Submitted by Евгения Васильевна Балалаева on Wed, 09/07/2014 - 16:37
Тема: "Имя существительное как часть речи" Цели: • повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи; • формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; • способствовать воспитанию чувства ответственности при работе в группах. Оборудование: • мультимедийный проектор, • карточки с заданиями, • набор для рефлексии. Ход урока I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Каждый этап своей работы оценивайте значками на полях. ( ! ? …) На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете выразить своё отношение к уроку. II. Повторение и углубление изученного материала. 1. Беседа. - Какой раздел науки о языке мы начали изучать? - Что изучает морфология? - Посмотрим, что вы знаете о частях речи. 2. Орфографическая работа. Определение темы урока. - Начнём с орфографической работы. Запишите число и классная работа. Посмотрите на слайд 1. Запишите слова, объясните пропущенные буквы. Оцените себя. - Что общего между этими словами? (чередующиеся гласные, существительные) Предл…жение, р…сток, прил…гательное, р…стение, сл…гаемое, сл…жение. - Мы начали урок с того, что вспомнили понятие морфология. Какое из названных вами понятий будет относиться к морфологии? - Предположите тему нашего урока. (Имя существительное как часть речи) слад 2 – запишите в тетради тему. 3. Постановка целей. - С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Что бы вы хотели узнать на уроке? (что такое имя существительное, каковы его признаки) - Свои выводы мы будем записывать в Лингвистический паспорт Имени существительного. (распечатано) Имя существительное Грамматическое значение Вопрос Морфологические признаки Роль в предложении постоянные непостоянные 3. Речевая зарядка. Слайд 3 - Прочитайте эпиграф урока: Имя существительное - хлеб языка. Л.В.Успенский - Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире. - Объясним значение слова "хлеб". Это сделает наш консультант. (по словарю Ожегова: 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки 2. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку 3. То же, что пропитание. 4. Средства к существованию, заработок. - Как называются слова, у которых много значений? - Вернёмся к нашему предложению. Как слово «Хлеб» может быть связан с понятием «язык»? - Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. - Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание. (О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных). 5. Работа в группах. - При выполнении орфографической работы вы быстро определили, что нам встретились существительные. А как вы это сделали? (по вопросу и по значению) Вывод можно записать в паспорт. - Что обозначает существительное? (предмет) - Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы: Слайд 4 1. Прочитайте слова: М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова. 2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. 3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание? - Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем. - Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать Слайд 5 1 группа и 6 группа 1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист) 2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? - Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать Слайд 6 2 группа и 3 группа 1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева) 2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? - Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать Слайд 7 4 группа и 5 группа 1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова) 2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? Вывод: что обозначает имя существительное? Оцените себя. 6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием. - А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное? Запишите их в паспорт. - А почему 2 вопроса? - Может ли существительное из одушевлённого стать неодушевлённым? Почему? (это постоянный признак) Запишите в паспорт. Слайд 8 - Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно. Кто? Что? Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, магазин Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное? - Итак, мы начали разговор о признаках существительного. И первым назвали – одушевлённость. Где в таблице записан этот признак? (постоянные признаки) - Но ведь это не все признаки существительного. Работаем дальше. Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. Найди лишнее слово. Слайд 9 Олень, дочь, снег . (род) Москва, город, Россия. (собств.) Песня, море, листопад. (склонение) Ключи, уроки, класс. (число) в погоде, о новостях, вечер (падеж) - Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите. - Какие из этих признаков являются постоянными у существительного, какие непостоянными? Запишите в паспорт. - Подробнее о признаках существительного мы поговорим на последующих уроках, и вы увидите, что здесь есть свои сложности. 7. Физминутка 8. Работа с учебником. - Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе с учебником. Работа с текстом. - Откройте стр. 45, найдите упр. 473, прочитайте задание. - Подготовьтесь к выразительному чтению текста. - Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь. - Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу? - Запишите только те предложения, где выделены слова. Какие это части речи? Докажите. Определите род, число, падеж существительного. Какой это член предложения.(по 1 человеку на предложение у доски – 3 оценки) - Сделайте вывод о синтаксической роли существительного. Слайд 10 - Все ли это роли? Рассмотрим слово «Россия» в предложениях на слайде. Определите, какими ещё членами предложения могут быть существительные? Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России. - Итак, существительные могут быть любыми членами предложения. Запишите вывод в паспорт. 11. Логическая задача. Слайд 12. На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. Снежное покрывало всё поле покрывало. - Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор. - Как называются слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное лексическое значение? (омонимы) III. Итог урока. 1. Слово учителя. Итак, мы повторили сведения об имени существительном. Заполнили его паспорт. Слайд 13. Расскажите, что вы знаете об этой части речи по паспорту? Имя существительное Грамматическое значение Вопрос Морфологические признаки Роль в предложении постоянные непостоянные Может быть любым членом предложения Обозначает предмет Кто? Что? Одушевлённое/неодушевлённое Собственное/нарицательное Род Склонение Число Падеж - А что ещё хотели бы узнать? - Конечно, мы повторили основные сведения, которые вы получили в начальной школе. Но в 5 и 6 классах вы расширите свои знания об имени существительном и узнаете много нового и интересного. 2. Рефлексия. - Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, каково ваше настроение в конце урока. Если хорошее – поднимите вверх солнышко, если не очень - тучку. Спасибо, ребята. Слайд 14 - А вот моё настроение. 3. Выставление оценок. - А знаете, почему моё настроение такое светлое, радостное? Потому что на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием ставлю пятёрки :, четвёрки: 4. Домашнее задание. - упр. 480/481 (творческое) - Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.