Submitted by Лариса Александровна Заяц on Tue, 04/02/2014 - 10:17
КОНСПЕКТ
урока по русскому языку
«Обозначение ударного гласного буквой на письме»
Подготовил
учитель начальных классов
Заяц Лариса Анатольевна
Тема: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».
Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове; пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
-Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки.
-Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.
(Показ слайдов с деревьями)
Уч-ся по одному на доске записывают слова-отгадки, подчеркивают гласные.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке. (Сосна)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают.
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
3.Самоопределение к деятельности.
-Написание каких слов с гласной вызвало сомнения? (Сосна)
Учитель записываетсоснана доске.
-Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.
4.Работа по теме урока.
✗ Сопоставление гласных в ударном и безударном слогах.
- Отгадайте загадку.
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
– Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов. (Совы)
– Запишите слово, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова.
На доске учитель записывает: совы — сова, ставит ударение.
– Сравните первый слог в слове совы и первый звук в слове сова.
– Одинаковые гласные звуки в этих словах?
(Разные, в слове совы — звук [о], а в слове сова - звук [а].)
– Какой буквой обозначены на письме эти звуки?
(одной и той же буквой о.)
– Какой можно сделать вывод?
(В ударном и безударно слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные)
✗ Беседа о безударных гласных
Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.
В ударном слоге гласный произносится в 2-2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон.
Хорошо живётся ударным гласным: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.
А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены.
Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.
✗ Работа по учебнику.
Упр 1. с 63
5. Физкультминутка
6.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику упр. 2 с.63 (Памятка показывается на проекторе)
– Прочитайте задание.
– Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки)
– Давайте прочитаем эту памятку.
– Выполните задание, пользуясь памяткой.
– Какие гласные называются ударными?
– Какие гласные называются безударными?
7.Работа с компьютерами.
Запись под диктовку предложений, составленных уч-ся.
8.Рефлексия
– Какик гласные звуки называются ударными?
– Какие гласные звуки называются безударными?
– Какой памяткой нужно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове?
– Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?