Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Александр Невский как личность, как военный и государственный деятель»

Submitted by Лидия Александровна Пьянкова on пн, 13/01/2014 - 10:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
ПьянковаЛ.А.
Место работы, должность: 
Челябинск МАОУ СОШ №118
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
  • рассмотреть яркую личность А. Невского как талантливого полководца, дальновидного политика;
  • стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, формировать навыки дискуссии, работы с литературой и документами эпохи;
  • формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков, побуждать учащихся проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А. Данилов,         «История России с древнейших времён до конца XVIвека 6 класс: учеб для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 11-е изд, дораб.-           М.: Просвещение, 2010 -270 с.: ил., карт.

 

Используемая методическая литература: 

Е.В. Симонова Поручные разработки по истории России 6 класс: к уч0ку А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, История России. С древнейших времен до конца XVIвека/ Е.В. Симонова – 2-е изд., испр. – М.: издательство «Экзамен» 2011 г. -285с.

 

Используемое оборудование: 

самодельные плакаты, стихотворение К.Симонова «Ледовое побоище», картина П. Корина «Александр Невский», эпиграф «Кто с мечом к нам придёт, от него и погибнет».

 

Краткое описание: 
Комбинированный урок истории в 6 классе по теме:Александр Невский как личность, как военный и государственный деятель.

Тема урока: «Александр Невский как личность, как военный и государственный деятель»

 

Цели урока:

  • рассмотреть яркую личность А. Невского как талантливого полководца, дальновидного политика;
  • стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, формировать навыки дискуссии, работы с литературой и документами эпохи;
  • формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков, побуждать учащихся проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России.

Оборудование: самодельные плакаты, стихотворение К.Симонова «Ледовое побоище», картина П. Корина «Александр Невский», эпиграф «Кто с мечом к нам придёт, от него и погибнет».

План урока:

  1. Интеллектуальные,  нравственные,  волевые качества А. Невского.
  2. Основные черты русского боя.
  3. Александр Невский как военный и государственный деятель.
  4. Значение деятельности Александра Невского.

Ход урока:

         Вступительное слово учителя истории: «В истории государства российского есть плеяда блистательных деятелей, которые оставили в ней глубокий след: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов. Что же объединяет этих разных выдающихся деятелей?  Это их служение Отечеству, патриотизм, национальное достоинство.

         Определите исторического деятеля, о котором идёт речь?

 - Он был внуком Всеволода Большое гнездо и правил первоначально в Переславе Залесском;

- новгородцы пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет;

- шведские военачальники прислали ему такой вызов: «Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою». Князь выступил с дружиной, не дожидаясь полного сбора войска;

- он одержал две очень крупные победы, одна из которой навсегда закрепила за ним почётное прозвище;

-  этот князь после смерти своего отца получил ханский ярлык и способствовал проведению первой переписи русского населения монголами, которая осуществлялась для сбора налогов.

Да, речь пойдёт об Александре Невском. Это он сказал более 770 лет назад слова: «Кто с мечом к нам придёт, от него и погибнет», которые стали пророческими. Наша задача всесторонне рассмотреть яркую личность Александра Невского как талантливого политика, определить его вклад в российскую историю и выразить личное отношение к его деятельности.

  1. Учащимся предлагается на основе документов и текста учебника заполнить приведённую ниже таблицу.

 

Качества Александра Невского

 

Интеллектуальные  качества

Нравствееные и волевые качества

- прекрасная память,

-быстрый ум,

-природная любознательность;

-  наизусть знал текст Библии;

- читал летописи, «Александрию» на греческом языке;

- интересовался делами великих предков из рода Рюриковичей;

- знал законы из «Русской правды»

- искренняя вера,

-ощущение земли как наивысшей ценности,

- глубокий патриотизм;

- забота о благополучии своих подданных,

- гордость,

- свободолюбие,

- осторожность;

- личное мужество,

- умение владеть собой,

- твёрдость духа,

- кипучая энергия,

-настойчивость

 

Итак, мы видим, что Невский личность цельная, могучая, деятельная. По своей натуре -  это настоящий лидер. Необычен и внешний облик Александра: высокого роста, статный, красивый, его голос гремел «як труба, когда он выступал на вече или перед дружиной.

2. Суровая жизнь выковала в Александре самый нужный в ту пору талант  - талант полководца. Страна была разорена монголо-татарами. С запада немецкие и шведские рыцари готовили крестовый поход на Новгородскую Русь с целью насадить там католичество. Казалось, страна не готова к сопротивлению. Но 20-летний Александр громит шведское воинство на Неве, а в 22 года одерживает победу на Чудском озере.

         Звучит отрывок из стихотворения К. Симонова «Ледовое побоище» в исполнении ученика.

А впереди, по звонким льдинам
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином -
Свиной железной головой.

Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следит за битвою с горы.


И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.

Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымался прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.

Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.

 

         Учитель  ставит задачу: назвать существенные черты, характеризующие Александра Невского как полководца.

         Ученики называют следующие черты: внезапность наступления, стремительность ударов, согласованность действий пехоты и конницы, знание противника, редкие умения точно выбрать место и время сражения, с максимальной тактической пользой выстроить полки, продуманными действиями сковать войско противника, а самому иметь необходимую свободу маневра.

Учитель: «Невский отшлифовал основные черты русского боя. Его искусство побеждать пять веков спустя возродил в своих походах А. В. Суворов, в том числе в знаменитой книге «Наука побеждать».

Учитель ставит пред учащимися  проблемную задачу: «Как вы думаете, почему Александр отразил агрессию с Запада, но пошёл на уступки захватчиков с Востока?»

Ответ: « Александр -  защитник православия. В его «Житии» впервые сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу. Тем более, что западная опасность особенно остро воспринималась русской церковью, т.к. монголы-татары отличались веротерпимостью.»

3. А. Невский,  стяжавший славу отважного воина и имеющий воинские заслуги перед Русью, совершенно иначе проявил себя как правитель обескровленной, разорённой монголо-татарами Руси, получив ярлык на Великое Владимирское княжение в 1257 году.

Учитель: «Некоторые историки ставят в вину А. Невскому его «протатарское поведение», сотрудничество с Ордой.

 - Какие факты дают основание упрекнуть А. Невского в неблаговидных связях?

- Какие доводы можно привести в опровержение этой точки зрения?

По первому вопросу ученики говорят о том, что Невский пять раз ездил в Орду к ханам Батыю, Сартаку, Берке с богатыми подарками. В 1252 году изгнал брата Андрея Ярославовича с помощью Неврюевой рати, что я вилось одним из жестоких эпизодов борьбы за власть. В 1257 году помог монголам провести первую перепись населения на Руси, оказав при этом психологическое давление на Новгород, который не хотел признавать над собой власть «поганых».

         По второму вопросу отмечается, что в сложной обстановке А. Невский должен был сделать нелёгкий выбор: или вынужденное согласие на дань или военный разгром Северной Руси. Пришлось выбирать наименьшее зло, т.к. дать отпор в тот период Русь не могла. По мнению летописца, Александр Невский обеспечил стране  относительную тишину «бысть тишина». Под его руководством восстанавливались города, страна залечивала раны. Ярким примером патриотической деятельности Александра является открытие в Орде православной епархии, а также стремление любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации в монгольское войско. Так, ему удалось уговорить в 1262 году хана Берке не посылать русских воинов дл                   участия в походе на Иран.

4. Вся недолгая жизнь Александра прошла при огромном напряжении сил душевных и физических. Он не знал ни минуты покоя. Умер А. Невский 14 ноября 1263, возвращаясь из Сарая. Митрополит Кирилл воскликнул: «Чада мои, разумейте! Зашло солнце Земли Суздальской!» Князю суждено было обрести вторую посмертную жизнь.

         Учитель: « Как увековечена память А. Невского?»

         Ученики: «В XVIвеке Александра причислили к лику святых. Ему посвящено одноименное Житие. Пётр Iсчитал Невского ангелом-хранителем новой столицы России  - Петербурга. В честь великого полководца был построен главный монастырь Александро-Невская лавра, куда в 1724 были перенесены святые мощи. Три русских царя с гордостью носили его имя. Высокой наградой стал орден Святого Александра Невского, учреждённый в XVIIIвеке, а в годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского, которым награждались командиры Красной армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и героизм. Именем Невского названы улицы, проспекты, храмы. Художник Павел Корин написал замечательный портрет полководца, а режиссер Сергей Эйзенштейн в 30–ые годы создал одноимённый исторический фильм Александр Невский.»

 

 

         Учитель обращается к оценке, которую дал отечественный историк С.М. Соловьёв деятельности А. Невского. С.М. Соловьёв: «Соблюдение русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на Руси и сделали его великим историческим лицом.»

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн