План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Организация деятельности учащихся.
1.Приветствие. Учитель предлагает всем улыбнуться друг другу, «подарить» частичку добра своим одноклассникам и желает всем успешной работы на уроке.
2.Чтение слов Ф.М. Достоевского, записанных на доске: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»
Вопросы учителя:
- О чем говорится в этих строках?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети обмениваются улыбками друг с другом и с учителем, настраиваясь на работу.
Дети садятся за парты и читают слова на доске. После чего отвечают на вопросы учителя, предполагая цель урока.
Личностные:
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные:
- целеполагание – постановка учебной задачи
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (1 группа – Истории людей, совершающих честные поступки.
2 группа – Рыцарская, дворянская, воинская, гражданская честь.)
2.Задание «Выбери правильный ответ»
- На экране представлены разные высказывания, из которых дети должны найти то, что относится к понятию «честь»
3.Работа в группах.
1 группа – соотнести понятия и определения (на экране и на партах представлены понятия и определения чести, добра, зла, морали,нравственности, долга, стыда).
2 группа – составить пословицы о чести, соединив начало и конец (на экране и на парте), объяснить их.
4. Прием «Синквейн»
Дети самостоятельно выполняют упражнение «Синквейн» к понятию «честь» (работа в тетрадях).
Ученики рассказывают материал, который они подготовили дома.
Дети анализируют фразы на экране и выбирают те, которые имеют отношение к понятию «честь».
Ученики работают в группе, вспоминая понятия чести, добра, зла, морали, нравственности, долга, стыда, а также учатся составлять пословицы и объяснять их смысл.
Дети закрепляют понятие «честь» с помощью упражнения «Синквейн» (на экране представлен алгоритм).
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выбор оснований и критериев для сравнения
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в группах, работать самостоятельно по алгоритму
-планирование учебного сотрудничества;
- разрешение конфликтов
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Работа со словами Ф.М.Достоевского.
Чтение слов Ф.М. Достоевского, записанных на доске: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего». Что из этого высказывания мы еще не можем объяснить?
Заранее подготовленная ученица рассказывает статью о достоинстве из словаря В.И. Даля.
Дети читают повторно слова и определяют, что им трудно понять, что такое достоинство.
Познавательные:
- смысловое чтение
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрации на экране.
- Что вы можете рассказать, глядя на эти иллюстрации?
Фронтальная работа.
Личностные:
- нравственно-этическая ориентация,
- развитие эстетических представлений и критериев на основе работы с иллюстрацией
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Самостоятельная работа по учебнику.
- Прочитайте текст на с.28 учебника и найдите в тексте,
что нового вы узнали для себя ?
- Как вы поняли ,чем отличается честь и достоинство?
Самостоятельная работа по учебнику.
Личностные:
- действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения произведения;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Самостоятельная работа на компьютере.
1. Контроль 1,2,3,4 (компакт – диск «Основы светской этики». Урок 22).
2. Тренажер 1,2,3,4
(компакт – диск «Основы светской этики».Урок 22).
- Кто справился со всеми заданиями?
- У кого возникли трудности?
Фронтальная работа.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные:
- синтез – достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- установление причинно-следственных связей
Регулятивные:
- оценка- выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Подведение итогов.
1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Три товарища» и выяснение, нужно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком.
2.- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Полезную ли работу, на ваш взгляд, мы сегодня провели?
- О чем бы вы хотели еще узнать по данной теме?
Ребята вместе с учителем делают вывод, что такое достоинство, достойный поступок, не каждый достойный человек может стать героем.
Личностные:
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные:
- оценка- выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Упражнение «Цветок достойных дел»
Детям предлагается подумать, какие они способны выполнить дела, достойные уважения со стороны окружающих и самоуважения.
В это время звучит песня Л.Телешева «Офицерские погоны».
Дети пишут на лепестках дела, достойные уважения со стороны окружающих и самоуважения и приклеивают их на доску.
Личностные:
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор