Submitted by Ириина Аркадьевна Толстова on Wed, 29/01/2014 - 13:04
Мягкийзнакнаконценаречий послешипящих
Предварительная подготовка к уроку
К открытому уроку учащимся дается задание повторить правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительных и глаголов. Повторить, что такое наречие и для чего оно служит.
Цели:
1) ознакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
2) воспитывать любовь к родному языку;
3) развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
Оборудование: таблицы и наглядные пособия; учебник.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Повторение изученного
Учитель: На предыдущих занятиях мы с вами подробно изучали такую часть речи, как наречие. Вспомните, каковы особенности наречий.
Ученик: Наречие служит для обозначения признаков действия. Наречия присоединяются к глаголам, а также к причастиям и деепричастиям. Также наречия сочетаются с существительными, прилагательными и другими наречиями. Наречия являются неизменяемыми частями речи. Они отвечают на вопросы: где? куда? зачем? с какой целью? как? когда? В предложении наречиями чаще всего выражаются обстоятельства, однако иногда наречия бывают определениями и сказуемыми.
(Учитель просит учеников привести примеры. Учащиеся дают ответы).
Учитель: Сегодня нам предстоит выяснить, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Но сначала давайте вспомним, в каких случаях мягкий знак пишется после шипящих на конце других частей речи.
Ученик: Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных 3-го склонения (рожь, пустошь) и глаголов во втором лице единственного числа и в неопределенной форме (стеречь, бережешь).
Учитель: А когда после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется?
Ученик: У существительных 2-го склонения мужского рода единственного числа (плющ, плащ), у кратких прилагательных (горяч, колюч) и у существительных 1-го склонения множественного числа в родительном падеже на конце мягкий знак после шипящих не пишется.
II. Работа над новым материалом
(На доске укреплены попарно связанные лентой карточки, на которых изображены буквы «ш» и «ь», «ч» и «ъ». Буквы «ж» и «ь» изображены в виде отвернувшихся друг от друга человечков).
Учитель: Правило написания мягкого знака на конце наречий после шипящих очень простое — мягкий знак всегда пишется после букв шжч. После буквы ж мягкий знак пишется только в одном слове — настежь. В других случаях (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак не пишется. А теперь давайте заполним таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих.
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется
Существительное
На конце сущ. 3-го
На конце сущ. 2-го
склон.: дичь, дочь,
склон, м. р., сущ. мн ч.
ночь, пустошь, рожь,
в род. п.: меч, грач,
дрожь, ложь, вещь
сторож, плащ, туч, Китеж, лихач, гараж
Прилагательное
В крат, прил.: горюч, горяч, колюч, летуч, пахуч
Глагол
Во П л. ед. ч.; неопред, форме: точишь, сечь, прячь, лечь, беречь, бережешь, метишь, гонишь
Наречие
После ш и ч : вскачь,
После ж: уж, замуж,
навзничь, сплошь,
невтерпеж (искл. —
прочь, наотмашь
настежь)
Упражнение 1( 1 группа)
Сгруппируйте слова в зависимости от того, какими частями речи они являются. Обратите внимание на правописание окончаний.
Перепишите, вставляя нужные буквы. Укажите части речи, которые оканчиваются на шипящие с мягким знаком или без него.
Тарас Бульба с сыновьями отправился в Запорожскую Се(чь) (сущ.). Нарядная упря(жь) (сущ.) сразу привлекала внимание прохожих. За стеной послышался негромкий пла(ч) (сущ.) ребенка. Дверь в доме была распахнута насте(жь) (нареч.). Девушка вышла заму(ж) (нареч.) и покинула родительский дом. Куст шиповника был спло(шь) (нареч.) усеян крупными кипен-но-белыми цветами. Спустившись с горы, путники пустили коней вска(чь) (нареч.). У(ж) (нареч.) выполз из норы и свернулся клубочком на пеньке, пригретом солнечными лучами. У(ж) (сущ.) полно(чь) (сущ.) наступила, а му(ж) (сущ.) все не возвращался домой. Ли (шь) (частица) забрезжил рассвет, как за насте(жь) (нареч.) раскрытыми окнами полил дождь. Он вошел в дом и сбросил с пле(ч) (сущ.) засыпанный снегом пла(щ) (сущ.).
Упражнение 3( 3 группа)
Перепишите, вставляя мягкий знак там, где это требуется.
Опечалился Иван-царевич() и отвечает:
— Кактебя замуж( ) возьму? Меня люди засмеют! (Русская народная сказка «Царевна-лягушка» ).
Барон Ты здесь! ты, ты мне смел!.. Ты мог отцу такое слово молвить!.. Я лгу! и перед нашим государем!.. Мне, мне... иль уж( ) не рыцарь я?
Альбер Вы лжец( ).
Барон И гром еще не грянул, боже правый! Так подыми ж, и меч () нас рассуди!
А. С. Пушкин
Но меркнет день — настала ноч(ь) (сущ.);
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает проч(ь) (нареч.)...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж( ) (предлог) ей и нами —
Вот отчего нам ноч(ь) (сущ.) страшна!
Ф. И. Тютчев
Еще земли печален вид,
А воздух уж( ) (нареч.) весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф. И. Тютчев
III. Подведение итогов
На занятии мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую употребления мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.