Развитие грамматического строя речи - Домашние животные (2 младшая группа).
I. Сюрпризный момент.
Взрослый усаживает детей на стульчики и показывает корзинку , накрытую платком.
- Видите, там кто-то шевелится. К вам пришел гость, но он очень стеснительный. Догадайтесь, кто это, если он кричит: "МУ - УУУ" (дети называют).
- Правильно, это бычок, а зовут его Мумука. Позовите его по имени и он появится перед вами (дети зовут несколько раз: Мумука, Мумука...).
II. Основная часть.
Из - под платка выглядывает бычок, дети рассамтривают его, рассказывают про его внешний вид (есть рога, большая морда, крупные глаза, четыре ноги, туловище и т.д.).
- Мумука пришел не один, он привел с собой свою семью, Смотрите, кто это? (взрослый достает из корзинки фигурки животных) (корова) А это? (маленький теленок) А это? (еще одна корова). Корова одна? (нет, здесь много коров). Она корова , а они? (коровы) Он теленок, а они? (телята) Он бык, а они? (быки). А где живут коровы, вы знаете? (нет) У них есть специальный дом, называется он коровник. А как говорят бык, корова и теленок? (Му - у у) Правильно, они мычат.
- Мумука привел с собой не только семью, но и своих друзей. Посмотрим? (да) Сейчас зима и холодно, но мы сделам так, чтобы стало тепло, настало лето и появилась трава на лугу (взрослый достает зеленый коврик).
Взрослый показывает свинью, овцу, барана, еще одну свинью, козу, козленка, осла, собаку и щенка (дети называют их, подражают их голосу).
- Ой, ребята, что-то Мумука расстроился. Давайте его спросим, почему он плачет? Что у него случилось? (дети хором задают вопросы) Оказывается, Мумуку никто никогда не называл ласково. Вот как вас можно назвать ласково? (Даша - Дашенька, Ксюша - Ксюшенька, Максим - Максимушка и т.д.).
- А теперь назовите Мумуку ласково и погладьте его (дети гладят бычка и называют его "Бычок").
- Домашние живтные расшалились и стали с вами играть, подскажите, что они делают (взрослый имитирует движения животных, подключая звукоподражание, поощряя детей к называнию предложений).