Submitted by Елена Николаевна Анненкова on чт, 13/03/2014 - 15:56
Ход урока:
Этапы урока/ хронометраж урока
Применяемая технология/ форма организации УПД
Действия учителя
Действия ученика
Оборудование
1.Создание проблемной ситуации/
5 мин.
Проблемно-диологовая/ фронтальная
Проблемно-диологовая/индивидуальная
1.1Эвристическая беседа.
Учитель задает вопросы (появляются на слайде 1, презентации):
Вспомните, что такое сословие в средневековом обществе? Сколько их было, кто входил? Если затрудняетесь с ответом, посмотрите учебник параграф 3. Проверяем ответ по схеме «Феодальная лестница» (слайд 2, презентации)
Скажите, а современное общество разделено на группы?
1.2. Работа с историческими источниками.
Прочитайте исторический источник «Средневековая Притча об овцах, быках и собаках. Европа XIIв.», ответьте на вопросы: как возникали обязанности между сословиями? Должны ли между тремя сословиями возникать конфликты?
Прочитайте исторический источник «Из песен трубадура Бертрана де Борна. Начало XIII в.», подумайте и ответьте на вопрос: какими в реальности были отношения между европейскими сословиями?
Какое противоречие вы заметили, проанализировав предложенные документы?
1.1.Отвечают на вопросы учителя, формулируют основной вывод: групп в современном обществе на много больше, чем в средневековом. В современном обществе отсутствует сословное деление.
1.2. Работают с историческими источниками, отвечают на проблемные вопросы, формулируют вывод: В одном историческом документе говорится о справедливом распределении обязанностей в обществе, а в другом о презрительном отношении рыцарей к крестьянам.
1.1.На доске: дата, тема урока «Феодальный мир»,
Презентация к уроку
1.2.Дидактический, раздаточный материал (тексты исторических источников)
2.Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы/
2-3 мин.
Проблемно-диологовая/ фронтальная
2.1. Учитель обращается к ученикам: какую проблему нам предстоит решить сегодня на уроке?
2.2. Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы? Что могло стать причиной конфликтов между крестьянами и рыцарями феодалами?
2.1. Учащиеся формулируют проблему: почему между средневековыми сословиями рыцарей и крестьян возникли конфликты?
2.2. «Мозговой штурм», учащиеся предлагают свои версии-гипотезы по решению проблемы:
-рыцарям принадлежала земля, а крестьяне на ней работали
-рыцари считали крестьян грубыми и необразованными людьми, относились к ним с пренебрежением
- крестьяне зависели от рыцарей, несли повинности за пользование землей
-принадлежали к разным сословиям: рыцари к высшему, а крестьяне к третьему, следовательно, вели различный образ жизни
-конфликт интересов
-одни богаче, а другие беднее
- крестьяне страдали от постоянных войн, которые выли рыцари
-отсутствие праву крестьян
2.1.Основной проблемный вопрос появляется на слайде 3 презентации, записывается в тетрадь
2.2.Принимаются любые версии, записываются на доску и в тетрадь с выделением ключевых слов самими авторами гипотез
3.Актуализация знаний/
3 мин.
Проблемно-диологовая/ фронтальная
3.1. Учитель задает вопрос: вспомните, как города изменили жизнь средневековой Европы?
3.2. Учитель подводит итог повторению ранее изученного материала: таким образом, мы знаем о жизни средневековых горожан. Но чтобы решить проблему урока, подумайте, что нам необходимо узнать?
Подводя итог этапа актуализации знаний, учитель говорит о том, что обсуждая еще неизвестное, мы составили план исследования темы урока.
3.1. Учащиеся отвечают на вопрос учителя: в городах развивалась торговля, появились цехи ремесленников и гильдии купцов. Крестьяне стремились скрыться от непосильных поборов феодалов. Многие средневековые города вели борьбу с феодалами, становились вольными.
3.2. Учащиеся формулирует собственные вопросы
для решения проблемы урока. Нам сегодня необходимо узнать:
-как жили феодалы?
-как жили крестьяне?
- как складывались отношения между крестьянами и рыцарями?
3.1.Перечисленные изменения учитель записывает в раздел «Знаем» на доске.
3.2.План исследования выписывается на доску.
4. Поиск решения/
15 -20 мин.
Исследовательская/групповая
4.1. Класс разделился на группы заранее, по желанию учащихся. В начале урока вы уже расселись за парты по группам. Вспомните правила работы в группах? Если затрудняетесь, то обратитесь к памятке, которая лежит у вас на столах.
У вас на столах лежит оценочный лист с критериями оценок
Критерии оценки работы в группе:
- за правильный устный ответ представитель группы получает оценку
- работу остальных участников группы, оценивают коллегиально все ее члены по следующим критериям: умение работать в команде, умение работать с текстом, умение анализировать материал и выделять главное.
4.2. Работа в группах.
Задание для группы№1.
«Достоин тот похвальных слов,
Кто и разить и пасть готов!»
Используя материал учебника на с. 154-157, определите, чем образ жизни, права и обязанности сословия рыцарей отличались от образа жизни, прав и обязанностей других сословий средневекового общества.
Задание для группы№2
«Чтоб крестьяне не жирели»
Используя материал учебника на с.157-159 определите, чем образ жизни, права и обязанности сословия крестьян отличались от образа жизни, прав и обязанностей других сословий средневекового общества. Почему крестьяне долгое время оставались бесправными?
Задание для группы№3
«Как договориться с господином?»
Используя материал учебника на с.159-161., определите способы борьбы крестьян за свои права. Где в современном обществе используются договоры, впервые составленные в Средневековье.
4.1.Учащиеся называет правила работы в группе:
1. Ценности и взгляды каждого участника группы являются важными и будут уважаться членами группы даже, если они не согласны.
2. Концентрация на идеях, а не на людях. Комментарии и возражения не должны задевать личность.
3. Каждый участник имеет право высказаться, если он захочет. Относясь с уважением друг к другу
4. Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов
5. Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу.
6. Старайтесь, чтобы ваши замечания были кратки и по существу.
7. Воздерживайтесь от употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.
4.2. Группа№1.
Участники группы выбирают руководителя, распределяют обязанности: исследовать права, обязанности, образ жизни рыцарей
Группа№2
Участники группы выбирают руководителя, распределяют обязанности: исследовать права, обязанности, образ жизни крестьян
Группа№3
Участники группы выбирают руководителя, распределяют обязанности: способы борьбы крестьян за свои права, подобрать примеры из современности.
4.1.Работа с памяткой «Правила работы в группе»
Оформление ответа группы на ватмане.
Оформление ответа группы на ватмане.
Оформление ответа группы на ватмане.
5.Презентация работы в группах/
7-10 мин.
Проблемно-диологовая/ индивидуальная
Спикеры групп, представьте решение проблемы вашей группой. Обратите внимание, ваше выступление иллюстрируется слайдами презентации на экране. Не забывайте, правильно употреблять и использовать в ответе термины, изученные ранее, они есть на слайдах.
Спикер от каждой группы представляет решение учебной проблемы. Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.
Группа№1.
Рыцари-феодалы:
Права: собирать оброки с крестьян, заставлять их работать на барщине.
Обязанности: кодекс рыцарской чести.
Образ жизни: замки, турниры, пиры, совершение подвигов во имя прекрасной дамы. Слайд 4-8
Группа№2
Крестьяне:
Права: отсутствуют
Обязанности: работать на барщине, платить оброк, подушную подать, подымную подать, церковную десятину, дополнительные налоги.
Образ жизни: работа с утра до вечера, по выходным – церковь, изредка – представление бродячих актеров.
- способы борьбы крестьян за свои права: бегство в города, с крестоносцами на Восток, просить защиты у соседнего феодала.
- права и обязанности граждан записаны в Конституции многих современных государств, кроме того в современном обществе часто заключаются договоры между людьми при заключении различных финансовых сделок, купле-продаже имущества и т.д.
Ответы записываются на доске или прикрепляются ватманы на магнитную доску.
6. Вывод- примерное решение учебной проблемы. Рефлексия./
3-5 мин.
Проблемно-диологовая/ фронтальная
- Как теперь, мы можем ответить на проблемный вопрос урока?
- Какие гипотезы оказались верными?
- Как сегодня на уроке мы нашли решение проблемы?
- Руководители групп, организуйте обсуждение и выставление оценок каждому ученику. Выставите оценки в оценочный лист. Сдайте его учителю.
Рефлексия: что понравилось на уроке? Какая была атмосфера в ваших группах? В каких жизненных ситуациях вы можете применять полученные умения по решению проблемы?
Ответы учащихся. Верными оказались гипотезы:
-крестьяне зависели от рыцарей, несли повинности за пользование землей
-принадлежали к разным сословиям: рыцари к высшему, а крестьяне к третьему, следовательно, вели различный образ жизни
- отсутствие праву крестьян
Мы нашли решение проблемы при помощи исследование исторических документов, текста учебника, коллективного обсуждения проблемы.
-Вывод: всемогущество рыцарей-феодалов и бесправие крестьян порождали конфликты в средневековом обществе.
Оформление оценочных листов
7. Домашнее задание
Объяснение домашнего задания. Давайте посмотрим параграф 14, который будете читать дома. Откройте с.162, прочитайте вопрос 3 и 4, дома ответьте по выбору на любой из них. Рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем пойдет речь на следующем уроке. Прочитав дома, параграф, не забудьте ответить на вопросы перед ним. Это вам поможет постепенно готовиться к контрольной работе.