Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)
Submitted by Инна Григорьевна Лебедева on вс, 19/01/2014 - 19:48
План - конспект урока (открытый урок)
на тему «Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)».
Учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ « Пригородная средняя общеобразовательная школа»
Гатчинского района Ленинградской области
Лебедева Инна Григорьевна
Предмет: биология
Учебник: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ под редакцией Пасечника В.В. (Академический школьный учебник) (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2013. – 160 с.
Название раздела, темы:клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.
Тема урока: «Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)». 45 мин.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
- сформулировать представление о строении клетки;
- развитие у учащихся навыков поиска информации, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивать образную память, логическое мышление - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
• освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися
3. Проверка изученного материала
10 мин
компьютер
3-10 слайд
Фронтальный опрос ранее изученного
Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке.
Разгадайте ключевое слово, которое написано в кроссворде:
м
и
к
р
о
с
к
о
п
л
у
п
а
з
е
р
к
а
л
о
в
и
н
т
о
б
ъ
е
к
т
и
в
ш
т
а
т
и
в
А знакомо ли вам слово КЛЕТКА?
Предполагаемые ответы:Вопросы к кроссворду:
1.Оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.
2.Самый простой увеличительный прибор.
3. Помогает направлять свет.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
5. Часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса.
6. Служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки.
Ключевое слово «КЛЕТКА»
Изучать определенные понятия, полученные при изучении темы «увеличительные приборы»
Познавательные УУД:
ориентироваться в системе знаний;осуществлять анализ объектов.
4. Актуализация знаний учащихся
8 мин.
11-14 слайд
Сегодня будем говорить о клетках.
Впервые клетки увидел англ. естеств. Р.Гук 1665 году. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень маленьких ячеек…» писал Р.Гук . Эти ячейки получили название «КЛЕТКИ». Позднее ученые установили, что тела растений, животных, грибов, бактерий состоят из клеток.
Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.
РЕБЯТА! Вспомните все, что мы говорили и чему будет посвящен наш урок? как же мы назовем тему урока? А что именно будем говорить о клетке?
(Строение клетки) Запишем тему в рабочую карта.
Как выдумаете: Какова цель урока?
Предполагаемые ответы: -Клетка;
-Строение клетки.
- цель: знать строение клетки.
Исследовать сведения из истории развития знаний о клетке
Познавательные УУД:
ориентироваться в системе знаний.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
5. Изучение нового материала
15 мин
15-18 слайд
Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение, исключения Вирусы. Тело растения, животного, грибы построено из клеток, словом кирпичиков.
Клетка– наименьшая единица живого; основная единица строения и развития всех живых организмов.
Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, цитоплазму, ядро.
Заполнить таблицу (учебник стр. 30-31):
Основные части клетки
Характеристика
Клеточная мембрана
Оболочка
Цитоплазма
Ядро
Вакуоли
Рассмотреть под микроскоп препарат «Кожица лука», зарисовать и подписать главные части (или сделать макет из бумаги).
Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут, делятся. Из одной образуется две. Затем, из каждой новой, когда она растет, - еще две. Благодаря этому растет весь организм
-цитоплазма (Полужидкое содержимое клетки; объединяет клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие);
- ядро (Небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме; в нем находятся хромосомы – наследственность, ядрышки);
- вакуоли (клеточный сок – пит.вещества)
Формирование понятия о строении клетки и ее частях.
Познавательные УУД:
определение понятий темы, синтез значимости каждой из частей клетки.
Коммуникативные УУД:
составлять элементы таблицы с помощью текста, элементы клетки из цветной бумаги;
работать в паре, слушать и понимать других.
6. Физкультминутка
2 мин.
19 слайд
Упражнения выполняют стоя, для мышц рук и спины.
Гимнастика для глаз
Физкультминутка
Через 15 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.
Выполнять упражнения для снятия усталости
Коммуникативные УУД : использовать упражнения для снятия усталости.
7. Закрепление знаний4 мин
20-23 слайд
Вопросы для закрепления нового материала:
Рассмотрим под микроскопом микропрепарат «Кожица лука» и найдем на нем главные составляющие клетки. На доске воссоздадим рисунок из составляющих клетки (цветная бумага).
Проведем небольшое исследование, как поняли материал, о котором говорили на сегодня на уроке.
Какие утверждения верны? («+» или «-»)
1.Клетка – основная единица строения живых организмов
2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток
3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор
4. Живые клетки только питаются
5. Клетки одинаковы по форме и размерам
6. Организм человека состоит из клеток
Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
Рефлексия (Светофор)
Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый – задания были трудные, многое не понял.
Предполагаемые ответы учащихся (взаимоконтроль):
«+» 1,2,6
«-»3,4,5
Рационально распределять время на уроке при выполнении практической работы.
Добиваться качества при выполнении учебной деятельности
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов труда в связи с поставленной задачей.
Регулятивные УУД:
осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД: анализировать и оценивать выполненную работу.
8.
Домашнее задание
1 мин
24 слайд
Консультирует и объясняет домашнее задание: П.8 стр.30-31, сделать модель клетки из пластилина
Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают домашнее задание