Submitted by Ольга Анатольевна Литвиненко on вс, 26/01/2014 - 20:10
Тема: "Охрана природы"
Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.
Задачи:
v доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
v создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
v формировать мотивацию природоохранной деятельности;
v развивать речь, обогатить словарный запас;
v развивать логическое мышление; активность, самостоятельность;
v воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, ориентирование в нравственных нормах, правилах, оценках, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные:
- способность к организации своей деятельности (контролирование);
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;
- строить речевые высказывания;
- уметь работать в группе.
Оборудование: ПК, проектор, презентация,таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха», «Отдел охраны воды», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений», карточки-инструкции, тест, листы с «жалобами»
Ход урока(Слайд 2)
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица
(Слайды 3-6)
(Все учащиеся сидят группами. На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны…»
1. Организация класса. Эмоциональный настрой на занятие.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
2. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока.
- Наше занятие будет необычное. Это будет занятие – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.
- Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
3. Чтение стихотворения детьми.
1 ученик
Взгляни на глобус – Шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
"Ты береги нас, береги!”
2 ученик
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!”
3 ученик
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!”
4 ученик
Остановил олень свой бег:
"Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!”
4. Выводы детей
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе)
- О человеке и природе. Об экологии. Об охране природы
- Какая тема урока?
Слайд 7
Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
"Экология – это важно или нет?”
Слайд 8
- Экология – модное слово,
Раньше Земля не знала такого.
- А вы знаете, что такое ЭКОЛОГИЯ?Слайд 9.
Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).
- Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями).
5. Создание проблемной ситуации
- Отгадайте о чём идёт речь?
Слайд 10-11 . Самое глубокое озеро - крупнейшая сокровищница пресной воды. (Байкал)
Слайд 12-13. Какой воздух обладает настоящими целебными свойствами. (Горный)
Слайд 14. Что по праву можно назвать легкими нашей планеты. (Лес)
Слайд 15-16. Что предпринимают для улучшения воздуха в городах? (Высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.)
- Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)
Слайд 17.
- Как вы думаете, что может сделать каждый из нас, для сохранения природы? (Не навредить, не испортить природу).
– Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
6. Просмотр слайдов
Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Прокомментируйте их.
Слайд 18.Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Слайд 19.Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
Слайд 20. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим.
Слайд 21.Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.
Слайд 22, 23.Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.
Слайд 24.Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
Слайд 25.А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.
7. Выводы
– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)
- Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения.
- Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!
- Скажите, каким образом люди стараются помочь нашей планете? ( В разных уголках Земли образованы заповедники, в красную книгу занесены редкие виды растений и животных)
- Как вы понимаете, что такое заповедник? Слайд 26
(Заповедник – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной).
8. Музыкальная физминутка
Если б только – только - только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно – можно – можно,
То наверно – верно – верно,
Книги Красной точно – точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни – помни - помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
– В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом, животными и растениями.
– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки)
Они круглой формы и в красной окантовке.
9. Исследовательская работа.
– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы», где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.
– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране животных; по охране воды; по охране воздуха; по охране растений).
- К нам в комитет по охране природы поступили жалобы. Познакомьтесь с ними.
- На кого эти жалобы?
(На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.)
- Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников. Повторите правила работы в группе.
– Вам придется самостоятельно из списка выбрать жалобы, которые относятся только к своему отделу, составить «Свод законов о природопользовании» и отразить закон в определенном запрещающем знаке, согласно названию своего отдела.
– Каждому отделу я раздам карточку-инструкцию с заданием (Приложение). Затем каждый отдел отчитается о проведенной работе.
- Помните, что в данный момент вы - экологи и будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
– Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
Выступают ребята со своими сообщениями.
1 группа. Отдел воздуха
-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.
В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим!
Проблемный вопрос.- Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?( Выступают ребята 1 группы)
Свод правил 1 группы.
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
2 группа Отдел охраны воды.
Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?"
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Посмотрите на голубой круг нашей газеты и здесь много тёмных пятен.
Проблемный вопрос.Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?( Выступают ребята 2 группы)
Свод правил 2 группы.
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
3 группа. Отдел охраны растений
-Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Проблемный вопрос.Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?( Выступают ребята 3 группы)
Свод правил 3 группы. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Учитель. Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей)
Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш?
4 группа. Отдел охраны животных.
- Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.
Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?( Выступают ребята 4 группы)
Свод правил 4 группы.
— Не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
– Хорошо потрудились ребята. Молодцы.
– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.
– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я предлагаю вам самим оценить работу своей группы. ( Слушаю высказывания) Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу.
10. Тест «Экологическая безопасность» (Работа в группе)
Выбери правильный ответ
1. Что такое цепь загрязнения?
а) Загрязняющие вещества попадают в реку.
п) Загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
а) Через воздух, воду, почву.
р) Через, воздух, воду и продукты питания.
3. Что такое экологическая безопасность?
а) Как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.
о) Экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.
4. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?
к) Отойти в сторону.
г) Не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.
5. Как защититься от загрязненной воды?
м) Пей сырую воду.
н) Научись пользоваться бытовым фильтром.
6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
а) Не обращай внимание на срок хранения продуктов.
- А что обозначает слово прогноз? (Предсказание будущего)
- Давайте и мы с вами предскажем будущее. Продолжите фразу:
Если мы будем беречь природу …
- От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь.
– Мы должны сохранить нашу планету для тех, кто будет жить после нас.
Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.
- Послушаем еще несколько правил поведения в природе..
(рассказывают заранее подготовленные дети)
– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
11. Рефлексия деятельности (итог урока)
– Давайте подведем итоги нашей работы
– Какую задачу ставили в начале урока?
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Где можно применить новые знания?
- О чём заставил задуматься наш урок?
- Продолжите, пожалуйста, фразы:Слайд 27.
Я учился (училась)…
Я узнал(а)…
Сделал(а) вывод…
– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.
– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.
А главное – своими действиями не наносить ей вреда.
- Теперь по традиции нужно вынести проект решения конференции.Слайд 28.
- Зачитаем хором:
Давайте будем к этому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?....
11. Задание на дом. Слайд 29.
-Какое задание вы бы хотели выполнить дома?
- Тогда я предлагаю вам задания на выбор:
1. Составить памятки “Как помочь растениям и животным”.
2. Нарисовать запрещающие знаки.
3. Подготовить сообщение с презентацией о каком-нибудь заповеднике.