Submitted by Ольга Анатольевна Литвиненко on вс, 26/01/2014 - 19:49
Тема: Единицы длины. Метр.
Цель:познакомить с новой единицей измерения длины – метром.
Задачи:
1. Образовательная:дать представления об этой единице; установить соотношение метра с другими единицами длины; познакомить с измерительными приборами; научить преобразовывать единицы длины, измерять предметы с помощью новой единицы и новых измерительных приборов; продолжать освоение разрядного состава трёхзначных чисел и действий увеличения/уменьшения цифры заданного разряда трёхзначных чисел;
2 Развивающая:развивать вычислительные навыки, кругозор, глазомер, логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умение выполнять измерение предметов; интерес к урокам математики, осторожность.
3. Воспитательная:воспитывать чувство взаимопомощи, уважение к товарищам формировать положительную мотивацию учебной деятельности
Оборудование:мультимедийная презентация, изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра, метра, тестовые работы на листочках, задание для работы в парах на листочках.
Технологии обучения:технология коллективного способа обучения; здоровьесберегающая технология; ИК – технология.
Методы обучения:объяснительно-иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
(Слайд № 1)
Сядьте ровно, все готовы,
Все в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки,
Положи на уголок.
Начинаем наш урок.
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с трёхзначными числами, повторим разрядный состав трёхзначных чисел. А над чем ещё мы будем работать, вы узнаете чуть позже. И тогда сможете назвать тему урока.
- А девизом урока я выбрала пословицу:
“Не стыдно не знать, стыдно не учиться”. (Слайд № 2)
III. Актуализация опорных знаний.
1) повторение изученного материала о трёхзначных числах:
- Какие числа называем трёхзначными?
- Какой разрядный состав имеют трёхзначные числа?
- Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку.
(Слайд № 3)
· 8 сотен 7 десятков 5 единиц;
· 9 единиц 6 десятка 4 сотни;
· 7 сотен 6 единиц;
· 5 сотен 3 десятка;
· 60 десятков.
- Проверим. … прочитай числа, которые ты записал.
- Вы согласны с записью … ?
- На экране верные числа?
(Слайд № 4)
- Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три сотни и запишите результат ниже.
- Проверим. … прочитай числа, которые ты записал.
- А вот и верные значения на экране.
- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!
- И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на два десятка и запишите ниже.
- Проверьте по эталону на экране.
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!
- Что мы сейчас повторили?
2) выявление цели деятельности на уроке:
- Продолжаем наш урок. Какие величины нам известны?
(Слайд № 5)
- А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма “38 попугаев”.
(Слайд № 6)
(Просмотр отрывка)
- О какой величине идёт речь?
- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?
(Слайд № 7)
- А в математике используют такие мерки?
- Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава.
- А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину.
(На стене прикреплено изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров)
3) меры длины на Руси:
- Ребята, А сейчас мы познакомимся со старинными единицами измерения длины, которыми пользовались на Руси. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?!
(Слайды с № 8 по № 17)
- Но это было очень неудобно… (Подумайте, почему?) Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок.
- Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины?
- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.
4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации:
- Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах. Этой единицей измерения длины пользуются все современные люди.(Слайд 18)
- Какие единицы мы уже знаем?
- Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах.
(Слайд № 19)
- Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет?
- Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром.
- Удобно это делать? Почему?
- Что же делать?
IV. Сообщение основной цели урока:
- Нам понадобится новая единица измерения длины, больше, чем сантиметр и дециметр. И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины.
- Тема нашего урока: “Единица измерения длины – метр”.
(Слайд № 20)
V. Знакомство с новой единицей измерения – метром.(Слайд 21)
1) модель метра, соотношение единиц измерения длины:
- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр.
(На доске вывешивается модель метра, разделённая на дециметры)
- Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради.
- Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их?
- В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение.
(1м = 10 дм)
(Слайд № 21)
- Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров?
- Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м – 100см. Запишем это соотношение.
(1м = 1 дм = 100 см)
2) Физ.минутка: зарядка для глаз. (слайды № 22-24)
3) первичное закрепление материала:
- Хотите сами попробовать свои силы?
- Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием.
(слайд № 25)
- Какое слово у вас получилось?
- Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик на полях.
4) знакомство с измерительными приборами:
- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка.
(Демонстрация приборов. Слайд № 26)
- Какие измерительные приборы вам уже знакомы? Назовите их.
- Где используют эти измерительные приборы?
- Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Пожалуйста, не берите и не играйте рулеткой. А где пользуются чаще всего этим прибором?
- Что же можно измерить с помощью метра? (Слайд 27)
5) измерение с помощью метровой линейки:
- Давайте попробуем измерить длину удава с помощью метровой линейки.
- Сколько раз мы отложили полных метров?
- Но удав ещё не закончился. Что же делать?
- Сколько дециметров?
- Какова же длина удава?
- Запишем в тетради, а … на доске.
- Как можно преобразовать это значение?
- Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая?
VI. Закрепление изученного материала.
1)Преобразование единиц измерения длины:
- В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать.
(Слайд № 28-29)
- Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях)
7 м=….(= 70 дм = 700см.)
Попробуйте сами.
(У доски выполняют дети)
300см =…дм =…м
2) Найдите ошибку. (Слайд № 30)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:
(Слайд № 31)
1. С какой величиной работали?
а) масса;
б) длина;
в) время.
2. Что не является единицей измерения длины?
а) сантиметр;
б) метр;
в) диаметр;
г) дециметр.
3. В какой единице удобнее измерить путь от дома до школы?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
- Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу.
- Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины?
- Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках?
- Как вы относитесь к сегодняшнему уроку? Покажите “смайликом” на листочке.
- Я тоже хочу оценить вашу работу …
(оценивание)
(слайд № 26)
- Встаньте те дети, которые считают, что работали на отметку “5”.
- Мне очень приятно, что моя отметка совпадает с вашей.
- Встаньте дети, которые считают, что они работали на “4”. Молодцы!
- Остальным детям необходимо дома еще раз вспомнить, что изучали на уроке, повторить правила, обратиться за помощью к учителю, к своим товарищам.
- Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым.
VIII. Домашнее задание.
Работа по карточкам. Раскрасить рисунок и выполнить задание. (Разноуровневые)