Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по теме: «Внутренняя политика Александра I»

Submitted by Павел Владимирович Бортников on пн, 07/04/2014 - 19:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бортников Павел Владимирович
Место работы, должность: 

учитель истории и обществознания

школа № 127

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
  • познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;

Задачи урока:

  • образовательные: развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем; обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся.
  • коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие зрительных восприятий; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
  • воспитательные: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать патриотическое отношение  к своей стране. 
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

компьютер, экран, мультимедийный проектор, схемы, распечатанные документы, карта

Краткое описание: 
<p>Проверка домашнего задания.</p> <p>Император Александр I.</p> <p>&laquo;Негласный комитет&raquo;.</p> <p>Начало царствования.</p> <p>Реформы М.М. Сперанского.</p> <p>Закрепление материала.</p> <p>Подведение итогов урока. Домашнее задание</p>

Ход урока

 

I. Проверка домашнего задания

  1. Покажите по карте границы Российской империи начала XIX века. Охарактеризуйте сословное деление России. Охарактеризуйте Россию в национальном и конфессиональном отношении.
  2. Приведите не менее трёх фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.
  3. Укажите те факторы (условия), которые, по вашему мнению, способствовали и которые препятствовали развитию российской экономики.

        Задание для ученика у доски: начертить схему государственного управления в России на рубеже XVIII – XIX вв. (схема понадобится при объяснении новой темы). Назвать особенности политического строя России.

 

II. Император Александр I

         Доклад учащегося: «Александр I – воспитание, черты характера»

          Какие черты характера Александра I, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?

Запись в тетрадь:

Александр I  (1801 – 1825) – годы правления

 

III. «Негласный комитет»

       Объяснение учителя с элементами беседы.

Вступив на престол, Александр I торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.

В это время было сильно влияние на умы людей идей Века Просвещения и французской революции.

Ещё в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В.П. Кочубей – племянник екатерининского канцлера графа А.А. Безбородко, во-вторых, князь А.А. Чарторыйский – богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А.С. Строганов – сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н.Н. Новосильцев – двоюродный брат Строгонова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления.

Узкий кружок близких друзей Александр I назвал Негласным Комитетом, представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой». С воцарением Александра I члены Негласного Комитета по-прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчении участи крепостных крестьян, издания «Жалованной грамоты народу» (нечто вроде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма.

IV. «Начало царствования»

      Первыми мероприятиями Александра I стали:

  • манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой».
  • восстановление в полном объёме Жалованной грамоты дворянству и городам.

Запись в тетрадь:

Жалованная грамота дворянству («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») – свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21 апреля 1785 г. Дворяне освобождались от обязательной службы, от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Дворянам принадлежало исключительное право владения землёй и крепостными крестьянами.

     Меры по крестьянскому вопросу:

  • 1801 г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.
  • запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.

      Работа с документом:

«Продаётся свора собак и при них доезжачий»,

«Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».

  1. Как объявления характеризуют отношение дворян к крепостным?
  2. Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.
  • Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т.е. с разделением семьи.
  • Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
  • Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.

Запись в тетрадь:

1803 г. – указ о вольных хлебопашцах

 

Работа с документом

Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли <…> то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своём чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.

<…> если крестьянин  или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землёю и семейством его во владение по прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпущенные, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <..>

Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землёй в собственность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою <…> оброчных денег в казну не платят».

(Полное Собрание Законов, Т.XXVII.)

Беседа по вопросам к документу:

  1. Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?
  2. К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?
  3. Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?
  4. Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа.

 

V. Реформы М.М. Сперанского.

     Объяснение учителя

Разработкой проекта реформы органов власти занялся М.М. Сперанский.

Сообщение учащегося: «Светило российской бюрократии М.М. Сперанский»

Поручая М.М. Сперанскому составление плана государственного преобразования России, Александр I передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Сам Сперанский, по свидетельству, «изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана. (История России XIX – начала XX вв. М., 1998. С.38.)

Работа с учебником и беседа по вопросам.

Прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского и устно ответить на вопросы.

  1. Вспомните идеи Просвещения XVIII в. Какие из этих идей нашли отражение в проекте Сперанского?
  2. Какое учреждение представляло законодательную власть?
  3. Какими правами наделялось население страны?
  4. Представители какого сословия по проекту были ограничены в правах?
  5. Ограничивалась ли власть императора по проекту?
  6. Как вы думаете, почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства?

 

Работа со схемой «Реформа высших органов власти»

В учебнике подобной схемы нет, поэтому она воспроизводится учителем, используя мультимедийный проектор, на большой экран.

  ИМПЕРАТОР  

СИНОД

(высшее духовное учреждение)

 

МИНИСТЕРСТВА

(органы исполнительной власти)

СЕНАТ

(высшее судебное учреждение)

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

(законосовещательный орган)

 

  1. Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
  2. Чем министерства отличались от коллегий?
  3. Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром I,          а какие нет?

 

Работа с источником

Из манифеста об образовании Государственного совета:

«…Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходят из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых…»

  1. Как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу?   
  2. Сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы?

 

VI. Закрепление материала.

   АБеседа с учащимися

  • Перечислите основные направления первых преобразований Александра I. Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований?

VII. Подведение итогов урока

По результатам урока, учащимся выставляются оценки за работу.

Домашнее задание

Материал учебника § 1, 3 и вопросы к ним.

Выполнить задания  в рабочей тетради.

Опережающее задание: повторить тему «Завоевания Наполеона». Подготовить сообщения: «Бородинское сражение»; «Полководец М.И. Кутузов»; «Подвиги героев Отечественной войны».


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн