В последнее время среди педагогов-практиков становятся наиболее популярными интенсивные и интерактивные образовательные технологии. Интенсивное обучение - это особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное овладение предметом и активное развитие личности. Оно может осуществляться черех тренинговые методы, деловые и родевые игры и т.д. Интерактивные технологии - это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Как вы считаете, что превращает обучающую технологию из интенсивной в интерактивную? Какие интерактивные и интенсивные технологии вы используете в собственной практике?
Опираясь на собственный опыт, определите, с помощью какой технологии можно научить обучаемых собирать, анализировать и перерабатывать информацию при принятии решений?
Интенсивная технология превращается в интерактивную при организации оптимальных учебных взаимодействий в образовательном процессе: организация работы в парах, тройках,четвёрках. в пятёрках, шестёрках, семёрках. Учебная пара чаще всего используется мною при закреплении учебного материала, при этом учащиеся последовательно пересказывают друг другу определённую часть материала, делают взаимопроверку, дают ответы на заранее подготовленные вопросы. Можно использовать пары постоянного состава и динамического. В свей деятельности чаще использую динамические пары, потому что они обладают большим коммуникативным потенциалом, поскольку участникам диалога нужно каждый раз понимать и принимать иной взгляд на проблему и это стимулирует развитие общения между учащимися. Применяю такую форму работы в динамических парах, как "хоровод". При этом учащиеся делятся на две равные группы, которые образуют 2 круга: внутренний и внешний. Ученики из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте. Школьники,которые находятся во внешнем круге, после каждого диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником. Тематика мини-диалогов может быть разнообразной: понятие- их определение; событие-дата, историческое лицо; имя героя-произведение, автор; пример для мгновенного решения-ответ; изучаемое правило-подтверждающий пример и т.д.
Собирать данные, анализировать их, обобщать лучше всего при организации работы в тройках. При этом работа проходит в 4 этапа: 1 этап: учитель предлагает задание учебным тройкам. которое обсуждается, составляется конспект совместного решения поставленной проблемы, затем ученики покидают свои тройки и вливаются в другие, где знакомятся на втором этапе с другими предположениями, уточняют свой конспект, при необходимости производится определённая коррекция записей и составляется новый сводный конспект , который определяет в себе подходы 2-х различных групп. На третьем этапе, группы меняют свой состав, работают с новыми партнёрами. На завершающем этапе участники возвращаются в первоначальные тройки, уже зная мнение остальных. имея возможность выбрать наиболее полное решение, отшлифовать свою точку зрения на поставленную проблему.
Интенсивная технология обучения превращается в интерактивную технологию обучения при условии, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, а общаются между собой и выполняют творческие задания. Кроме того, общение происходит в системе «ученик-учитель». Деловая игра - это одна из технологий интерактивного обучения. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.
Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:
-на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;
-усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;
-формирование объективной самооценки обучаемых;
-возможность к адекватному анализу реальной ситуации;
-развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.
Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.
Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.
Интенсивные образовательные технологии - это процесс ускоренного обучения. Интерактивные образовательные технологии позволяют организовать обучение как продуктивную творческую деятельность. При этом каждой из них присущи свои средства управления процессом развития познавательной деятельности. Так, в систему активных технологий входит анализ и решение проблемной ситуации педагогом совместно с учеником. В интерактивных технологиях – анализ ситуации и игровое проектирование в процессе коллективного решения проблем педагогом и всей группы учащихся при доминировании последних. Если в решение проблемной ситуации вовлекается вся аудитория, то активные технологии становятся интерактивными.
В последнее время среди педагогов-практиков становятся наиболее популярными интенсивные и интерактивные образовательные технологии. Интенсивное обучение - это особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное овладение предметом и активное развитие личности. Оно может осуществляться черех тренинговые методы, деловые и родевые игры и т.д. Интерактивные технологии - это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Как вы считаете, что превращает обучающую технологию из интенсивной в интерактивную? Какие интерактивные и интенсивные технологии вы используете в собственной практике?
Опираясь на собственный опыт, определите, с помощью какой технологии можно научить обучаемых собирать, анализировать и перерабатывать информацию при принятии решений?