Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Submitted by Ириина Аркадьевна Толстова on Wed, 29/01/2014 - 13:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Толстова Ирина Аркадьевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №4, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1)     ознакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

2)     воспитывать любовь к родному языку;

3)     развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи, использовать ранее полученные знания при усвоении нового мате­риала.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

таблицы и  наглядные  пособия; учебник Бунеева, Бунеевой "Русский язык"

Используемое оборудование: 

проектор,  компьютер

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Урок изучения новой орфограммы с использованием ИКТ

Мягкийзнакнаконценаречий послешипящих

Предварительная подготовка к уроку

К открытому уроку учащимся дается задание по­вторить правила написания мягкого знака после ши­пящих на конце существительных и глаголов. Повто­рить, что такое наречие и для чего оно служит.

Цели:

1)     ознакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

2)     воспитывать любовь к родному языку;

3)     развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи, использовать ранее полученные знания при усвоении нового мате­риала.

Оборудование:  таблицы и  наглядные  пособия; учебник.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

 I. Повторение изученного

Учитель: На предыдущих занятиях мы с вами под­робно изучали такую часть речи, как наречие. Вспом­ните, каковы особенности наречий.

Ученик: Наречие служит для обозначения призна­ков действия. Наречия присоединяются к глаголам, а также к причастиям и деепричастиям. Также наре­чия сочетаются с существительными, прилагательны­ми и другими наречиями. Наречия являются неизме­няемыми частями речи. Они отвечают на вопросы: где? куда? зачем? с какой целью? как? когда? В пред­ложении наречиями чаще всего выражаются обстоя­тельства, однако иногда наречия бывают определени­ями и сказуемыми.

(Учитель просит учеников привести примеры. Уча­щиеся дают ответы).

Учитель: Сегодня нам предстоит выяснить, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Но сначала давайте вспомним, в каких случаях мягкий знак пишется после шипящих на кон­це других частей речи.

Ученик: Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных 3-го склонения (рожь, пус­тошь) и глаголов во втором лице единственного числа и в неопределенной форме (стеречь, бережешь).

Учитель: А когда после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется?

Ученик: У существительных 2-го склонения муж­ского рода единственного числа (плющ, плащ), у кратких прилагательных (горяч, колюч) и у суще­ствительных 1-го склонения множественного числа в родительном падеже на конце мягкий знак после шипящих не пишется.

II. Работа над новым материалом

(На доске укреплены попарно связанные лентой карточки, на которых изображены буквы «ш» и «ь», «ч» и «ъ». Буквы «ж» и «ь» изображены в виде отвер­нувшихся друг от друга человечков).

Учитель: Правило написания мягкого знака на кон­це наречий после шипящих очень простое — мягкий знак всегда пишется после букв шжч. После буквы ж мягкий знак пишется только в одном слове — настежь. В других случаях (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак не пишется. А теперь давайте заполним таблицу, ил­люстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих.

 

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Существительное

На конце сущ. 3-го

На конце сущ. 2-го

 

склон.: дичь, дочь,

склон, м. р., сущ. мн ч.

 

ночь, пустошь, рожь,

в род. п.: меч, грач,

 

дрожь, ложь, вещь

сторож, плащ, туч, Китеж, лихач, гараж

Прилагательное

 

В крат, прил.: горюч, горяч, колюч, летуч, пахуч

Глагол

Во П л. ед. ч.; неопред, форме: точишь, сечь, прячь, лечь, беречь, бережешь, метишь, гонишь

 

Наречие

После ш и ч : вскачь,

После ж: уж, замуж,

 

навзничь, сплошь,

невтерпеж (искл. —

 

прочь, наотмашь

настежь)

 

 

Упражнение 1( 1 группа)

Сгруппируйте слова в зависимости от того, какими частями речи они являются. Обратите внимание на правописание окончаний.

Съеш(ь) (глаг.), среди туч() (сущ. мн. ч.,р. п.), леч(ь) (глаг. н. ф.), сторож() (сущ. 2 скл.), гараж() (сущ. 2скл.), запряч(ь) (глаг. н. ф.), хвощ() (сущ. 2 скл.), сплош(ь) (нареч.), вош(ь) (сущ. Зскл.), дремуч() (кратпк. прил.), спряч(ь) (глаг. пов. накл.), с плеч() (сущ. мн. ч., р. п.), ландыш() (сущ. 2 скл.), упряж(ь) (сущ. 3 скл.), плач() (сущ. 2 скл.), пахуч() (кратпк. прил.), лиш(ь) (частица), видиш(ь) (глаг. 2 л. мн. ч.), навзнич(ь) (нареч.), стриж() (сущ. 2 скл.), реч(ь) (сущ. Зскл.), свеч() (сущ. мн. ч., р. п.).

Упражнение 2( 2 группа)

Перепишите, вставляя нужные буквы. Укажите части речи, которые оканчиваются на шипящие с мяг­ким знаком или без него.

Тарас Бульба с сыновьями отправился в Запорожс­кую Се(чь) (сущ.). Нарядная упря(жь) (сущ.) сразу привлекала внимание прохожих. За стеной послышал­ся негромкий пла(ч) (сущ.) ребенка. Дверь в доме была распахнута насте(жь) (нареч.). Девушка вышла заму(ж) (нареч.) и покинула родительский дом. Куст шипов­ника был спло(шь) (нареч.) усеян крупными кипен-но-белыми цветами. Спустившись с горы, путники пу­стили коней вска(чь) (нареч.). У(ж) (нареч.) выполз из норы и свернулся клубочком на пеньке, пригретом солнечными лучами. У(ж) (сущ.) полно(чь) (сущ.) на­ступила, а му(ж) (сущ.) все не возвращался домой. Ли (шь) (частица) забрезжил рассвет, как за насте(жь) (нареч.) раскрытыми окнами полил дождь. Он вошел в дом и сбросил с пле(ч) (сущ.) засыпанный снегом пла(щ) (сущ.).

Упражнение 3( 3 группа)

Перепишите, вставляя мягкий знак там, где это требуется.

Опечалился Иван-царевич() и отвечает:
— Кактебя замуж( ) возьму? Меня люди засмеют! (Русская народная сказка «Царевна-лягушка» ).

Барон Ты здесь! ты, ты мне смел!.. Ты мог отцу такое слово молвить!.. Я лгу! и перед нашим государем!.. Мне, мне... иль уж( ) не рыцарь я?

Альбер Вы лжец( ).

Барон И гром еще не грянул, боже правый! Так подыми ж, и меч () нас рассуди!

А. С. Пушкин

Но меркнет день — настала ноч(ь) (сущ.);

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает проч(ь) (нареч.)...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж( ) (предлог) ей и нами —

Вот отчего нам ноч(ь) (сущ.) страшна!

Ф. И. Тютчев

Еще земли печален вид,

А воздух уж( ) (нареч.) весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ф. И. Тютчев

III.  Подведение итогов

На занятии мы повторили правила написания мяг­кого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую употребления мягкого зна­ка на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.

IV.  Дифференцированное домашнее задание.

Выполнение письменных упражнений из учебника.

Прикрепленный файл Size
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.ppt 75.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн