Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УДД
|
Мотивационно-ценностный этап
|
Как вы думаете, какое открытие в химии считают самым главным? Почему?
|
Выдвигают предположения. Среди этих предположений прозвучит версия: «Периодическая система» (т.к. на доске будет написана тема урока), но объяснить «почему?» ученики не смогут.
|
Р - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе
|
Что бы вы хотели узнать о Периодической системе?
|
Почему она считается главным открытием в химии?
Как она устроена?
Какую информацию мы можем из нее узнать?
(Возможно, будут сформулированы и другие вопросы).
|
Почему таблица, созданная Д.И.Менделеевым, называется Периодической системой химических элементов?
|
Ученики объяснят, почему «химических элементов», вспомнив, что такое химический элемент, но затруднятся со словом «Периодическая».
|
Что мы уже знаем о химических элементах?
|
Знаем, что каждый химический элемент имеет название, знак и умеем определить относительную атомную массу.
|
Ориентационно-деятельностный этап
|
В почтовом отделении Химической страны оказалось письмо, на котором были разлиты чернила. (Слайд 2 - прикрепленный файл) Можно ли установить адресата?
|
Ученики предполагают, что искать ответ надо в Периодической системе, рассматривают ее, находят периоды и группы, но не знают, что делать с подгруппами. Т.о., предполагают, что письмо должно быть доставлено брому или марганцу.
|
|
Исполнительный этап
|
Давайте посмотрим, как создавалась Периодическая система.
Чтобы систематизировать все химические элементы Д.И. Менделеев написал их знаки на карточках, поместив на них относительные атомные массы элементов и подробно описав свойства. Мы пока не знаем свойств, поэтому мы просто выделим элементы с похожими свойствами одинаковым цветом. Поскольку массы атома – единственная известная на тот момент однозначная количественная характеристика атома, ученый попытался связать с ней последовательность расположения элементов. Что он получил?
(Организуется просмотр презентации)
Попытайтесь, знакомясь с презентацией, ответить на вопросы: Какие закономерности свойств элементов есть в периоде? Какие закономерности свойств элементов есть в группе?
Некоторые периоды оказались очень длинными. Тогда автор свернул их в две строчки. Таким образом, в каждой группе, в периодах, начиная с 4-го, оказалось по два элемента. Тогда было введено понятие подгруппы. Есть две подгруппы – главная и побочная. (Слайды 3-4 - прикрепленный файл)
Почему «главная» и «побочная»? Для элементов, стоящих в начале и конце периода, все закономерности соблюдаются очень четко. Их назвали главной подгруппой. Для элементов в середине периода выполняются не все закономерности. Почему – мы узнаем позже. Их назвали побочной подгруппой.
|
Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы.
Предполагаемый ответ: в периоде элементы располагаются в порядке увеличения атомной массы, у всех элементов разные свойства, они изменяются от металлических к неметаллическим; в группе собраны элементы со сходными свойствами. Записывают свои выводы в тетрадях. Кто-то из учеников озвучивает по просьбе учителя свои записи.
Период – это ….
Всего периодов - …
Группа – это ….
Всего групп - …
(Предполагаемый ответ: период – это горизонтальный ряд, в котором свойства элементов изменяются от металлических к неметаллическим. Всего периодов – 7.
Группа – это вертикальный столбец, в котором расположены элементы со сходными свойствами. Всего групп – 8.)
|
П – умение определять понятия, создавать обобщения;
Умение делать выводы
|
Игра «Почтальон». (Слайды 5-13 - прикрепленный файл)
|
Задание выполняется на интерактивной доске. Необходимо найти химический элемент по его адресу, либо наоборот, вписать "адрес" химического элемента.
|
|
Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе.
Объяснение учителя.
Вычислите массовые доли элементов в кальциевой селитре. Формула вещества: Ca(NO3)2
Что такое массовая доля? Что мы примем за 100%? Как вычислить относительную молекулярную массу вещества? Как узнать, какая часть массы приходится на данный элемент?
|
Записывают решение задачи:
|
П - умение применять знаки и символы, схемы для решения учебных задач
|
Творческий этап
|
Задание ученикам. Работая в парах, составить алгоритм решения задачи.
После составления алгоритма он проверяется. (Слайд14 - прикрепленный файл)
|
Работа в парах.
|
К - умение организовывать учебное сотрудничество и работать в группе
|
Самостоятельное решение задач |
Вычислите массовые доли элементов в:
1) серной кислоте H2SO4,
2) фосфате кальция Ca3(PO4)2
(Ответ: 1) 2%, 33%, 65%; 2) 43%; 22%; 35%)
|
|
Оценочно-рефлексивный этап
|
А теперь поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте правильность решения задач друг у друга.
Возникли ли вопросы.
|
Взаимопроверка решения в парах.
Если возникли сомнения, вопросы, задают. Обсуждают коллективно.
|
Р - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
|
Закончите фразы.
Сегодня я узнал…
Мне показалось трудным…
Я уверен, что смогу…
|
Ответы учащихся по желанию.
|
|
Домашнее задание. Задачи. Вычислить массовые доли элементов в известняке СаСО3 и нитрате цинка Zn(NO3)2
|
Записывают домашнее задание.
|
|