Особенности строения растительной и животной клетки. Особенности строения клеток эукариот в отличие от прокариот
Submitted by Надежда Афанасьевна Волколупова on Fri, 06/06/2014 - 17:22
Урок по теме «Клетка»
«Особенности строения растительной и животной клетки.
Особенности строения клеток эукариот в отличие от прокариот»
Тип урока. Введение в тему (10 класс Повторение учебного материала, изученного в 9 классе)
Цель урока: актуализировать знания о строении эукариотической клетки, изучить общий план строение эукариотической клетки на более высоком уровне. Сравнить строение растительной и животной клетки. Сравнить строение прокариотов и эукариотов.
Задачи урока:
обучающиеся должны вспомнить общее строение клетки, котороеизучалось в разделе общей биологии в 9 классе;
обучающиеся должны изучить общее строение клетки на более высоком уровне;
обучающиеся должны уметь сравниватьстроение растительной и животной клетки и находитьосновные отличия;
обучающиеся должны уметь сравниватьстроение прокариотов и эукариотов и находитьосновные отличия.
На ИА доске высвечивается проставленная учителем проблема, которую дети записывают в тетрадь. «Почему клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов? На основании, каких данных существует утверждение, что клетка – знаменатель всех живых систем?»
III Актуализация знаний.
На ИА доске высвечиваются вопросы для повторения пройденной в 9 классе темы по строению клетки, и дается время вспомнить изученное.
Фронтальный опрос по строению эукариотической клетки, на основании полученных ранее знаний.
1) Как называются клетки растений, животных и грибов? (эукариоты)
2) Как называются клетки бактерий и сине-зеленых водорослей? (прокариоты)
3) Назвать главное отличие клеток эукариот от клеток прокариот? (наличие обособленного ядра у клеток эукариот)
4) Вспомнить главные органоиды клеток эукариот? (мембрана, цитоплазма и ядро)
5) Перечислить остальные органоиды клетки, какое строение имеют и какую функцию они выполняют (эндоплазматическая сеть гранулярная и гладкая, рибосомы, комплекс Гольджи, клеточный центр, митохондрии, пластиды, лизосомы, вакуоли с клеточным соком)
IV Изучение темы.
1. Показ презентации по строению клетки. Интерактивная доска на данном этапе урока используется в качестве экрана. После показа каждого слайда презентации «Строение клетки» по предложенному плану, комментарии учителя. Обучающиеся записывают кратко текст слайда в рабочую тетрадь.
а) Общий план строения эукариотической клетки. Мембранные и не мембранные компоненты клетки. (Показ слайда № 3, комментарии учителя.)
б) Строение и функции мембраны клетки. Двойной слой фосфолипидов. Белки периферические, погруженные, белки, пронизывающие мембрану или интегральные, которые вместе образуют поры, белки-челноки. Транспортная функция мембраны – пиноцитоз и фагоцитоз. (Показ слайда № 4 и № 5, комментарии учителя.)
в) Значение цитоплазмы. (Показ слайда № 6, комментарии учителя.)
г) Строение и функции пластид. Лейкопласты, хромопласты и хлоропласты, где протекает процесс фотосинтеза. (Показ слайда № 7, комментарии учителя.)
д) ЭПС, строение и функции гранулярной и гладкой эндоплазматической сети. (Показ слайда № 8, комментарии учителя.)
е) Строение ядра клетки. Ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко и хроматин. Понятие хромосомы и хроматин. (Показ слайда № 9комментарии учителя.)
к) Клеточный центр, функция центриолей. (Показ слайда № 10, комментарии учителя.)
о) Строение и функция митохондрий, как «Энергетических станций клетки» (Показ слайда № 14, комментарии учителя.)
п) Строение вакуолей и состав клеточного сока. (Показ слайда № 15, комментарии учителя.)
р) Понятие цитоскелета, строение и функции. (Показ слайда № 16, комментарии учителя.)
V. Закрепление новой темы.
Работа со слайдами по закреплению изученного материала.
Вспомнить различие в строении растительной и животной клетки и растащить номера с органоидами к картинкам срастительной клеткой или животной. (Показ слайда № 17, коррекция знаний учителем.)
Вспомнить различие в строении клетки эукариотической и прокариотической. Вписать «Да» или «Нет» напротив признаков данных в таблице. (Показ слайда № 18, коррекция знаний учителем.)
VI. Вывод:
клетка занимает высокий уровень в иерархии живых систем, без изучения клеточного строения, без изучения жизнедеятельности клетки нельзя понять живое. Клетка это целостная система, ограниченная полупроницаемой мембраной, где находятся различные органоиды, которые взаимосвязаны между собой посредством гиалоплазмы, имеют сложное строение и выполняют важные функции. На уровне клетки протекают все процессы обмена веществ и энергии, как у одноклеточных, так и у многоклеточных организмов. Вне клетки нет жизни, даже вирус ведет себя как живой организм, только находясь внутри клетки. (Вывод высвечивается на ИА доске, после того, как дети примерно сформулируют его.)
VII. Домашнее задание. Выучить основные положения по общему строению эукариотической клетки, пользуясь записями в тетради.