Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пересечение и объединение множеств.

Submitted by Екатерина Александровна Кашникова on Wed, 26/03/2014 - 18:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кашникова Екатерина Александровна
Место работы, должность: 

МОБУ "Основная общеобразовательная школа с.Краснохолма г.Оренбурга" 

учитель математики и физики

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Цель урока: 

Знакомство с понятием множества, подмножества и их свойствами.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Макарычев М.Ю.и др.

Используемая методическая литература: 

Пособие для учителей: Макарычев М.Ю. идр

Используемое оборудование: 

Маркерная доска с интерактивной приставкой, проектор, компьютер, меловая доска, мел

Используемые ЦОР: 

компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Краткое описание: 
<p><strong><u>Задачи:&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </u></strong></p> <p><strong><em><u>Образовательная:</u></em></strong>&nbsp;</p> <ol> <li>Решение заданий на повторение.</li> <li>Знакомство с понятием множества.</li> <li>Рассмотрение основных соотношений между множествами.</li> <li>Решение заданий для усвоения новых знаний.</li> </ol> <p><strong><em><u>Воспитательная:</u></em></strong> воспитывать интерес к алгебре, применяя интересные задания, используя различные формы работы; формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание.</p> <p><strong><em><u>Развивающая:</u></em></strong> развивать умение учащихся работать как индивидуально (самостоятельно), развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности, развитие умений сравнивать и обобщать.</p>

Тема урока: Пересечение и объединение множеств.

Цель: Знакомство с понятием множества, подмножества и их свойствами.

Задачи:                                                   

Образовательная: 

  1. Решение заданий на повторение.
  2. Знакомство с понятием множества.
  3. Рассмотрение основных соотношений между множествами.
  4. Решение заданий для усвоения новых знаний.

Воспитательная: воспитывать интерес к алгебре, применяя интересные задания, используя различные формы работы; формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание.

Развивающая: развивать умение учащихся работать как индивидуально (самостоятельно), развитие познавательного интереса учащихся; развитие интеллектуальной сферы личности, развитие умений сравнивать и обобщать.

Тип урока: Изучение нового материала.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

 

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас урок  изучения нового материала по теме «Объединение и пересечение множеств». Девиз нашего урока «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».  Сегодня нам как раз нужно как можно более эффективно применять свойства нашего ума при решении примеров и заданий.

 

В тетрадях запишем число и тему урока “Объединение и пересечение множеств»

 

2.Устный счет.

Но прежде, чем начать изучение нового материала давайте кое-что повторим. На прошлом уроке мы закрепляли свойства неравенств. Давайте вспомним.

 

Задание 1 Сравните значения выражений.

 

Задание 2. Сравните значения выражений.

        

 

 

Задание 3. Сравните значения выражений.

 

 

Задание 4. Оцените выражение  если

          

 

3. Новая тема.

«Множество есть многое, мыслимое нами как единое» (основатель теории множеств – Георг Кантор). КАНТОР (Cantor) Георг (1845—1918) — немецкий математик, логик, теолог, создатель теории трансфинитных (бесконечных) множеств, оказавшей определяющее влияние на развитие математических наук на рубеже 19— 20 вв.

Множество - одно из основных понятий современной математики, используемое почти во всех её разделах.

К сожалению, основному понятию теории – понятию множества – нельзя дать строгого определения. Разумеется, можно сказать, что множество – это «совокупность», «собрание», «ансамбль», «коллекция», «семейство», «система», «класс» и т. д. однако всё это было бы не математическим определением, а скорее злоупотреблением словарным богатством русского языка.

Для того чтобы определить какое – либо понятие, нужно, прежде всего, указать, частным случаем какого более общего понятия, оно является, для понятия множества сделать это невозможно, потому что более общего понятия, чем множество, в математике нет.

Часто приходится говорить о нескольких вещах, объединенных некоторым признаком. Так, можно говорить о множестве всех стульев в комнате, о множестве всех клеток человеческого тела, о множестве всех картофелин в данном мешке, о множестве всех рыб в океане, о множестве всех квадратов на плоскости, о множестве всех точек на данной окружности т. д.

Предметы, составляющие данное множество, называются его элементами.

Например, множество дней недели состоит из элементов: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Множество месяцев – из элементов: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Множество арифметических действий - из элементов: сложение, вычитание, умножение, деление.

Примерами множеств в математике могут служить:

а) множество всех натуральных чисел,

б) множество всех целых чисел (положительных, отрицательных и нуля),

в) множество всех рациональных чисел,

г) множество всех действительных чисел,

д) множество площадей треугольников,

е)множество четырехугольников,

1.Пересечение  множеств

А- множество натуральных делителей числа 24,

В- множество натуральных делителей числа 18.

А={1,2,3,4,6,8,12,24},

В={1,2,3,6,9,18},

С- множество общих делителей чисел 24 и 18,

С={1,2,3,6}.

           

            Говорят, что множество С является пересечением множеств А и В.

Пересечением двух множеств называют множество, состоящее из всех общих элементов этих множеств.

пересечение

«Парадокс брадобрея".

Одному солдату было приказано брить тех и только тех солдат его взвода, которые сами себя не бреют. Неисполнение приказа в армии, как известно, тягчайшее преступление. Однако возник вопрос, брить ли этому солдату самого себя. Если он побреется, то его следует отнести к множеству солдат, которые сами себя бреют, а таких брить он не имеет права. Если же он себя брить не будет, то попадёт во множество солдат, которые сами себя не бреют, а таких солдат согласно приказу он обязан брить. Парадокс.

2.Объединение множеств

А- множество натуральных делителей числа 24,

            В- множество натуральных делителей числа 18.

            А={1,2,3,4,6,8,12,24},

            В={1,2,3,6,9,18},

            D- множество, которому принадлежат все элементы множества А и все элементы множества В.

            Т.е. D={1,2,3,4,6,8,9,12,18,24}.

           

            Говорят, что множество D является объединением множеств А и В.

Объединением двух множеств называют множество, состоящее из всех элементов, принадлежащих хотя бы одному из этих множеств

Замечание.

Некоторые множества А и В не имеют общих элементов. Тогда говорят, что пересечением множеств А и В является пустое множество.

                Ø- обозначение пустого множества.

                И пишут тогда так: А∩В=Ø

Например:

А={1,3,5,7,9},

В={2,4,6,8},

А∩В = Ø.

4. Первичное закрепление материала.

Задание № 1

Задайте множество лошадей, пасущихся, на Луне.

Задание № 2

Даны множества

А = {3,5, 0, 11, 12, 19},  В = {2,4, 8, 12, 18,0}. Найдите множества  AU В, А  В

Задание № 3

Составьте не менее семи слов, буквы которых образуют подмножества множества

А={к,а,р,у,с,е,л,ь}.

Задание № 4

В классе 30 человек, каждый из которых поёт или танцует. Известно, что поют 17 человек, а танцевать умеют 19 человек. Сколько человек поёт и танцует одновременно?

Решение:

Сначала заметим, что из 30 человек не умеют петь 30 - 17 = 13 человек. Все они умеют танцевать, т.к. по условию каждый ученик класса поёт или танцует. Всего умеют танцевать 19 человек, из них 13 не умеют петь, значит, танцевать и петь одновременно умеют 19-13 = 6 человек.

№ 801

«ГЕОМЕТРИЯ»

«ГЕОГРАФИЯ»

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЭТИХ МНОЖЕСТВ СОСТОИТ ИХ БУКВ: Г Е О Р И Я

ОБЪЕДИНЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ БУКВ:  Г Е О М Е Т Р И Я А Ф

№ 803

Задание 5

Например:

Х-множество простых чисел, не превосходящих 25;

Y- множество двузначных чисел, не превосходящих 19.

Найдите пересечение и объединение множеств Х и Y.

Решение:

X={2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23};

Y={10,11,12,13,14,15,16,17,18};

Общие элементы: 11,13,17,  значит,

X∩Y={11,13,17};

XUY ={2, 3, 5, 7,10,11,12,13,14,15, 16,17,18,19,23}.

  1. Итоги урока.

 

  1. Решили  задания на повторение свойств неравенств.
  1. Познакомились  с понятием множества.
  2. Рассмотрели основные соотношения между множествами: объединение, пересечение. Так же познакомились с понятием подмножества и пустого множества.
  3. Решили несколько задач на закрепление.

6. Домашнее задание.

n. 32 (опред. Наиз.)

№ 799, 801

№ 810(на повт.)

Прикрепленный файл Size
13.03.14 ОУ.docx 26.2 KB
Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx 248.49 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн