Мастер- класс. Лаборатория поэтического текста . Путь через слово к личности поэта. Игорь Северянин.
Submitted by Ирина Холина on вс, 12/01/2014 - 20:44
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
Тюменской области Ханты- Мансийского округа
Г. Лангепаса
Мастер- класс
Лаборатория поэтического текста .
Путь через слово к личности поэта.
Игорь Северянин.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ЛГ МБОУ «СОШ№4»
Холиной Ирины Васильевны.
Лангепас, ХМАО
2011 год.
Задачи: Показать разные способы работы с поэтическим текстом, помогающие привлечь мнение учащихся к данной работе, помочь им лучше понять поэтический текст.
Данная работа может проводиться как на уроке, так и на факультативах и дополнительных занятиях. Это занятие может быть первым урокам при изучении направления «футуризм».
Ход занятия:
Вначале было слово… Это библейская фраза удивительно подходит к нашему сегодняшнему занятию, потому что через слово мы попробуем разгадать личность человека, необычного, неординарного, ставшего кумиром целого поколения. Всегда на уроках литературы мы сначала знакомились с биографией поэта, а сегодня мы будем разгадывать личность через его творчество.
1шаг .Перед вами стихотворение. После того, как я вам его прочту, постарайтесь выделить ключевые слова стихотворении и составить ассоциативны ряд к нему, а затем первую интепретацию. (1 слайд).
2шаг. Учащиеся работают с текстом: выделяют ключевые слова, подбирают ассоциации к ним, составляют первоначальную интепретацию. Может получиться примерно такая таблица:
Опорные слова
ассоциации
интепретация
Под солнца
Полонез
моих поэз!
Эго!
Живи, Живое
Я и Желанье!
бессмертье
Тепло, светло, центр ,лучи
Танец, царь, поклон, музыка
Стихи поэта, поэзия, творчество
Я, эгоист, своё,
Жизнь, растения, пульсация, мир
Звуки жизни
Всё для меня.
Вечность, слава
Под лучами солнца я танцую танец бессмертия. Это танец вечной жизни, где всё вокруг существует для меня, и я как солнце дарю мир своей поэзии .Всё в жизни существует для меня, и я бессмертен.
Заметки для учителя: Для проведения первого знакомства с текстом, учитель может использовать следующий способ работы:
1.Учитель записывает на доске все варианты опорных слов, которые предлагают учащиеся.
2.Потом вместе с учениками выбирает 5-6 опорных слов(3 слайд).
3. Далее учитель записывает все ассоциации, которые предлагают ученики.
4. Учитель сам «заплетает» интерпретацию текста из ассоциаций и опорных слов.
В дальнейшем данную работу учащиеся могут производить в группах. Записывают свои наблюдения, а потом сравнивают их с другими. Каждая группа вывешивает свои наблюдения и зачитывает их.
3 шаг. Древо предсказаний.
-Что вы можете сказать о человеке, написавшем эти стихи.
Каждая группа составляет своё древо и зачитывают их, вывешивают их ( технология критического мышления).
4 шаг. Знакомство с высказываниями писателей и поэтами, близких по направлению к данному писателю. Что новое вы можете добавить в портрет писателя (4 слайд).
5 шаг. Работа с заголовком. Многое о поэте может сказать заголовок к стихотворениям. Попробуйте подобрать заголовок к данному стихотворению. Каждая группа вывешивает своё название. Этот тур выигрывает та группа, которая смогла угадать максимально близкое название
(5-6 слайды).
6 шаг. Дать определение слова « эгополонез», работа с оккозианализмами. Что можно сказать о поэте, использующем такое количество придуманных слов?
7 шаг. Знакомство с направлением « футуризм»(8-9 слайд). Группами составляется « словесный портрет писателя». Вывешиваются на доску и зачитываются вслух.
8 шаг. Знакомство с поэтом Игорем Северяниным. Можно показать отрывки документального фильма о поэте.
9 шаг .Подведение итогов. Каждая группа имеет право проголосовать за любую другую, кто, по её мнению, создал самый полный и точный «портрет писателя».
10 шаг. Рефлексия. Мы ничего не знали о поэте, мы судили о нём только по его написанным словам. Вначале было слово…продолжите фразу, с которой мы начали наш урок. Оцените себя и работу своей команды смайликом.
Карта урока.
Тема -
Проблема -
Первоначальная интепретация.
Опорные слова
ассоциации
интепретация
3 шаг. Древо предсказаний.
-Что вы можете сказать о человеке, написавшем эти стихи?
- Что новое вы можете добавить в портрет писателя?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что можно сказать о поэте, использующем такое количество придуманных слов?
. Вначале было слово…продолжите фразу, с которой мы начали наш урок. Оцените себя и работу своей команды смайликом.
Список использованной литературы
1. Кутузов А.Г. Киселёв А.К. Литература. 11 класс. Ч.-1.- М.: ООО «Дрофа», 2002.
2. Русская литература 20 века. 11 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Журавлёва.-М: «Просвещение», 2000.
Интернет- источники.
1. Литература о писателе: Критика о творчестве Игоря Северянина. – М., 1916; cultinfo.ru›Литература›severyanin/index.htm
2. Биография поэта сквозь призму его творчества.
CoolReferat.com›Игорь_Северянин
3.манифесты русских футуристов. Пощечина общественному вкусу (1912)
a-pesni.org›zona/avangard/manifesty.php
4. Цитаты и афоризмы.
biografia.ru›arhiv/ruslit17.html
Источники иллюстраций
1.... 4-я сторона обложки. И.Северянин. Фото, 1916. Чуковский К.И