Урок обществознания по теме «ОБЩЕНИЕ: ВИДЫ И ФУНКЦИИ»-10 класс
План урока
1. Мотивационный этап.
2. Организация целеполагания.
3. Ситуационное моделирование-практикум «Встреча» (работа с 4 парами)
4. Эвристическая беседа по понятиям «общение», «коммуникация».
5. Тренинг «Плохое слушание» и «Хорошее слушание»
6. Творческие задания учащихся («рецепты» и «вредные советы»)
7. Сообщение ученика о невербальных средствах общения (упражнение «Согласие»).
8. «Сократовский метод» – диалог учащихся с элементами театрализации.
9. Работа с текстами «Диалог», со стихотворением В.Высоцкого, «Сложности общения».
10. Тренинг:
а) ситуационное моделирование «Спиной к спине»;
б) тренинг «Пересказ текста».
11. Работа с текстом учебника по видам общения.
12. Рефлексия.
13. Домашнее задание.
Ход урока
I. Мотивационная этап
Вступительное слово учителя:
Об актуальности общения для человека и социализации личности свидетельствуют вся мировая история развития человечества, философские размышления, глобальные проблемы современности и не всегда радужные перспективы информационного общества (слайд 1-3).
Задание-разминка с самопроверкой:
1)закончите известные высказывания «Чем лучше средства сообщения, тем дальше …» и «Единственная известная мне роскошь - это роскошь…» («Чем лучше средства сообщения, тем дальше человек от человека», «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения»). (слайд 4).
2) с каким высказыванием вы готовы согласиться и почему?
Слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери и станут эпиграфом урока, посвящённого общению (слайд 5).
Вопросы к учащимся:
а) Почему общение особенно важно для подростка? (отрочество – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей;
б) Что может считаться целью общения? Может ли быть общение без всякой цели?
в) Общение можно образно представить в виде древа. Что необходимо для благоприятного роста и укрепления «древа познания и общения»? Образ древа представлен как архетип – изначальная первичная форма, общечеловеческий первообраз, образец, запечатленный в душе человека (в психоаналитической концепции К.Юнга понятие архетип соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественного творчества, например, образ матери-земли, героя, мудреца, старца (слайд 6).
II. Целеполагание
- выяснить, что такое общение, каковы его цели, признаки, средства, условия для эффективного общения.
Чтобы выяснить, какова структура общения, следует вспомнить сходную с ней структуру деятельности: объект, субъект, цель, средства, результат, но каждый из элементов общения обладает известной спецификой (субъект-субъектные отношения) (слайд 7).
III. Практические ситуации «Встреча» (предлагаются в парах) (слайд 8-9).
1. Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его в первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в определенное место в городе (институт, больница), где вы находитесь впервые.
2. Перед вами человек, (когда-то очень близкий друг, но пустячная ссора расстроила ваши отношения) которого вы давно не видели и случайно встретили на перроне. Его поезд отходит через 5 минут, но вам надо поговорить с ним и спросить о чем-то важном.
3. Перед вами ребенок 4-5 лет, который потерялся в супермаркете, плачет и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.
4. Завтра экзамен, а вы затрудняетесь по некоторым вопросам. Обратитесь за помощью к преподавателю или однокласснику за помощью.
IV. Эвристическая беседа по составлению определения на основе вопросов:
- Какими способами и средствами вы пользовались в ситуациях?
-Каковы признаки общения? (обмен информацией, впечатлениями, знаниями, результатами психической деятельности, обратная связь).
ОБЩЕНИЕ - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп, в ходе которого происходит восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, опытом, результатами деятельности (слайд 10).
В процессе рассмотрения ситуаций ведущим средством было словесное.
- Какое значение имеет слово в этих ситуациях и известных выражениях?
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…», «Словом останавливают солнце, словом разрушают города», «От слова спасенье и от слова погибель»
В зависимости от используемых средств в психологии выделяют два вида общения: вербальные (словесные) и невербальные (мимика, жесты, поза, интонация). Взаимовлияние вербальных и невербальных средств общения рассмотрим на конкретных примерах.
Задание (слайды11-12). Определите, где представлено вербальное, а где невербальное общение. Как вы определили? Докажите свою точку зрения.
V. Тренинг «Правильное и неправильное слушание» и обсуждение его итогов
3. «Вредные советы» по хорошему слушанию (по примеру «Вредных
советов» Г.Остера)
VII. Сообщение ученика о невербальных средствах
Практикум- упражнение «Согласие»
1. Произнесите фразу «Да, я хорошо это сделаю»
-с оттенком радости,
- с оттенком грусти, с оттенком удивления,
- с оттенком безразличия,
- с оттенком уверенного достоинства
- с оттенком высокомерного пренебрежения
VIII. Сократовский метод – способ добывания истины с помощью диалога
1. «Как Сократ привлек в число учеников будущего своего биографа
Ксенофонта» (беседа трех учащихся с элементами театрализации)
Сократ встречается с Ксенофонтом на узкой улице и, тронув палкой, спрашивает:
-«Где покупают муку?»
Ксенофонт : «На базаре».
Сократ «А масло?»
Ксенофонт: «Там же.
Сократ: «А куда идти, чтобы сделаться мудрым?»…
Ксенофонт - Я просто поражен смыслом противопоставления: людям
общеизвестно то, что относится к их телесным потребностям, и совершенно
ничего не известно о том, что должно составлять высочайшее благо и
ценность жизни!
Сократ: «Следуй за мной! Ты должен это узнать».
Горгий: «Сократ, ты слывешь самым мудрым во всей Элладе, но стремишься
больше задавать вопросы, нежели рассказывать самому.
Сократ: «Почему я спрашиваю тебя, Горгий, а не говорю сам? Это делается
ради беседы. Она должна идти так, чтобы ее ход показывал нам в совершенной
ясности, о чем у нас речь».
Горгий: «Рядом вопросов вы понуждаете собеседника или признаться в том,
что он не разбирается в проблеме, т.е. признать свое невежество, или
пополнить и исправить свое знание.
Ксенофонт: «Сократ держится такого мнения: если кто знает, что такое данный
предмет, то он может объяснить это и другим, а если не знает, то и сам ошибается и вводит в ошибку других. Ввиду этого он никогда не перестает заниматься с друзьями исследованием вопросов, что такое каждый предмет» (при подготовленности учащихся учащиеся могут продолжить беседу по любому актуальному вопросу) (Слайд 15)
1.Вопрос к учащимся: «Как же Сократ помогал своим слушателям «рождать из себя знание»?
2.Какими предстают Сократ и Ксенофонт во время диалога на картине? Какие виды общения здесь представлены?
IX. Работа с текстами «Диалог», «Сложности общения»
X. Тренинг
1. Ситуационное моделирование «Спиной к спине»
2. Упражнение «Неиспорченный телефон»
Я сообщу вам информацию. Ваша задача - выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.
Итак: классный руководитель Любовь Викторовна попросила передать, что звонила учитель географии Анна Сергеевна. У нее заболел сын гриппом, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет литература, потому что через неделю предстоит административная контрольная работа, ведь скоро конец года. И еще она напомнила, что в мае состоятся два больших мероприятия: школьный конкурс военно-патриотической песни и городской фестиваль декоративно-прикладного творчества и нашему классу нужно принять участие в них и подготовиться более качественно, не то будет, как в прошлом году. А в понедельник класс будет дежурить, и Наташа Смирнова должна подготовить график, который она передаст завучу. Вы готовы передать информацию?
XI. Работа с текстом учебника по функциям общения.
XII. Рефлексия:
1
2. Упражнение «Незаконченные предложения» :
- Для меня важным в общении является то, что …
- Мне комфортно, когда в классе…
- Мне плохо, когда в классе…
- Мне нравится, когда взрослые …
- Мне не нравится, когда взрослые …
- Мои некоторые удачи (или неудачи) в общении связаны с тем, что я …
- Я стремлюсь совершенствовать в себе …
- Мне хочется поддержать ...
- Я радуюсь, когда …
- Мои одноклассники - это…
3. Рефлексия«Плод размышления» (учащиеся могут записать свои мнения на листочках в форме яблока – «плода размышления», которые затем вывешиваются на древе общения. Задание. Опираясь на данный коллаж, выскажите своё мнение об общении на листках в форме яблок. (Слайды 16-17)
XIII. Домашнее задание:
Заполнить таблицу «Многообразие форм и видов общения», используя учебник.
2.Творческие задания на выбор:
А) Учащимся предлагается выразить свои впечатления через синквейны по теме «Общение»;
Б) Подготовить эссе по темам: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…», «Словом останавливают солнце, словом разрушают города», «От слова спасенье и от слова погибель».
(Приложение 1)
Рецепт коктейля «Хороший слушатель»
Возьмите 300 граммов концентрации внимания на рассказчике, добавьте 200 граммов вдумывания в смысл слов, 150 грамм внимания на тембре голоса, жестах, мимике, 200 граммов понимания, 2 чайные ложки сдержанности и такта, 100 грамм любознательности, сдобрить половиной стакана терпения и не забыть добавить 3 щепотки доброжелательности. Все это тщательно перемешать и взбить в миксере. Украсьте коктейль улыбкой.
Рекомендуется употреблять постоянно, особенно перед встречей с друзьями и одноклассниками.