А. Теффи «Жизнь и воротник»

Автор: Толстова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы  I квалификационной категории

Место работы: МОУ «СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

 

Текст рассказа Н.А. Теффи "Жизнь и воротник" можно перечитать здесь

Учащиеся заранее разделены на 3 группы (состав групп – смешанный).

 I. Вызов 

1. Опора на личный опыт учащихся

Эпиграф:

«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (Смайлс Самюэл)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

- Что может произойти со слабохарактерным человеком?

- Встречались ли вам в жизни  безвольные люди?

 

2. Прогнозирование

Произведение Теффи, о котором мы сегодня будем говорить, называется «Жизнь и воротник». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

(Прием «Корзина идей»:

1. Индивидуальная работа.

2. Обмен  информацией в группах.

3. Представители каждой группы по очереди называют какое-то одно предположение, при этом не повторяя ранее сказанное.

4. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев)

5. На стадии рефлексии происходит возврат к корзине с целью анализа предположений).

 

Учитель приглашает к доске ученицу. Предлагает ей примерить воротничок с желтой ленточкой. Вопросы к классу:

- Как изменилась девушка? (Стала наряднее).

- Это изменение внешнее или внутреннее? (Внешнее, но и внутреннее: ей веселее, чувствует себя привлекательнее).

- Может ли измениться характер, жизнь человека из-за вещей? (Нет, человек сильнее вещей. Вероятно, что кто-то ответит, что характер может измениться).

 

II. Осмысление

Прием «Чтение с остановками»

 

1. Смотрим видеофрагмент (чтение текста актрисой) до слов «…увидела крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой». 

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные вопросы:

- Найдите ключевую фразу в первом абзаце. («Невзрачная вещица перевернет всю судьбу»).

Согласны ли вы с этим утверждением?

- Какие ассоциации вызывает у вас имя и фамилия героини? (Героиня названа именем с уменьшительно – ласкательным суффиксом «Олечка». Обычно так зовут детей. Вероятно, ей присущи качества, характерные для детей: простота, открытость, доброта. Фамилия «Розова» вызывает ассоциации с нежным цветком розы или розовым цветом.)

- Какие качества характера Олечки Розовой подчеркнуты в данном отрывке? (Честность, скромность).

- Предположите, что будет дальше?

 

2. Слушаем текст далее до слов «…Олечка заложила серебро и браслетку.»

Вопросы для обсуждения:

- Оправдался ли наш прогноз?

- Какой прием использует Теффи для описания образа воротника? (Олицетворение).

- Найдите ключевые слова, с помощью которых можно охарактеризовать образ воротника. («Потребовал, требовал». Воротник ведет себя нагло, повелевает и требует от героини новых вещей. Она идет у него на поводу).

- Как вы думаете, почему героиня подчиняется воротнику? (Безвольная, слабохарактерная).

- Как вы считаете, что будет дальше?

 

3. Следующая остановка после слов: «Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал».

Вопросы для обсуждения:

- Верны ли были наши предположения?

- Что ещё потребовал воротник от Олечки? (Ботинки, полосатый диван – отметим прием градации).

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас образ воротника? (Старуха из сказке «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина).

- Какие поступки совершает героиня, стараясь угодить воротнику? (Закладывает драгоценности, врет бабушке, «выклянчивает деньги» у родных).

- Какие чувства испытывает героиня? Подтвердите словами текста («На душе у нее было беспокойно и жутко», «проплакала весь вечер», «бледная и смущенная», «рыдала и молилась, но не находила выхода»).

- Какую жизнь стала вести Ольга? («Воротничковую жизнь»). Как вы понимаете смысл этого выражения? (Греховная, распутная, чужая).

- Как Олечка Розова изменилась внешне?

- Почему Ольга не выкинула воротничок? Какое объяснение дает этому автор? («Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь? Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)

- Предположите, что будет далее.

 

4. Слушаем текст рассказа до слов «Она ли это сказала?»

Вопросы для обсуждения:

- Верны ли были наши предположения?

- Докажите, что власть воротника стала тотальной. (Воротник начинает управлять героиней).

- Какой художественный прием теперь использует автор при описании воротника? («После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился» - метонимия). Почему автор использует именно метонимию, а не олицетворение, как раньше? (Воротник стал частью Ольги)

- На какой отвратительный и греховный поступок толкает Ольгу воротник? (Измена мужу).

- Сопротивлялась ли героиня влиянию воротника в эпизоде общения со студентом? (Да. «Вспыхнула от негодования», «чуть не заплакала от стыда и обиды», «возмущалась»).

- А когда Ольга вернулась домой, мы видим её или воротник? (Они слиты воедино. Наглый воротник одержал окончательную победу нал человеком).

- Каким, на ваш взгляд, будет финал рассказа?

 

5. Слушаем текст до конца.

Вопросы:

- Оправдался ли наш прогноз?

-  Что случилось с Ольгой, с воротником?

- Как вы думаете, не попадет ли она вновь под влияние какой – нибудь вещи?

 

Осмысление проблем, заявленных в рассказе.

Групповая работа.

Учитель предлагает проанализировать цитаты из рассказа "Жизнь и воротник", эпиграф к уроку. Сформулировать проблемы. Определить, актуальны ли данные проблемы в наше время.По ходу работы, учащиеся заполняют трехчастную таблицу:

 

Цитата

Комментарий

Актуальность

 

 

 

 

Группы выступают по очереди. Записи в тетрадях должны быть по каждой из 3-х проблем. Этот вид работы позволит сконцентрировать внимание учащихся на результатах работы других групп.

 

Задание для 1 группы: проанализировать цитату (1-й абзац рассказа). Дать комментарий. Определить, актуальна ли данная проблема в наше время.

(«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит её и перевернет всю судьбу  не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».

   Проблема – влияние вещей на человека. Чрезмерно увлекаясь вещами, человек теряет свою сущность.

   Проблема актуальна: современные люди увлекаются телефонами, компьютерами, машинами, тратят на эти предметы много времени. А ведь его можно было потратить с пользой для других людей.)

 

Задание для 2 группы: анализ эпиграфа к уроку. Комментарий. Актуальность.

(«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (Смайлс Самюэл)

Проблема безвольных, слабохарактерных людей, не имеющих «стержня», четкой жизненной позиции. Такие люди не могут противостоять соблазну, слабостям, порокам.

   Актуальность проблемы: наверняка, у каждого человека найдутся знакомые, похожие на Олечку Розову (а, может быть, кто – то узнает самого себя).

 

Задание для 3 группы: проанализировать следующую цитату: «Раз даже она решилась открыть всё мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал». Прокомментировать. Определить актуальность.

(Проблема взаимоотношения людей, непонимания друг друга, не способности «слушать и слышать» близкого человека.

Актуальность проблемы: современные молодые люди часто не умеют находить общий язык, понимать друг друга. Подтверждение – большое количество разводов.)

 

Теперь обобщим все сказанное с помощью приема «Колесо проблем». (Ребята выделяют проблемы, заявленные в рассказа, а затем ранжируют их по степени значимости).

 

Прием «Колесо проблем»:

1. Проблема влияния вещи на человека

2. Проблема безвольных людей

3. Проблема непонимания людьми друг друга

(Наиболее остро заявлена проблема влияния вещи на человека - это видно и по названию. С ней тесно связяна и второая -  проблема слабохарактерного челоека. Влиянию подвержены безвольные люди. А вот проблема взаимоотношения людей, непонимания друг друга в рассказа лишь намечена).

III. Рефлексия

1. Вернёмся к «корзине идей». Какая группа точнее определила содержание рассказа по его названию?

 

2. Ребятам предлагается выполнить одно творческое задание по выбору:

- написать  диаманту «Олечка Розова»

Пример:

1строка

тема (существительное)

Честность

2строка

определение

(2 прилагательных)

Скромная, застенчивая

3строка

действие

 (3 глагола, причастия, деепричастия)

Примеряет, сомневается, покупает

4строка

ассоциации

(4 существительных)

Красота. Слабость. Влияние. Порок

5строка

действие (3 глагола, причастия, деепричастия)

Мучается, лжет, плачет

6строка

определение

(2 прилагательных)

Вульгарная, порочная

7строка

тема

(существительное)

Падение.

 

- Синквейн «Воротник»

 

Воротник

Наглый, развязный

Увлекает, поглощает, повелевает

Вещи не должны управлять человеком

Порок

 

- Прием «Телеграмма герою»

 

   Составить телеграмму Олечке Розовой от лица воротника с просьбой забрать его из прачечной. / Телеграмму воротнику от лица Олечки  с просьбой оставить её в покое.

 

Видео: актерское чтение рассказа Н.А. Теффи "Жизнь и воротник".

Читает Татьяна Самарина http://www.proshkolu.ru/user/olca333/file/2734040/

Прикрепленный файл Size
Мастер - класс по ТРКМЧП. Теффи Жизнь и воротник. Конспект, презентация.rar 284.85 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вера Васильевна Журбина

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Очень интересный и грамотно построенный урок, только добавьте приложение - видеофрагменты.  

Журбина В.В.



Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Спасибо большое, Вера Висильевна! Приложения обязательно будут (презентация, видео).

С уважением, Екатерина Толстова




Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Презентацию дорабатываю.

Комментарий был изменен с момента создания (Екатерина Толстова, вс, 24/08/2014 - 23:55).

С уважением, Екатерина Толстова




Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Ссылка на видео http://www.proshkolu.ru/user/olca333/file/2734040/

Комментарий был изменен с момента создания (Екатерина Толстова, Tue, 26/08/2014 - 00:46).

С уважением, Екатерина Толстова




Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


smiley

Комментарий был изменен с момента создания (Екатерина Толстова, вс, 24/08/2014 - 23:05).

С уважением, Екатерина Толстова




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Здравствуйте, Екатерина Владимировна! Очень мне понравился Ваш урок! И так здорово, что поместили свою фотографию: юная, красивая, профессиональная! Вот и урок такой же, как фото: яркий, эмоциональный, тонко и умно выстроенный. Вообще очень люблю этот прием - чтение с остановками. Но посидеть над таким уроком приходится не один час. С удовольствием возьму  Ваш урок "на урок", но хотелось бы знать, в каком классе Вы его проводите. Он программный (к сожалению, не помню, есть ли он в како-либо из программ) или внеклассное чтение?  " Колесо проблем" очень кстати. Вот только этап рефлексии я бы сократила: на мой взгляд, перебор с приемами. Оставила бы синквйн и телеграмму. Но это всего лишь  мое мнение...  Дальнеших Вам творческих успехов!

Н.Горох




Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Здравствуйте, Надежда Геннадьевна! Спасибо за добрые слова! Урок программный (8 класс. УМК Коровиной). На этапе рефлексии предлагаю выполнить ребятам одно задание по выбору (или диаманта, или синквейн, или телеграмма). На мой взгляд, диаманту написать сложнее, чем составить синквейн или телеграмму. В классе обязательно находятся дети, которым интересно выполнять более сложные задания. Таким образом реализую дифференцированный подход. Ребята выбирают, что кому под силу.  

   А на этапе рефлексии при анализе рассказа "Жизнь и воротник" диаманта, на мой взгляд, наиболее уместна. Ведь  данная форма предполагает , что первая и последняя строки имеют противоположный смысл. Составив диаманту "Олечка Розова", наглядно видно, как менялась героиня под влиянием воротника.  Вот оно - влияние вещи на человека. Налицо идея произведения. 

   Надежда Геннадьевна, ещё раз спасибо! Поздравляю Вас с наступающим новым учебным годом! Пусть работа приносит радость! Удачи! Успехов!

С уважением, Екатерина Толстова




Фото пользователя Ольга Михайловна Евсеева

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Екатерина Владимировна, урок очень интересный, динамичный. Очень понравилась групповая работа с цитатами ( умение формулировать проблему  пригодится ребятам  и на ЕГЭ). Вот только не помню, в чём суть приёма "Колесо проблем", который Вы применяете после этой групповой работы. И ещё: материал рассчитан на один урок? Сомневаюсь, что это выполнимо, ведь ОСМЫСЛЕНИЕ требует времени. А закладочку я себе сделаю:) Спасибо!

evseeva




Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Ольга Михайловна, спасибо за интерес к моей работе!

Суть приёма "Колесо проблем" такова: учащиеся выделяют проблемы, а затем ранжируют их по степени значимости (если это возможно). Данный прием можно использовать на этапе вызова. Учащиеся заполняют колесо проблем, которые, по их мнению, могут быть наиболее важными при изучении данной темы. По ходу урока вносятся коррективы.

В своем мастер - классе я предлагаю использовать прием на стадии осмысления. При анализе цитат ребята формулируют проблемы. Далее следует их графическое оформление в виде колеса (см. презентацию) и анализ по степени значимости.

Ольга Михайловна, согласна  с Вашим замечением по поводу временных затрат. Материала достаточно много и вместить его в рамки одного урока тяжело. Но все - таки я попробовала бы провести один урок, ведь в противном случае теряется смысл использования приема "Чтение с остановками" (текск не должен быть знаком ребятам). На этом уроке можно сэкономить время следующим образом:

- организовать группы можно до начала урока (правила работы в группе висят у меня в кабинете на стенде. Если систематически проводить групповую работу, ребята будут их четко знать).

- Заранее нужно подготовить таблицы, в которые уже будут занесены цитаты. Ребятам останется заполнить колонки "Комментарий", "Актуальность".

 

 

С уважением, Екатерина Толстова




На: Толстова Екатерина Владимировна - участник конкурса-тренинга


Екатерина Владимировна!  Спасибо за интересный урок. Вашим ученикам очень повезло с учителем, который так уверенно владеет приёмами РКМ.

Самсонова С.Н.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн