Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Кто прав: Настя или Митраша?» (По сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Фото пользователя Разина Вильсуровна Камилова
Submitted by Разина Вильсуровна Камилова on чт, 30/01/2014 - 21:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Камилова Разина Вильсуровна
Место работы, должность: 

МБОУ "Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа", заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

 Образовательная цель: познакомить учащихся с главными героями сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Настей и Митрашей; объяснить, почему писатель определил жанр произведения как сказка-быль.

 Развивающая цель:совершенствование навыков выразительного чтения, характеристики героев, пересказа, инсценирования, словесного рисования, ведения диспута, групповой деятельности; развивать речь учащихся: умение сопоставлять, обобщать при анализе литературного произведения, работать с текстом.

 Воспитательная цель: воспитание любви к человеку, к природе, к животным; воспитание чувства коллективизма.

 Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения (пересказ, выразительное чтение ), метод словесного рисования, инсценировки, групповой, индивидуальный.

Оборудования:учебник, портрет М.М. Пришвина, выставка литературы

М.М. Пришвина и о нем для внеклассного чтения, рисунки учащихся, карточки с вопросами для групп.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
<p>Урок литературы в 6 классе на тему &quot;Кто прав: Настя или Митраша?&quot; (По сказке-были М. М. Пришвина &quot;Кладовая солнца&quot;). Учащиеся на уроке работают с текстом произведения, инсценируют эпизод, в группах обсуждают проблемные вопросы, дают характеристики героям.</p>

 

             Ход урока:

 

 

 

 

1.     Организационный момент.

2.     Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

 

1)    Слово учителя:

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина, с большим интересом прочитали его сказку-быль «Кладовая солнца». На сегодняшнем уроке все наше внимание будет обращено к главным героям этого произведения Насте и Митраше. Мы попробуем ответить на вопрос: «Кто прав: Настя или Митраша?»

 

2)    Запись темы урока в тетрадь.

 

3.Изучение нового материала.

1) Беседа по вопросам:

  - Обратимся  к тексту произведения. Откройте учебники и прочтите самое начало сказки-были.

 

 

 

« В одном селе возле Блудова болота в районе города Переславль – Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне…»

-Скажите, чем начало произведения напоминает сказку?

Не обычный зачин, похоже на «жили-были».

-А что реального в этом вступлении?

Их мать умерла т болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Таких детских судеб было много: родители умерли либо погибли на войне.

 

2) Работа в группах по карточкам ( карточки с вопросами были даны заранее).

 

1 группа

 

-Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно называть сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении?

(Пришвин использует прием олицетворения, когда пишет о деревьях, что они стонут, когда называет ветер злым. Образ собаки Травки, Серого помещика, змеи.)

 

2 группа

 

- Что в «Кладовой солнца» является былью?

(Тяжелая жизнь детей, упоминание о ВОВ, даются конкретное место и время действия.)

 

Вывод: в произведении Пришвина переплетается сказочное и реальное, этим приемом любил пользоваться  Гоголь (вспомним изученную нами ранее « Ночь перед Рождеством»). Поэтому жанр произведения Пришвина - сказка-быль.

 

 

3 группа

 

- Найдите описание Насти и Митраши в начале повествования.

Какие сравнения и эпитеты использует автор в описании главных героев? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?

 

 

3)    Посещение классной художественной выставки.

  (Один ученик выступает в роли экскурсовода и описывает рисунки, выполненные учениками, особое внимание уделяя внешности главных героев произведения.)

 

4 группа

 

  

   - Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери?

     Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было удивительным в их жизни?

 

4)    Задание:  разгадать загадку.

 

«Кислая и очень полезная для здоровья ягода, растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая- самая сладкая она бывает, когда пролежит зиму под снегом». О какой ягоде идет речь?

(Клюква. Учителю можно угостить всех детей клюквой.)

 

- Пока вы пробуйте клюкву, давайте посмотрим, куда же собрались наши герои.

 

                                                                                                                

5)    Инсценирование  сцены, где Настя и Митраша собрались в лес.

 

( Девочка, исполняющая роль Насти, одета в куртку, на голове повязан платок, в руках корзина. Мальчик, исполняющий роль Митраши, одет в куртку, кепку, на плече ружье, в руках компас.)

 

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

Митраша:Зачем тебе полотенце?

Настя:А как же? Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

Митраша:За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много, так плечо режет.

Настя:А клюквы, у нас ,может быть, еще больше будет.

Митраша:Ты это помнишь, как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу…

Настя:Помню, о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место слепую елань.

Митраша:Вот там, возле елани, и есть палестинка. Отец говорил: идите на высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через звонкую Борину, держите все прямо на север и увидите – там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На палестинке еще никто не бывал!

    

     Настя кадет в корзину картошку. Дети выходят из дома и идут в лес. Митраша, проверив по компасу направление троп, указывает на слабую тропу.

 

Митраша: Нам надо по этой на север.

Настя:Это не тропа.

Митраша: Вот ещё! (сердито). Люди шли, - значит тропа. Нам надо идти на север. Идём, и не разговаривай больше.

Настя:Смотри, какая плотная моя трава, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

Митраша: Пусть ходят все люди (решительно). Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя:Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как Раз не на палестинку, а в самую слепую елань угодим.

Митраша: Ну ладно, я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

 

 Митраша уходит, а Настя, плюнув ему вслед, идёт по своей тропе.

 

6)    Дискуссия между группами: Кто прав: Настя или Митраша? (Группы совещаются в течение 2-3 минут, затем высказывают своё мнение, аргументируют, спорят).

 

Первая группа выступила с обвинениями в адрес Митраши, заявив, что нужно прислушиваться к мнению старших, что он из-за своего упрямства чуть не погиб.

 Вторая и третья группы учащихся посчитали правым Митрашу, аргументировав это темЭ что мальчик прислушался к наказам своего отца, а вот Настя, как старшая сестра, не должна была бросать братишку, а идти с ним.

 Четвёртая группа предложила свою версию, заявив, что оба героя поступили необдуманно, что им, как брату и сестре, всегда нужно держаться друг за другаи прислушиваться к чужому мнению.

 

4. Закрепление изученного.

 

1) Беседа по вопросам:

-Какое значение вкладывает писатель в спор Насти и Митраши?

-Как вы понимаете смысл эпиграфов к уроку?

-Как вы понимаете смысл названия произведения «Кладовая солнца»?

 

2) Слово учителя:

-После появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.

 

5.     Итог урока.

1)    Оценивание работы учащихся на уроке.

 

6.     Задание на дом.

В группах написать письмо Насте и Митраше, запечатать его в подписанный конверт.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн