Submitted by Екатерина Александровна Кашникова on Wed, 26/03/2014 - 18:07
Тема урока:Пересечение и объединение множеств.
Цель: Знакомство с понятием множества, подмножества и их свойствами.
Задачи:
Образовательная:
Решение заданий на повторение.
Знакомство с понятием множества.
Рассмотрение основных соотношений между множествами.
Решение заданий для усвоения новых знаний.
Воспитательная: воспитывать интерес к алгебре, применяя интересные задания, используя различные формы работы; формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание.
Развивающая: развивать умение учащихся работать как индивидуально (самостоятельно), развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности, развитие умений сравнивать и обобщать.
Тип урока: Изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас урок изучения нового материала по теме «Объединение и пересечение множеств». Девиз нашего урока «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Сегодня нам как раз нужно как можно более эффективно применять свойства нашего ума при решении примеров и заданий.
В тетрадях запишем число и тему урока “Объединение и пересечение множеств»
2.Устный счет.
Но прежде, чем начать изучение нового материала давайте кое-что повторим. На прошлом уроке мы закрепляли свойства неравенств. Давайте вспомним.
Задание 1 Сравните значения выражений.
,
Задание 2. Сравните значения выражений.
Задание 3. Сравните значения выражений.
Задание 4. Оцените выражение если
3. Новая тема.
«Множество есть многое, мыслимое нами как единое» (основатель теории множеств – Георг Кантор). КАНТОР (Cantor) Георг (1845—1918) — немецкий математик, логик, теолог, создатель теории трансфинитных (бесконечных) множеств, оказавшей определяющее влияние на развитие математических наук на рубеже 19— 20 вв.
Множество - одно из основных понятий современной математики, используемое почти во всех её разделах.
К сожалению, основному понятию теории – понятию множества – нельзя дать строгого определения. Разумеется, можно сказать, что множество – это «совокупность», «собрание», «ансамбль», «коллекция», «семейство», «система», «класс» и т. д. однако всё это было бы не математическим определением, а скорее злоупотреблением словарным богатством русского языка.
Для того чтобы определить какое – либо понятие, нужно, прежде всего, указать, частным случаем какого более общего понятия, оно является, для понятия множества сделать это невозможно, потому что более общего понятия, чем множество, в математике нет.
Часто приходится говорить о нескольких вещах, объединенных некоторым признаком. Так, можно говорить о множестве всех стульев в комнате, о множестве всех клеток человеческого тела, о множестве всех картофелин в данном мешке, о множестве всех рыб в океане, о множестве всех квадратов на плоскости, о множестве всех точек на данной окружности т. д.
Предметы, составляющие данное множество, называются его элементами.
Например, множество дней недели состоит из элементов: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Множество месяцев – из элементов: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Множество арифметических действий - из элементов: сложение, вычитание, умножение, деление.
Примерами множеств в математике могут служить:
а) множество всех натуральных чисел,
б) множество всех целых чисел (положительных, отрицательных и нуля),
в) множество всех рациональных чисел,
г) множество всех действительных чисел,
д) множество площадей треугольников,
е)множество четырехугольников,
1.Пересечение множеств
А- множество натуральных делителей числа 24,
В- множество натуральных делителей числа 18.
А={1,2,3,4,6,8,12,24},
В={1,2,3,6,9,18},
С- множество общих делителей чисел 24 и 18,
С={1,2,3,6}.
Говорят, что множество С является пересечением множеств А и В.
Пересечением двух множеств называют множество, состоящее из всех общих элементов этих множеств.
«Парадокс брадобрея".
Одному солдату было приказано брить тех и только тех солдат его взвода, которые сами себя не бреют. Неисполнение приказа в армии, как известно, тягчайшее преступление. Однако возник вопрос, брить ли этому солдату самого себя. Если он побреется, то его следует отнести к множеству солдат, которые сами себя бреют, а таких брить он не имеет права. Если же он себя брить не будет, то попадёт во множество солдат, которые сами себя не бреют, а таких солдат согласно приказу он обязан брить. Парадокс.
2.Объединение множеств
А- множество натуральных делителей числа 24,
В- множество натуральных делителей числа 18.
А={1,2,3,4,6,8,12,24},
В={1,2,3,6,9,18},
D- множество, которому принадлежат все элементы множества А и все элементы множества В.
Т.е. D={1,2,3,4,6,8,9,12,18,24}.
Говорят, что множествоDявляется объединением множеств А и В.
Объединением двух множеств называют множество, состоящее из всех элементов, принадлежащих хотя бы одному из этих множеств
Замечание.
Некоторые множества А и В не имеют общих элементов. Тогда говорят, что пересечением множеств А и В является пустое множество.
Ø- обозначение пустого множества.
И пишут тогда так: А∩В=Ø
Например:
А={1,3,5,7,9},
В={2,4,6,8},
А∩В = Ø.
4. Первичное закрепление материала.
Задание № 1
Задайте множество лошадей, пасущихся, на Луне.
Задание № 2
Даны множества
А = {3,5, 0, 11, 12, 19}, В = {2,4, 8, 12, 18,0}. Найдите множества AU В, А В
Задание № 3
Составьте не менее семи слов, буквы которых образуют подмножества множества
А={к,а,р,у,с,е,л,ь}.
Задание № 4
В классе 30 человек, каждый из которых поёт или танцует. Известно, что поют 17 человек, а танцевать умеют 19 человек. Сколько человек поёт и танцует одновременно?
Решение:
Сначала заметим, что из 30 человек не умеют петь 30 - 17 = 13 человек. Все они умеют танцевать, т.к. по условию каждый ученик класса поёт или танцует. Всего умеют танцевать 19 человек, из них 13 не умеют петь, значит, танцевать и петь одновременно умеют 19-13 = 6 человек.
№ 801
«ГЕОМЕТРИЯ»
«ГЕОГРАФИЯ»
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЭТИХ МНОЖЕСТВ СОСТОИТ ИХ БУКВ: Г Е О Р И Я
ОБЪЕДИНЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ БУКВ: Г Е О М Е Т Р И Я А Ф
№ 803
Задание 5
Например:
Х-множество простых чисел, не превосходящих 25;
Y- множество двузначных чисел, не превосходящих 19.