Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы в физкультурной деятельности по сохранению здоровья подрастающего поколения.
Согласно «Концепции модернизации российского образования», реализация здоровьесберегающих технологий осуществляется со студентами в процессе освоения основ физкультурно-оздоровительной деятельности, которые в своём предметном содержании представлены по преимуществу средствами общеприкладной физической подготовки и современными системами физического воспитания.
Физическая культура является непременным условием направленного развития и физической подготовки студентов к жизни, оптимизации их физического состояния, таким образом, урок физической культуры — важное составляющее звено в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Основополагающими для оздоровления студентов считаются следующее приоритетные направления:
1. Здоровый человек – практически достижимая норма развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей студентов.
3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно – развивающей работы со студентами.
Исходя, из этих направлений была разработана концепция здоровьесбережения в колледже:
- уроки с применением здоровьесберегающих технологий;
- оздоровительные мероприятия в виде производственной гимнастики;
- соблюдение гигиенических требований (проветривание, влажная уборка помещения);
- воспитательная работа (пропаганда ЗОЖ)
- внеклассная работа (спортивные мероприятия, соревнования, секции);
- современные формирующие системы физического воспитания
(фитнес, фитбол, атлетическая гимнастика, стретчинг, флешмоб);
- технологии сохранения стимулирования здоровья (дыхательная,
пальчиковая, корригирующая гимнастика, упражнения для глаз).
Использование новых направлений здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры определяется положительным воздействием
в воспитании студентов и выражается в развитии у студентов жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Данные направления помогают обеспечить студенту колледжа высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.
Тогда диплом о профессиональном образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения студента заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Выбор и освоение на теоретическом и практическом уровнях здоровьесберегающих образовательных технологий учителем физической культуры осуществляется в несколько этапов:
- формирование общей компетентности в области современных образовательных технологий;
- углубленное изучение теоретических основ новой избранной учителем здоровьесберегающей личностно-ориентированной технологии;
- изучение методических разработок на этой основе, и опыта реализации данной технологии другими учителями;
- методическая разработка собственных учебных занятий на основе данной технологии, их адаптация к содержанию учебного курса, специфике своей педагогической деятельности и возрастным и личностным особенностям учащихся;
- экспериментальная апробация технологии, измерение ее педагогической эффективности и корректировка; освоение технологии в практической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:
- личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры;
- в процессе работы учителя физической культуры будет моделироваться специфическая система способов реализации личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогической технологии;
- личностно-ориентированный образовательный процесс будет проектироваться учителем физической культуры на основе диагностики здоровья учащихся и собственной профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий.
Данные условия состоят в том, чтобы придать учебному процессу характер здоровьесбережения, изменить его организационные формы, опираясь на базовый комплекс технологий личностно-ориентированного образования.
Специфика личностно-ориентированного подхода в здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры обусловлена, с одной стороны, формированием потребностей, мотивов и целей учащихся, а с другой, - эффективному процессу их продвижения к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию в целом на основе приоритетной физкультурно-оздоровительной деятельности.
|