Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Акмеизм

Submitted by Валентина Васильевна Чебыкина on пн, 28/04/2014 - 21:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чебыкина Валентина Васильевна
Регион: 
Архангельская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<ol> <li> <p>Цели урока:</p> <ol> <li> <p>Образовательные: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов;</p> </li> <li> <p>Развивающая &ndash; развивать у учащихся речь, умение произносить различные тексты, умение анализировать лирические тексты, развивать навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости;</p> </li> <li> <p>Воспитательная &ndash; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя.</p> </li> </ol> </li> <li> <p>Тип урока: лекция с сообщениями учащихся.</p> </li> <li> <p>Методы:</p> </li> </ol> <ul> <li> <p>репродуктивный (лекция);</p> </li> <li> <p>эвристический (эвристическая беседа);</p> </li> <li> <p>исследовательский (сообщения учащихся, проблемные ситуации);</p> </li> <li> <p>творческого чтения (выразительное чтение)</p> </li> </ul> <div class="field field-type-text field-field-resources"> <div class="field-items"> <div class="field-item odd">&nbsp;</div> </div> </div>

Тема урока: «Акмеизм»

  1. Название: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам).

  2. План урока.

    1. Организационный момент

    2. Работа с эпиграфом, тема, постановка целей

    3. Вступительное слово

а.     Определение понятия («акмеизм»)

4. Основная часть.

б.     Появление акмеизма

в.     Основные принципы акмеизма:

5.     Мандельштам

  1. Сообщение ученика.

  2. Слово учителя.

"Тоской по мировой культуре" назвал акмеизм Мандельштам.

Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Чувства не раскрываются непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей.      

  • Обратимся к манифесту О. Мандельштама "Утро акмеизма". Какое значение акмеисты придавали слову? (д\з к уроку).

  • Вывод: Поэт требовал от поэзии конкретности, материальности, сознательности.

  • Стихотворение Мандельштама "Автопортрет»(читает подготовленный ученик)

Вопросы для обсуждения

  • Найдите в 1 строфе противоположные понятия, создающие контраст.

“поднятье головы”,
“крылатый намёк”

— “мешковат сюртук”;

“закрытье глаз”,
“покой рук”

— “тайник движенья непочатый”.

 

Сам Мандельштам называл этот принцип “сталкиванием противоположностей”.

  • Как вы думаете, для чего это нужно автору?

Антитеза покоя–движения придаёт стилю художника внутреннюю напряжённость. Каждое стихотворение Мандельштама полно внутренней динамики, волевого движения. Для поэта важен сам процесс созидания, выстраивания формы, смысла, духа…

  • Во второй строфе даётся центральный образ авторского художественного мира: “И слова пламенная ковкость”.

Именно это слово-камень как воплощение несокрушимости, неизменности реального мира и становится объектом направленных на него творческих усилий человека, стремящегося одухотворить эту грубую материю.

  • По какому принципу построены  последние две строки стихотворения (по принципу антитезы, сближаются сходные по звучанию слова: “прирождённую неловкость”, “врождённым ритмом”).

Согласно основам структурного анализа Ю.М. Лотмана, “антитеза означает выделение противоположного в сходном”.

Попробуем выяснить, в чём смысл этого сближения (“со-противопоставление”). Мотив скрытого внутреннего движения, заявленного в начале стихотворения, реализуется в образе “врождённого ритма”; слово “врождённый” семантически в контексте стихотворения воспринимается как неотъемлемое качество личности, Божий дар, который поэт пронесёт через всю свою жизнь. И здесь же по звуковому сходству сближается “прирождённая” (неловкость) — в значении временного затруднения, некоей преграды, которую необходимо преодолеть (“неловкость”, происшедшая при рождении).

Итак, что скрывается под этой “прирождённой неловкостью”?

“Прирождённая неловкость” — это косноязычие и даже безъязычие собственное, семьи, эпохи; это детский лепет, который, наполнившись “нарастающим шумом века”, обретает силу и мощь языка, преображённого “врождённым ритмом”

6. Городецкий.

  1. Сообщение ученика.

  2. Слово учителя.

От акмеизма Гумилева, Ахматовой и Мандельштама существенно отличался адамизм С. Городецкого, М. Зенкевича, В. Нарбута, которые составили натуралистическое крыло движения. Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнью»

  1. Стилистический эксперимент.

  • Образ березы у русских поэтов.

  • Словарная работа.

  • Заполнение пропусков детьми.

  • Чтение 1.

  • Чтение оригинального текста выразительно учителем.

  • Обсуждение, какую роль играет слово.

7.                Гумилев

а.                 Сообщение ученика.

  1. Слово учителя.

Николая Гумилева влекла к себе Африка. Уже в его первых сборниках («Путь конквистадоров» 1905г., «Романтические цветы» 1908г., «Жемчуга» 1910г) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам.

·        Комментарии к стихотворным строкам (как они характеризуют Гумилева?)

·        Обобщение учителя: В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям.

Путешествия в стихах Н. Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных».

  1. Выразительное чтение стихотворения Н.Гумилева "Жираф" артистом.

Стихотворение "Жираф" 1907 г.

Поэт подробно многоцветно отыскивает красоты далекой Африки. Это рассказ человека, который действительно наблюдал необыкновенные, для привыкшего русским пейзажам, картины. Но вспоминая об "изысканном жирафе" герой преображает и без того прекрасную реальность.

  • Первичное закрепление материала

  • Найти черты акмеистического почерка. (Точное изображение. Имеющийся подтекст внутренний, а не внешний, как у символистов).

О чем стихотворение “Жираф”? (О любви)

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Выписать сравнения, красочные эпитеты. (Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, подобен цветным парусам корабля; бег плавен, как радостный птичий полет, таинственные страны, черные девы, тяжелый туман, немыслимые травы)

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика.

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. )

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

(Лиричекий герой. )

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Место, которое описывает лирический герой, очень живописно. Как вы думаете, для чего он использует такие красочные слова.

- Сказочным описанием лирический герой хочет отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России.

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?Найти черты акмеистического почерка. (Точное изображение. Имеющийся подтекст внутренний, а не внешний, как у символистов).

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

  • Стихотворение "Озеро Чад". Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

План исследования. Работа по группам.

  1. Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения?

  1. С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры)

  2. Выделить "экзотические" сравнения.

8. Ахматова

  • Чтение стихотворения Гумилева, подготовленным учеником.

Какие слова являются ключевыми в стихотворении ( слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль» и др).

  • Слово учителя.

 Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней. На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса, причем поэтесса очень талантливая.

Иной характер носил акмеизм А. Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй.

Не говоря прямо о сокровенном, позволяет окружающим предметам "дошептать" за нее, дополнить впечатление:

"Так беспомощно грудь холодела, 
Но шаги мои были легки. 
Я на правую руку надела 
Перчатку с левой руки. 
Показалось, что много ступеней, 
А я знала - их только три! 
Между кленов шепот осенний 
Попросил: "С мною умри!".

Перчатка с левой руки - это и признак волнения героини и дурной знак, к которым часто прислушивалась Ахматова, обыгрывая в своей поэзии:

         Рассматривая поэзию акмеистов, сложно найти что-то общее.      Но тем не менее можно выделить основные черты поэзии акмеизма. Во-первых, внимание к красоте окружающего мира, к мельчайшим деталям, к далеким и непознанным местам. При этом акмеизм не стремиться познать иррациональное. Он помнит о нем, но предпочитает оставлять нетронутым. Что же касается непосредственно стилистических особенностей, то это стремление к простым предложениям, нейтральной лексике, отсутствию сложных оборотов и нагромождения метафор. Однако при этом поэзия акмеизма остается необычайно яркой, звучной и красивой.

9. Подведение итогов (заключительное слово)

  • Основные принципы акмеистов.

·        Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

  • Судьба акмеистов.

Прикрепленный файл Size
Акмеизм.pptx 1.76 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн