Submitted by Геннадий Иванович Петров on Wed, 26/02/2014 - 21:23
Конспект урока по теме «Атмосфера и атмосферное давление» учителя физики МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа им. В. Митты» Батыревского района Чувашской Республики Петрова Геннадия Ивановича.
Тема урока: Атмосфера и атмосферное давление.
Цель урока: Доказать существование атмосферного давления.
Познакомить учащихся с практическим использованием атмосферного давле-
ния.
Выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы.
Оборудование: Стеклянная трубка-15 шт. Медицинский шприц-15 шт. Химический стакан- 15шт. Сосуд с подкрашенной водой. Весы. Стеклянный шар для взвешивания воздуха. Гири/разновес/. Насос Комовского. Магдебургские полушарии. Колба для фонтана. Резиновая пробка с пропущенной через нее небольшой стеклянной трубкой. Винтовой зажим. Детский резиновый шар. Сосуд стеклянный с двумя отверстиями. Стеклянная трубка с краном.
Наблюдение действия атмосферного давления./ Фронтальная экспериментальная работа/.
Порядок выполнения работы.
Опустите стеклянную трубку в стакан водой. Верхний конец трубки плотно закройте пальцем и выньте ее из воды.
Почему вода не выливается из трубки?
Откройте верхний конец трубки. Почему теперь вода выливается из трубки?
Опустите шприц в воду и потяните поршень вверх.
Почему вода поднимается за поршнем?
2. Изучение нового материала
Определение атмосферы:
Атмосферой называется газовая оболочка, окружающая Землю. /От греческих слов «атмос»-пар и «сфера»-шар/.
Состав атмосферы: Азот-78%, кислород-21%, аргон-0,93%, углекислый газ-0,03% и
Другие некоторые газы- водород, неон, гелий, криптон, радон, ксенон и другие.
Объяснение существования атмосферы.
- Хаотическое движение молекул.
- Земное притяжение
- Скорость большинства молекул меньше 11,2 км/с.
80% массы воздушной оболочки Земли сосредоточено в пределах 15 км. над
Землей.
Строение атмосферы Земли.
Первый «этаж»- тропосфера./от греческого слова «тропос»- поворот/.До 11 км. над уровнем моря.
Второй «этаж»-стратосфера./ от латинского слова «стратум»- настил, слой/. Расположен между 11-м и 55 км над уровнем моря
Третий «этаж»- мезосфера./ от греческого слова «мезо»- средний, промежуточный/. Находится между 55 м и 80 км. от Земли. Находится газ озон.
Четвертый «этаж»- термосфера./ от греческого «термо»- тепло, жар/. Частицы движутся такими большими скоростями, которые имеют молекулы при температуре 1000- 2000˚С.
Пятый «этаж»- экзосфера. / От греческого слова «экзо»- снаружи/ или слой «рассеяния». Высота этого слоя 500-600 км.
3. Демонстрация опытов.
1. а/. Опыт подтверждающий, что воздух обладает массой.
Необходимо взять весы, стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой, из которого выкачан воздух. Взвешивая шар с воздухом и без него , обнаруживаем разницу в массе. Эта разница равна массе воздуха в шаре.
б/. Отмечаем, что верхние слои атмосферы давят на нижние так же, как это происходит в жидкости, что приводит к возникновению давления, которое назвали атмосферным.
в/. Объяснение явлений, которые наблюдали во фронтальной работе.
2.Опыт с магдебургскими полушариями.
Какая же сила сжимает полушария?
Действие фонтана.
Откачивают воздух из колбы, опускают конец трубки, соединенной с колбой в сосуд с подкрашенной водой. Наблюдается фонтан. Почему?
Надувание открытого резинового шара при выкачивании воздуха из сосуда, где находится шар.
Через пробку пропускают стеклянную трубку. На один конец трубки прикрепляют резиновый шар. Шар опускают в стеклянный сосуд с двумя горлышками. Одно отверстие закрывает пробка с шаром, через другое отверстие выкачивают воздух.
Почему шар надувается? Почему открытый шар не опускается при закрытии трубки выкачивающей воздух?
4. . Атмосферное давление в живой природе
-Многие живые организмы, например глисты, спруты, черви сосальщики, пиявки и т. д. имеют присоски, при помощи которых они могут прилипнуть к любому предмету.
-Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.
-Рыбы- прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок.
-Человек использует атмосферное давление, когда дышит, пьет. Благодаря атмосферному давлению головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе.
5. Закрепление материала. /Аукцион по продаже пятерок/.
1. Если приложить плотно к губам кленовый лист и быстро втянуть воздух, то лист с треском разрывается, Почему?
2. Если открыть кран наполненный водой и плотно закрытой крышкой бочки, которая не имеет более никаких даже маленьких отверстий, то вода вскоре перестает вытекать из крана. Почему?
3.Почему вода поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку?
4. Подносим воронку к листу бумаги. Втягиваем воздух из воронки в себе. Лист бумаги удерживается воронкой и поднимается вместе с ней. Почему?
6. Задание на дом.
§ 40;41. Вопросы к параграфам. Упражнение 17;18. №№ 549-553 /Л/.
7. Рефлексия (подведение итогов урока).
1. Чем мы занимались сегодня на уроке?
2. Что интересного запомнилось вам на уроке?
3. Что оказалось для вас полезным?
4. Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?
5. На какие вопросы вы не получили ответа?
Литература: А.В. Перышкин. Физика 7 класс. Дрофа. Москва-2006.
В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник задач по физике. Москва»Просвещение» 2006.
В.А.Волков, С.Е.Полянский. Поурочные разработки по физике. 7 класс. Москва»Вако» 2005
Л.А.Горев. Занимательные опыты по физике. Москва»Просвещение» 1985.
Н.Г Кириллова. Книга для чтения по физике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов, Москва «Просвещение» 1981
В.А.Буров. С.Ф.Кабардин, В.И. Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. Москва «Просвещение» 1981.