С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения.
В настоящее время системно-деятельностный подход, положенный в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов, определил три группы требований к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных) [Аксенова, 2012].
Метапредметные требования включают в себя: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстником, построение индивидуальной образовательной траектории.
Для получения таких результатов в процессе обучения математике необходим переход от ее освоения как отдельного учебного предмета к обучению на межпредметной основе. Это значит – рассматривать математические понятия не только на формально-абстрактном уровне, но и межпредметном и практико-ориентированном. Основное содержание курса математики 5- 6 классов вполне позволяет это делать. В этой связи актуализируется задача поиска методических приемов обучения математике, направленных на достижение метапредметных результатов, так как традиционных методов оказывается недостаточно. Достаточно эффективным для этого является использование технологии решения проектных задач.
Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий, направленных на получение ещё не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей [Суслов. 2012].
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
Данная технология наиболее полно позволяет учитывать возрастные особенности школьников, так как учащиеся 5-6 классов не готовы к созданию самостоятельных проектов. А проектная задача предполагает наличие всех необходимых средств и материалов в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный «продукт»
Признаки проектной задачи:
- начинается с проблемы;
- имеет общий сюжет;
- состоит из нескольких взаимосвязанных заданий;
- использует известные и неизвестные способы действия;
- включает «шумы», создающие препятствия для решения;
- собирает в последнем задании результаты предыдущих.
В качестве примера рассмотрим проектную задачу по математике в 5 классе «Здоровый образ жизни». Данная задача была поставлена перед детьми во время изучения темы «десятичные дроби» и рассчитана на 2 учебных часа (90 минут).
Учащиеся предварительно разбиваются на группы по 3-4 человека, где распределяются роли, необходимые для работы в команде.
Учитель озвучивает проблему: потребление разнообразной пищи в правильном соотношении и получение удовлетворения от еды – ключ к здоровью! Сочетание регулярной физической нагрузки и здорового питания не только позволяет прибывать в хорошей физической форме, иметь крепкое здоровье, но и иметь хорошее настроение! А как узнать правильно ли мы питаемся? В каком количестве мы должны заниматься физическими нагрузками? Для ответа на эти вопросы, рассмотрим следующие задания.
Учащиеся самостоятельно работают в группе (60 мин) по решению данных задач, учитель находится в роли тьютера и лишь направляет деятельность учащихся.
Задание 1. Количество калорий употребляемых человеком в день рассчитывается по формуле:
Рассчитайте среднее количество калорий, необходимых к употреблению вашей группы в день (результат округлите до десятых).
Задание 2. В день необходимо потреблять следующее количество продуктов от ежедневного количества калорий: овощи и фрукты – 30 %; хлеб, крупы и картофель - 30 %; мясные и рыбные продукты – 15 %; молочные продукты – 15 %; жирная и сладкая пища – 10 %.
Используя таблицу калорийности продуктов, составьте меню из данных блюд, наиболее подходящее для вашей группы на день (5 приемов пищи).
Таблица
Калорийностипродуктов
Наименование продукта
|
калорийность
|
Наименование продукта
|
калорийность
|
Яблоко 1 шт.
|
50,3
|
Жареный картофель 1 п.
|
338,2
|
Банан 1 шт.
|
89,2
|
Картофельное пюре 1 п.
|
161,5
|
Морковь 1 шт.
|
13,6
|
Белый хлеб 100гр.
|
82
|
Свекла 1 шт.
|
49,1
|
Черный хлеб 100 гр.
|
55,5
|
Помидор 1шт.
|
17,2
|
Рис 1 п.
|
300
|
Апельсин 1шт.
|
88,6
|
Гречка 1 п.
|
334,1
|
Курица жаренная 1 п.
|
390,3
|
Йогурт 1 стакан
|
360,9
|
Рыба запеченная 1 п.
|
210,9
|
Молоко 1 ст.
|
260,2
|
Котлеты 1 шт.
|
115,8
|
Кефир 1 ст.
|
100,8
|
Сосиски вареные 1 шт.
|
186,1
|
Ряженка 1 ст.
|
120,1
|
Суп 1 п.
|
126,2
|
Сок 250 мл.
|
150,4
|
Чипсы 100гр.
|
510,5
|
Сыр 100 гр.
|
110,6
|
Шоколад молочный 100 гр.
|
557
|
Творог 100 гр.
|
111,34
|
Шоколад горький 100 гр.
|
490
|
Мороженное 1 шт.
|
220,98
|
Как вы считаете, то, что ты ешь каждый день, является полезным для здоровья?
Задание 3. На данной диаграмме приведен день успешного и здорового ученика. Подсчитайте, какую часть дня должно занимать каждое из представленных действий. Сколько часов необходимо на выполнение каждого из действий?
Подумайте, сколько времени тратите вы на каждое из этих действий. Стоит ли вам изменить что-то в своем расписании?
Задание 4. Оформите полученные данные заданий 1-3 на отдельном листе и подготовьте презентацию вашей группы.
После выполнения всех предложенных заданий осуществляется презентация, где каждая группа показывает результат своей работы (30 мин).
В завершении проводится постановка домашнего задания каждому ученику: с учетом полученных знаний составить свой режим дня и полезное меню.
Данный вид работы позволяет не только проверить уровень вычислительных умений учащихся по теме, но и задуматься о правильном питании и образе жизни, который они ведут.
Опыт использования системы проектных задач на уроках математики показал, что это способствует повышению мотивации, а также формированию у учащихся умений самостоятельно определять цели и пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, организовывать коммуникации и учебное сотрудничество в группе и в парах, которые являются актуальными метапредметными умениями.
Список литературы
Суслов В.Н. Решаем проектные задачи, 4-5 класс: исследование, творчество, сотрудничество: учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2012. – 128 с.
Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М: Просвещение, 2011. – 48с.
Воронцов А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // http://nsc.1september.ru/article
|