1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Вот и начался урок
Вы за парты ровно сядьте
И тетради открывайте.
Запись даты урока
- Прочитайте высказывание, записанное на доске:
КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, А ПЛОДЫ ЕГО СЛАДКИ.
- Что это? (пословица)
-Как вы её понимаете?
- А где мы встречаемся со словом КОРЕНЬ?
- Корень растения
- Корень волоса, зуба
- Корень слова
- Какое это слово? (многозначное)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?
- Что же нам нужно узнать о КОРНЕ?
- Что такое корень?
- Как найти корень в слове? Слайд 1
2. Минута чистописания
С.29 тетради по чистописанию
-На уроке русского языка мы не только изучаем русский язык, но и учимся красиво писать.
- Написание какой буквы мы будем сегодня повторять?
-Что вы знаете о ней?
Объяснение учителем написания буквы О, прописывание по образцу.
-Прочитайте запись на следующей строке.
- Что это? Докажите.
-Выделите опасные места.
Запись предложения Осинку окрасила осень.
-Выделите грамматическую основу.
3. Работа по теме урока
- Итак, продолжим постигать тайны русского языка
3.1 Разгадывание загадок и запись отгадок на доске и в тетради.
- Скатерть бела весь свет одела. (снег)
- Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют,
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.(снеговик)
-Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)
- По каким признакам вы это узнали? (проблема)
- Выделите общую часть.
Снег, снегирь, снеговик.
- Как по другому называют общую часть?
- Назовите слово, которое состоит только из корня.
Снег - слово-корень.
- Назовите слова, в которых, кроме корня, есть еще другие части.
- Закроем корень в каждом слове.
- Что останется?
-ирь,- инка, -овик
- Понятен ли смысл?
- А теперь корень оставьте, а остальную часть закройте.
- Сохранился ли смысл?
- Сделайте вывод:
- Какой частью в слове является корень?
- Корень является главной частью слова. Слайд 2
- Рассмотрим, что означают эти слова. Как они связаны со словом-корнем?
Снеговик – сделан из снега.
Снегирь- прилетает, когда выпадет снег.
- В какой части слова заключен общий смысл однокоренных слов.
- Что такое корень? Слайд 2
( Главная часть слова)
3.2 Знакомство с правилом по учебнику, с.86
- Сравните правило с нашим открытием.
Корень в слове самый главный,
Общий смысл хранится в нем.
Много родственников славных
К любому корню подберем.
- Ребята, вы поняли о каких родственниках я говорила?
- Да, однокоренные слова иначе называются родственными.
Слова, как и люди, живут семьями. У слов есть корень и есть родня- слова с таким же корнем.
3.3 -Переходим к решению второй задачи. Выявим признаки однокоренных слов. Нам снова поможет загадка:
- А какое сейчас время года?
Кто снег белый разбросал,
Речку крепким льдом сковал?
С вьюгой, холодом пришла…
Как зовут ее? (зима)
- Записываем слово зима.
- Выделим корень. Какой корень? Зим или зима?
- Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень в слове?
( Подобрать однокоренные слова.)
Зимний, зимует, зимушка.
- Назовите одинаковую часть.(зим)
- Какие слова встречаются среди однокоренных слов? (предметы, признаки, действия)
- Что можете сказать о корне в родственных словах?
- В однокоренных словах один и тот же корень- одинаковый.
- Это первый признак однокоренных слов. Слайд 3
- Что еще их объединяет?
- Они близки по смыслу.
- Сделайте вывод: какие признаки однокоренных слов? Слайд 3
(одинаковый корень, близкие по смыслу)
3.4 Отгадайте:
Что за художник без красок и кисти
Нарисовал на окне чудо - листья? (мороз)
Подбор и запись однокоренных слов. Выделение корня.
Мороз, морозный, морозит, морозильник, Морозко.
3.5 Физкультминутка
Лепим мы снеговика:
Руки, ноги и бока.
Лепим снегом
Белым- белым.
Будет он большим
И смелым.
Будет бегать,
Будет прыгать
И руками будет
Двигать.
Вот хлопки
Над головой,
Настоящий он,
Живой!
3.6 Домашнее задание
- Аналогичное задание дома: Д.М. с.48, з.100
3.7 Игра «Третий лишний» Слайд 4
Лист, лисица, лисенок.
Море, моряк, морж.
Грусть, печальный, грустить.
4. Самостоятельная работа
4.1. Работа в парах
Повторение правил работы в группе.
- Прочитайте текст. Найдите группу однокоренных слов. Выделите у них корень.
Летят перелётные птицы
Прошедшее лето искать
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.
- Прочитайте, какие слова вы нашли.
- Назовите признаки однокоренных слов.
- А было ли слово, которое вас смутило?(лето)
- Будут ли они однокоренными? ( Нет )
- А почему?
5. Рефлексия
5.1 Самостоятельно
Выполнение заданий по уровням
- Найти однокоренные слова, соединить их стрелками, выделить корень
Гриб бегунья
Лес зубной
Зуб травушка
Бег грибной
трава лесник
- Выделить корень в словах
Цвет, цветок, цветной, цветёт, разноцветный
- Какую мы цель перед собой поставили?
- Достигли мы цели?
- Что называется корнем?
- Назовите признаки однокоренных слов.
8. Самооценка. Итог урока.
|