Программа развития воспитательной компоненты как стратегическое направление воспитания и социализации обучающихся
22 replies
Fri, 21/02/2014 - 10:16
Светлана Валентиновна Домникова
На сайте с: 30/09/2010
Баллы: 7
Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на форуме!
Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. При этом не следует забывать, что одним из важнейших условий развития ребенка является такая составляющая образовательного процесса в части воспитания как дополнительное образование.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности».
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. по вопросу о подготовке программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Минобрнауки России в январе 2013 г. сформировало рабочую группу по разработке проекта Программы. В состав вошли представители Минобрнауки России, Минспорта России, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Русской школьной педагогической Ассоциации, учреждений высшего профессионального образования.
При разработке Программы были учтены предложения, поступившие из субъектов Российской Федерации, общественных организаций и профессионального сообщества. Минобрнауки России провело ряд консультаций с руководителями органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, молодежной политики, а также рабочие совещания, на которых был проанализирован опыт реализации существующих региональных программ.
Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Уважаемые коллеги, ознакомьтесь, пожалуйста, с материалами по теме форума.
Приглашаем вас к обсуждению основных аспектов «Программы развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях» (письмо Миниобрнауки России от 13 мая 2013 года № ИР-352/09).
Как вы думаете, какова роль дополнительного образования в реализации «Программы развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях»?
Какие методы, приемы и современные формы работы используются педагогами для успешной социализации детей?
Главным в развитии школы в современных условиях становится создание целостной воспитательной системы. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом воспитание понимается как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию. Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен «ключ». Таковым является воспитательная работа школы, в основе которой лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях. Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека. Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей.
Безусловно, укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве школы должно быть на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Дополнительное образование своим содержанием обеспечивает специфическое образовательное, социальное, культурное пространство. Его особенность в том, что оно дает возможность каждому ребенку на практике, реализовать свои личностные потенциальные возможности, предполагая участие в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками, и тем самым непосредственно формирует:
- положительную мотивацию к самообразованию, а также ориентирует на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- компетенции, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
-культуру здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
-условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
-знания в сфере этики и психологии семейных отношений;
-дополнительные навыки коммуникации, включая межличностную и межкультурную коммуникацию;
-ценностное отношения к природе, к окружающей среде;
-комплексное мировоззрение, опирающееся на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике.
Таким образом, дополнительное образование выполняет основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, тем самым выполняя свою роль в реализации «Программы развития воспитательной компоненты в образовательных учреждниях».
Для успешной социализации детей педагогами используются следующие формы работы: дискуссия, тренинг, тематический вечер, диспут, экскурсия, круглый стол, «Дебаты», практикум, ток – шоу, деловая игра.
Методы и приемы: метод свободного выбора, анализ проблемной ситуации, социальное проектирование, наблюдение, моделирование, экспериментальная деятельность, соцопрос.
1.Дополнительное образование -- составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование дает возможность школьнику искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе. Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Сама Программа нацелена на воспитание и социализацию обучающихся.А именно укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве РФ на основе систем общего и дополнительного образования.И исполнять Программу призваны учреждения общего и дополнительного образования. 2.Для успешной работы по социализации детей педагоги используют следующие методы: участие в социальных проектах и акциях, семинарах, тренингах.Подготовка презентаций. Посещение музеев , участие в выставках, конкурсах, спортивных мероприятиях.
1.Дополнительное образование -- составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Дополнительное образование дает возможность школьнику искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе.
Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Сама Программа нацелена на воспитание и социализацию обучающихся. А именно на укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве РФ на основе систем общего и дополнительного образования. И исполнять Программу призваны учреждения общего и дополнительного образования.
2.Для успешной работы по социализации детей педагоги используют следующие методы и приёмы: участие в социальных проектах и акциях, тренингах, семинарах. Подготовка презентаций. Посещение музеев, участие в выставках, спортивных мероприятиях, конкурсах.
Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на форуме!
Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. При этом не следует забывать, что одним из важнейших условий развития ребенка является такая составляющая образовательного процесса в части воспитания как дополнительное образование.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности».
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. по вопросу о подготовке программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Минобрнауки России в январе 2013 г. сформировало рабочую группу по разработке проекта Программы. В состав вошли представители Минобрнауки России, Минспорта России, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Русской школьной педагогической Ассоциации, учреждений высшего профессионального образования.
При разработке Программы были учтены предложения, поступившие из субъектов Российской Федерации, общественных организаций и профессионального сообщества. Минобрнауки России провело ряд консультаций с руководителями органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, молодежной политики, а также рабочие совещания, на которых был проанализирован опыт реализации существующих региональных программ.
Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Уважаемые коллеги, ознакомьтесь, пожалуйста, с материалами по теме форума.
Приглашаем вас к обсуждению основных аспектов «Программы развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях» (письмо Миниобрнауки России от 13 мая 2013 года № ИР-352/09).
Как вы думаете, какова роль дополнительного образования в реализации «Программы развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях»?
Какие методы, приемы и современные формы работы используются педагогами для успешной социализации детей?