« Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию»
занятия для уч-ся 5-х классов, посещающих кружок духовно-нравственного воспитания «Память»
Занятие проводится на базе школьного краеведческого музея. В ходе занятия используются экспонаты музея, стенды выставки «Крепка семья — крепка держава». Можно для проведения занятия попросить самих учащихся принести письма, документы, фотографии из семейного архива.
В работе используется компьютерная программа «Древо жизни»
Цель занятия: Формирование нравственной, духовной, социально- ориентированной личности путем приобщения к семейным традициям. Пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.
Задачи :
-
обучение работе с семейным архивом;
-
обучение умению брать интервью;
-
формирование умения составления своей родословной с помощью компьютерных программ;
-
вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность по изучению своего рода, семьи.
Ожидаемые результаты: Подготовка и оформление самостоятельных исследовательских работ родоведческого характера для сетевого проекта «Люблю тебя, мой край родной. Семейный альбом»
Участники: ученики 5 класса, посещающие занятия кружка духовно-нравственного воспитания «Память» и члены школьного краеведческого кружка.
Эпиграф занятия; «Родство умей счесть и воздай ему честь».
Учитель: Сегодня, в начале третьего тысячелетия, наука о родстве переживает в России своё возрождение. Изучением истории своей семьи, рода, фамилии могут заниматься люди разных возрастов. Вы хоть раз задавали себе вопрос: Кто я? Кто мои предки? Где и откуда мои корни? Ответить на эти вопросы поможет наука о родстве, если вы будите её изучать. Эпиграфом нашего занятия мы взяли слова А.С. Пушкина «Родство умей счесть и воздай ему честь».
Как, вы понимаете эти слова? (дети высказывают свои предположения)
Изучить историю своей семьи - это не просто составить список с фамилиями, именами, отчествами и годами жизни, а изучить ее по-настоящему. Где Ваши предки жили? Чем занимались? Что ели? Что носили? С кем дружили и враждовали? Сколько прожили? Отчего умерли? Стоит съездить в те места, откуда они родом, посмотреть вокруг, зайти в краеведческий музей, чтобы увидеть родные им предметы. Только тогда Вы сможете понять их и себя, обнаружить семейные традиции, которые Вы соблюдаете, не осознавая этого, выявить семейные достоинства и недостатки, понять, почему Вам что-то нравится, а что-то вызывает у Вас бурное раздражение.
Ученик: Мы провели анкетирование в 5-х классах и выяснили (результаты)
Анкета для 5-классников.
-
Интересно ли тебе твое родословие?
-
Стремишься ли ты узнать что-то о прошлом своей семьи?
-
Хранишь ли семейные ценности?
-
Кто-то из твоих родственников занимается вашим родословием?
-
Как ты думаешь, интересно ли изучать своё родословие?
-
Хотели бы вы посетить практическое занятие по родословной?
Учитель: Для тех, кто захотел стать хранителем семейной истории, для тех, кому интересно прошлое своей семьи, проводится занятие по практической генеалогии « Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию».
Вы уже знаете, что в нашей школе работает краеведческий музей и краеведческий кружок. Одним из направлений работы кружка является составление родословных наших земляков-старожилов. В качестве примера можно привести родословную семьи Зиминых, которая включает более 80 человек. Конечно, для того .чтобы составить такую родословную нужно время, желание и умения. Сегодня мы расскажем вам, какими знаниями нужно вооружиться для такой работы.
Посмотрите на эти стенды, здесь вы видите, какие материалы могут нам помочь в изучении истории своего рода. Давайте перечислим их. (дети перечисляют)
Это фотографии, письма, документы, награды. А также семейные реликвии, которые мы бережно храним. Давайте посмотрим, какими они могут быть (демонстрация).
Для того, чтобы вы узнали как с ними работать, мы пригласили старшеклассников, уже не первый год работающих в нашем музее.
Памятки
Как работать с семейным архивом
В семейных архивах могут находится разные исторические свидетельства: дневники, письма, документы, фотографии. Чаще всего, это документы и фотографии.
Как же работать с этими источниками?
Среди личных документов встречаются удостоверения личности, трудовые книжки, различные справки. С их помощью можно проверить сообщаемые вам родными данные о семье, уточнить те факты, которые за давностью лет забыты. Как праивло, документы дают много достоверной информации.
В письмах чаще всего люди описывали свою повседневную жизнь. Сообщали родным и близким о том, что с ними происходит. Особенно хорош этот источник, когда сохранилось не одно письмо, а переписка. Она поможет восстановить историю семьи и уточнить хронику семейных событий. Очень хорошо, если автор датировал письма или их датировку можно определить по штемпелю на конверте.
Старые фотографии могут помочь людям вспомнить забытые эпизоды прошлого, уточнить какие-то факты. Если снимок подписан, то легко установить, когда он сделан. В любом случае, необходимо внимательно читать все, что написано на обороте. Это поможет понять, почему снимок хранили.
Важно также определить, кто делал снимок и с какой целью. Это была просто сценка из жизни или парадный снимок, а может быть, это фото для документа.
В работе также может помочь какая-то вещь, которая несколько поколений хранится в семье. С ней наверняка связана какая-то семейная история.
Для восстановления родословной семьи лучше всего использовать максимум возможных источников. А для этого необходимо распросить членов своей семьи.
Как проводить интервью
-
Нужно правильно выбрать собеседника. Это значит, что он
-
хочет говорить откровенно и разрешает записывать свои слова
-
наблюдателен и может запоминать детали
-
желает вспоминать прошлое
-
Нужно настроиться на то, что поначалу собеседник будет затрудняться или даже стесняться
-
В начале разговора необходимо расположить собеседника к себе, даже если он ваш родственник. Достаточно самых простых слов: «Меня интересует ваша (твоя) биография», «Я беседую с теми, кто может рассказать о...». Также можно объяснить, что вы будете очень благодарны, если он поделится с вами тем, что помнит.
-
Необходимо самому подготовится к разговору, узнать о том времени, о котором пойдет речь. Ведь люди часто путают места и годы, а вы должны направить разговор в нужное русло.
-
Интервью лучше записать на диктофон. Можно кратко делать записи на бумаге. То и другое необходимо заранее подготовить. Обязательно нужно спросить разрешение на запись у собеседника. И обязательно указать дату и место интервью, а также полностью Фамилию, имя, отчество опрашиваемого.
В конце интервью нужно поблагодарить собеседника.
Учитель: Мы покажем вам, как наши краеведы берут интервью (отрывок интервью)
Ребята, вернемся к нашей родословной. Конечно, бумажный вариант можем сделать мы все. Но современные технологию дают нам возможность составить свое родословное древо более качественно и правильно. Для этого полученные нами в ходе исследования данные вводятся в специальную компьютерную программу «Древо жизни». Как это сделать, расскажет Нуйкин Андрей, который уже начал составлять родословное древо своей семьи.
Демонстрация.
Учитель предлагает желающим попробовать работать в программе.
Учитель: Интерес к своим корням живёт в душе человека. Изучив своё родословие, человек должен познать своё место в роде и собственную задачу как члена рода. Именно так может осуществляться единство семьи, рода, народа, Родины.
Прошу всех желающих высказать свои впечатления от занятия. Поделиться мыслями, которые возникли, задать вопросы.
|
На: Люблю тебя, мой край родной. Семейный альбом.
поучительно-познавательно. (от Сомовых)
сомишна