Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады.
Submitted by Ольга Ивановна Головина on Tue, 01/07/2014 - 22:51
Задачи урока:
1)Формировать у учащихся умение и навык извлекать из разных источников и критически осмыслять информацию о неоднозначно оцениваемых событиях и личностях в истории; сравнивать свидетельства разных источников, показывать, чем они отличаются.
2)Создать целостное представление о личности Ивана Грозного.
3)Посредством изучения истории Отечества формировать у учащихся твердую гражданскую позицию.
4)На основе личностного восприятия и осмысления учащимися исторически сложившихся нравственных ценностей формировать у них ценностные ориентации и убеждения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
суть и характер реформ Ивана IV
органы управления государством во второй половине XVI в.
даты основных событий, связанных с началом правления Ивана Грозного и реформами Избранной Рады
Учащиеся должны понимать, что такое:
централизованное государство
Земский собор
Избранная Рада
стрелецкое войско
Судебник
Учащиеся должны уметь:
передавать содержание текста в сжатом виде
проводить информационно-смысловой анализ текста
формулировать выводы
применять полученные теоретические знания при анализе социальных реалий
3.Укрепление центральной власти. Реформы Избранной Рады.
4.Стоглавый собор. Реформа местного управления.
5.Военная реформа.
Эпиграф: «Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели»
Василий Осипович Ключевский
Ход урока:
I.Оргмомент (Слайд 1):
Учитель: Добрый день, ребята, я рада видеть вас и очень хочу начать наш сегодняшний урок. Уверена, что он пройдет, как всегда, в доброжелательной, рабочей атмосфере.
II.Введение в тему: А начать его я хочу строками из произведения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова (слайд 2):
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит в золотом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
- Как вы думаете, какому Ивану Васильевичу посвятил М.Ю.Лермонтов эти строки? (Ивану Васильевичу Грозному)
-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего нашего урока? ( Правление Ивана Грозного)
- Совершенно верно, на сегодняшнем уроке мы начнем разговор об одном из последних представителей династии Рюриковичей – Иване IV, получившем в истории прозвище Грозный.
Ш.Постановка проблемы (слайд 3):
Учитель: Кто же он – Иван IV? Внук Ивана Ш, потомок Александра Невского. Он прожил долгую и трудную жизнь. По словам современников, в минуту его рождения были такие страшные удары грома, что небо будто сотрясалось, а молнии не прерывались. Возможно, это явилось страшным предзнаменованием того времени, когда Иоанн будет у власти.
Иван Грозный – одна из наиболее популярных исторических личностей, о которой имеет представление любой человек, более или менее знающий русскую историю. Его фигура появилась на российском престоле, когда в странах Западной Европы в начале 16 века зародились основы капиталистического строя, а Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. Иван Грозный – первый русский царь, венчанный на царствие. Но его правление столь же противоречиво, как и символ царской власти - шапка Мономаха (слайд 4). По официальной легенде шапка была пожалована Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства. На самом же деле этот головной убор был подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.
В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича Грозного. Одни считают его чудовищным тираном, другие – прогрессивным государственным деятелем, стремящимся к централизации российского государства (слайд 5).Так, И.В.Сталин видел в Грозном прогрессивного исторического деятеля, мудрого правителя, а для великого русского писателя А.Толстого Грозный – «тиран и диктатор».
- На сегодняшнем уроке мы начинаем трехчасовое «погружение» в историю российской государственности XVI века, в эпоху Ивана Грозного. Каким он был, как рос и мужал, как пришёл к власти и что изменил в государстве – обо всём этом мы узнаем на сегодняшнем уроке. Запишите тему и вопросы, которые будут рассмотрены на уроке (слайды 6,7).(учащиеся записывают тему и план урока)
Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV, роль реформ, проведенных в первый период его правления, с тем, чтобы по окончании изучения эпохи Ивана Грозного аргументировать оценку, данную ему В.О.Ключевским (слайд 8), вынесенную в эпиграф, и сделать собственный вывод: «Так кто же он, Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?».
IV. Изучение нового материала:
1.Боярское правление.
Учитель: Иван родился в 1530 г. Посмотрите на форзац учебника и назовите указанные годы правления Ивана. (1533 -1584г. г. - даты вывешиваются на доску и записываются в тетради) - Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? (Нет)
- Отец Ивана Василий III (Слайд 9) умер в 1533 году, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (1533 -1538г. г. - даты вывешиваются на доску и записываются в тетради) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.
- Работая с текстом учебника (3 абзац п.1 параграфа 23), выясните, какие реформы были проведены в период регентства Елены Глинской и к каким результатам они привели? Допишите название реформ. ( Учащиеся работают с текстом учебника:читают 3 абзац п. 1 параграфа 23 и дописывают название реформ на доске и в тетрадях)
создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)
основание … (Монетного двора)
введение … (единых единиц длины и веса)
- Чему способствовало проведение данных реформ? (централизации страны)
- После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана, в эпоху так называемого «боярского правления» (1538 -1547г. г. - даты вывешиваются на доску и записываются в тетради). Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.
- Прочитайте документ «О боярском правлении» на стр. 200 учебника и ответьте на вопрос: «Какое отношение к боярской верхушке и почему сформировалось у царя в детстве?». (Учащиеся работают с документом и отвечают на вопрос)
2. Личность Ивана IV.
Учитель:Ребята, как вы думаете, какие факторы могли оказать влияние на формирующийся характер будущего правителя? Как это должно было сказаться на дальнейшей его деятельности? Дать ответы на эти вопросы вам помогут отрывки из исторических документов. Для их изучения мы разделимся на группы.
Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом
Задание: используя отрывки из документов русских историков, составьте характеристику черт характера Ивана IV .
Дидактический материал для работы групп.
Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911) — виднейший русский историк и педагог. Отрывки из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»: 1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера».
2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту… Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».
3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон».
4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не сумел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».
Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина -виднейшего русского историка: 5 группа. «Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия». Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) - виднейший русский историк. Отрывок из сочинения « История России с древнейших времен»: 6 группа. «Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!» - Так, что же повлияло на становление характера Ивана Васильевича? Какие качества его характера отмечают русские историки? (Ответы учащихся)
- В чём же заключается противоречивость и сложность исторической личности Ивана IV? (Высказывания учащихся о личности Ивана IV)
Учитель: Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку. Он оставил в истории свой неизгладимый след. На 17 году жизни Иван заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство (слайд 10). Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение.
- В чем же разница? И что побудило Ивана Васильевича венчаться на царствие? Ответы на эти вопросы мы найдем в учебнике (стр. 194, 2 абзац) и в отрывке из «Курса русской истории» В.О.Ключевского.
Работа учащихся в группах:
1 группа.Работа с текстом учебника: стр. 194, 2 абзац, запись даты – январь 1547г.
2 группа. Работас отрывком из «Курса русской истории» В.О.Ключевского: «Иван рано и много, чем бы следовало, стал думать о том, что он государь московский и всея Руси. Скандалы боярского правления постоянно поддерживали в нем эту думу…Каждый из окружающих называл его великим государем…Ивана учили грамоте, заставляя твердить Часослов и Псалтырь. Здесь он встречал строки о царе и царстве, о помазаннике Божием…- все говорят о царской власти, о ее божественном происхождении. Несть власти, аще не от Бога. Всяка душа властем предержащим повинуется... Иван IV был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное Я сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти..»
Ответы учащихся на вопросы:
1. Выясним значение принятия нового для России титула. Как вы думаете, почему не «великий князь», а «царь»? Обсуждение, после которого учитель дополняет информацию: «В те времена «великий князь» переводили как «принц» или «великий герцог». А титул «царь» переводили как «император». Царями на Руси называли византийских императоров и ордынских ханов.
2.Как вы думаете, какое значение для внешней политики могло иметь принятие Иваном IV царского титула? Найдите на карте и назовите крупные европейские государства ХVI века. Вспомните, кем они управлялись?
3.Что означало принятие титула для взаимоотношений Руси и Орды?
4. Что давал титул Ивану Грозному внутри государства? Каким образом менялись взаимоотношения правителя и подчиненных?
В результате учащиеся приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.
Параллельно на классной доске и в тетрадях учащихся оформляется схема «Причины венчания ИванаIVна царство»
Схема 1. Причины венчания ИванаIVна царство
Широкие перспективы для дипломатических отношений с Западом
Демонстрация полной независимости от Орды, равенство с ней
Титул поднимал правителя на недосягаемую высоту над князьями
Титул подчеркивал претензии русского государства на византийское наследие
Причины
3.Физкультминутка
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. Прошу всех встать из-за парт и выполнить вместе со мной седующие движения:
Начинаем мы опять по истории шагать.
Чтобы все понятным стало, потрудились мы немало.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
- Садитесь, продолжим нашу работу.
4.Укрепление центральной власти. Реформы Избранной Рады.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, как управлялось русское государство в конце 15 - первой половине 16 века.
- Как назывался правитель государства в конце15- первой половине 16 века? (Великий князь)
- Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе? (Боярская дума)
- Как назывались центральные органы управления? (Приказы)
- Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны? (Наместники)
На доске постепенно появляется схема органов управления в конце XV - первой половине XVIв.в.
Схема 2. Аппарат власти Русского централизованного государства в конце XV- первой половине XVIвека.
Великий князь, государь всея Руси
Боярская Дума
Приказы
Наместники
Учитель: Ребята, вы должны понимать, что за полвека в стране произошли огромные перемены. Завершился процесс образования единого централизованного государства. В связи с этим перед Иваном IV стояли большие задачи: необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди: А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий. Этот совет стал называться Избранная рада (слайды 11-12). Царь и Избранная Рада задумали провести в стране реформы. Но и Ивану IV, и Избранной Раде для проведения масштабных реформ требовалась поддержка широких слоёв населения. Как этого достигнуть? Объясните, выполнив самостоятельно задание: прочитать из пункта 2 «Укрепление центральной власти» абзацы 3,4 со слов «В 1549 году…» до слов «В 1550 году…». ( Ответ учащихся: царь решил опереться на представителей разных слоев общества и созвал Земский собор) - Что представлял собой Земский собор? (орган при царе из представителей различных слоев населения) - Когда он был созван? (в 1549 году – запись даты на доске и в тетрадях)
- Каков был его состав? (боярство, духовенство, служилые люди)
- Каков был порядок его формирования? (назначение властями)
- Ограничивал ли он власть царя? (нет, Земский собор не ограничивал власть царя, а поддерживал её)
- Сравните его деятельность с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии. ( Земский Собор также собирался для решения важных дел, но не ограничивал власть царя)
-Рассмотрите репродукцию картины С.Иванова «Земский собор при Иване IV» в учебнике и на слайде (слайд 13) и опишите кратко его заседание.
Учитель: Таким образом, в России стала формироваться сословно-представительная монархия. (Вводится новое понятие, его определение записывается в словарь: Сословно-представительная монархия – централизованное государство, в котором власть монарха опирается на собрание представителей разных сословий.) Опираясь на Земский собор, царь с Избранной Радой приступили к реформированию. Для определения причин, целей, сущности реформ, а также причин падения Избранной Рады предлагаю поработать индивидуально с разными источниками. Индивидуальная работа учащихся по учебнику, рабочей тетради и с историческими документами (каждый ученик получает карточку с заданием в соответствии с индивидуальными особенностями, выполняет его в течение 2-3 минут):
Карточка 1. Прочитать 5 абзац пункта 2 стр. 197 учебника, заполнить первую строку таблицы в рабочей тетради «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Вспомните, когда и кем был введен первый Судебник? Что значит выражение «Юрьев день». Что такое пожилое? Карточка 2. Прочитать 6 абзац пункта 2 стр. 197 учебника, заполнить вторую строку таблицы в рабочей тетради «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Предположите, чем занимался каждый из приказов. Дайте определение понятиям «приказ», «дьяк».
Карточка 3. Прочитать 1 абзац пункта 3 «Стоглавый собор. Реформа местного управления» стр. 197 учебника, заполнить четвёртую строку таблицы в рабочей тетради «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Дайте определение понятию «Стоглав». Какие основные решения были приняты на Стоглавом соборе?
Карточка 4. Прочитать 2-3 абзацы пункта 3 «Стоглавый собор. Реформа местного управления» стр. 198 учебника, заполнить пятую строку таблицы в рабочей тетради «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Вспомните, что такое «кормление» и с какой целью оно вводилось? Какие обязанности должны были нести кормленщики? Почему данная система была неэффективной? Какие выборные органы учреждались реформой? Какие функции они выполняли? Дайте определение понятиям «губа», «губной староста».
Карточка 5. Прочитать 1-2 абзацы пункта 4 «Военная реформа» стр. 198 учебника, заполнить третью строку таблицы в рабочей тетради «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). Вспомните, что такое «местничество» и когда оно возникло? Кому местничество было выгодно, а кому нет? Из кого создавалось стрелецкое войско? Как оно было организовано и вооружено? В чем основное отличие стрельцов от дворянского ополчения?
Карточка 6. Прочитать 3-6 абзацы пункта 4 «Военная реформа» стр. 198-199 учебника, заполнить шестую строку таблицы в рабочей тетради «Заполните пропуски в таблице «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ» (Задание 3). С какой целью было принято «Уложение о службе»? Объясните, по какому принципу комплектовалось войско. Чем отличалось дворянское войско от стрелецкого? Кому из служилых людей была выгодна реформа? Кого называли «боярскими детьми»? Дайте определение понятию «дворяне». Карточка 7. Изучите отрывки из исторических документов, определите причины реформ: «Никогда Россия не управлялась хуже. Глинские, подобно Шуйским, делали, что хотели, именем юноши государя, наслаждаясь почестями, богатством». «Главной причиной…стали пороки общества: засилье вельмож, их равнодушие к делам государства, нежелание защищать страну, бесконечные распри». «Через Боярскую думу знать распоряжалась делами в центре, она контролировала и все местное управление». Сформулируйте и запишите цели реформ.» (Цели реформ: 1. Ликвидация тенденций к раздробленности. 2. Создание и укрепление государственного аппарата. 3. Усиление центральной государственной власти.)
Карточка 8. Изучите отрывок из исторического документа, определите причины падения Избранной Рады: «После скоропостижной смерти любимой жены Ивана Грозного Анастасии, родственники царицы обвинили в ее смерти Адашева и Сильвестра. По всей видимости, царь поверил этим наветам. Кроме того, реформы, по мысли Избранной рады, должны были осуществляться постепенно. А Ивану Грозному хотелось немедленно видеть результаты своих усилий. К тому же царь всегда стремился править единолично и не желал делить власть с кем бы то ни было». Как вы думаете, судьбу Избранной рады предопределила одна из этих причин, или все они вместе взятые? Какое обстоятельство, по вашему мнению, имело решающее значение?
Заслушиваются ответы учащихся с одновременной демонстрацией слайдов 14-17, делается вывод: 1. Реформы 1550-х гг. были направлены на централизацию страны и усиление центральной власти. 2. В результате реформ в целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения.
V. Закрепление изученного материала.
Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы выяснили, что Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства.
- Перечислите наиболее важные реформы Избранной рады. Как вы думаете, о силе или о слабости Ивана Грозного, как правителя, свидетельствуют эти реформы? Можно ли согласиться с В.О.Ключевским, сравнившим Грозного с ветхозаветным слепым богатырем, повалившим на себя здание, на крыше которого сидели его враги? (слайд 18)
- Выполните тест в рабочей тетради (задание №1 параграф 23).( Проверка ответов)
- Дайте определения понятиям «Избранная Рада», «Земский собор», «сословно-представительная монархия».
VI.Подведение итогов урока:
Учитель: Ребята, сегодня мы начали изучать эпоху Ивана Грозного, познакомились с его личностью, погрузились в исторические условия того времени, рассмотрели причины, сущность и значение реформ, проведенных Избранной Радой. На уроке были представлены различные точки зрения на правление Ивана Грозного. Хотелось, чтобы вы дали собственную оценку деятельности Ивана Грозного в первый период его правления. Кто он, по-вашему, - великий реформатор или тиран?
(Заслушиваются мнения учащихся) Спасибо. На следующем уроке мы познакомимся с его внешнеполитической деятельностью и постараемся также ее оценить. Мне интересно, изменится ли ваша оценка, данная сегодня деятельности Ивана Грозного.
Выставление оценок за активную работу на уроке.
VII. Домашнее задание (Слайд 19):
1.Выучить материал §23, даты, понятия. 2.Задание сильным учащимся: составить схему «Система государственного управления во второй половине XVI века» (Рабочая тетрадь, задание 2 §23). 3. Задание слабым учащимся: выполнить в рабочей тетради задание 4 §23.
4.Творческое задание по желанию: подготовить сообщения о деятелях Избранной Рады: Сильвестре, Адашеве, Курбском, Макарии, Висковатом, используя дополнительную литературу и Интернет.
5.Индивидуальные опережающие задания к следующему уроку: подготовить сообщения о завоевании Казанского ханства, о присоединении Астраханского ханства, о Ермаке и покорении им Западной Сибири.
VIII. Рефлексия
Учитель: Ребята, поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня был уверен в своих знаниях, кому было комфортно?
Я прошу вас при выходе из кабинета условно выразить свое отношение к уроку с помощью заготовленных квадратов: Зеленый квадрат – вам легко и интересно.