Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нарушение осанки и плоскостопие.

Submitted by Галина Николаевна Абросимова on Tue, 07/01/2014 - 21:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Абросимова Галина Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ п. Раздольное", учитель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Образовательные:

  • Углубить знания о значении опорно-двигательной системы человека.
  • Сформировать знания о причинах появления изгибов позвоночника в течение жизни.
  • Рассмотреть основные критерии правильной осанки тела.
  • Ознакомить с  методикой определения искривлений позвоночника и плоскостопия.
  • Разъяснить учащимся отрицательные последствия  нарушения осанки, плоскостопия; показать, каким способом можно выявить эти нарушения и как их можно скорректировать.

Развивающие:

  • Развивать монологическую и диалогическую биологическую речь.
  • Развивать умения делать выводы, сравнивать по таблицам.
  • Развивать логическое мышление, творческие способности через размышления над проблемными вопросами и придумывание мысленных экспериментов
  • Развивать повышенный интерес к биологии.

 

Воспитательные:

Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала

Содействовать развитию у детей умения общаться

  • Сформировать в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье человека.
  • Пропагандировать  среди  учащихся  здоровый образ жизни. 
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш ,Биология.Человек. 8 класс учебник для общеобразовательных    учреждений М: «Вентана-Граф» 2010

2.Лабораторный практикум по биологии 6-11 класс Республиканский мультимедиа  центр2004            

3. Ресурсы интернет

 

Используемая методическая литература: 

1. Р.Д.Маш ,Биология.Человек: 8 класс : методическое пособие/Р.Д.Маш, А.Г. Драгомилов.  М: «Вентана-Граф» 2009.

2.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя:- М.: Просвещение, 1989

Используемое оборудование: 

1.      Таблицы:

  • Скелет человека.
  • Мышечная  система  человека.
  • Профилактика нарушений  осанки  и  плоскостопия.

2.      Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

3.      Презентация  к  уроку.

Используемые ЦОР: 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005ad-1000-4ddd-c63e-0d0046bc5022/index_mht.htm

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005aa-1000-4ddd-67fc-470046bc5021/8_074.swf

Краткое описание: 
Статистика показывает на быстрые темпы ухудшения здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как сохранить здоровье. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.На данном уроке не только учитываются все требования по здоровьесбережению, но и учебный материал является источником знаний по сохранению здоровья.

План-конспект урока.                                             

 

Тип урока:  комбинированный

Тема:  Нарушение осанки и плоскостопие.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания о значении опорно-двигательной системы человека.
  • Сформировать знания о причинах появления изгибов позвоночника в течение жизни.
  • Рассмотреть основные критерии правильной осанки тела.
  • Ознакомить с  методикой определения искривлений позвоночника и плоскостопия.
  • Разъяснить учащимся отрицательные последствия  нарушения осанки, плоскостопия; показать, каким способом можно выявить эти нарушения и как их можно скорректировать.

Развивающие:

  • Развивать монологическую и диалогическую биологическую речь.
  • Развивать умения делать выводы, сравнивать по таблицам.
  • Развивать логическое мышление, творческие способности через размышления над проблемными вопросами и придумывание мысленных экспериментов
  • Развивать повышенный интерес к биологии.

 

Воспитательные:

Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала

Содействовать развитию у детей умения общаться

  • Сформировать в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье человека.
  • Пропагандировать  среди  учащихся  здоровый образ жизни.

 Педагогические технологии:

- информационные  технологии

-разноуровневое обучение;

- технологии здоровьесбережения.

Методы:

- словесный.

- наглядный.

- исследовательский.

Формы работы на уроке:групповая, индивидуальная.

Оборудование:

1.      Таблицы:

  • Скелет человека.
  • Мышечная  система  человека.
  • Профилактика нарушений  осанки  и  плоскостопия.

2.      Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

3.      Презентация  к  уроку.

Ход урока.

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование и наглядность

1. Организационный

момент.Проверка  готовности  обучающихся  к  уроку,

 мотивация на совместную работу на  уроке.

  1. Актуализация знаний.

( проверка домашнего задания)

Цель:  используя  познавательные  вопросы  и  задания, повторить  и  углубить  знания  обучающихся  об  особенностях  опорно – двигательного  аппарата человека.

Задумывались ли вы над тем,  сколько движений совершает человек за сутки? Подсчитать их сложно, т.к. вся мыслительная деятельность будет направлена только на подсчёт. С момента своего зарождения, ещё в организме матери и до глубокой старости человек находится в движении и эти движения разнообразны. Движения возможны благодаря развитой системе опоры и движения.

Давайте  еще  раз  вспомним  некоторые  особенности  нашего аппарата   опоры  и  движения.

Задание

-Назовите специфические признаки в строении скелета человека, отличающие его от скелета млекопитающих животных связанные с прямохождением.

1. Череп – череп прикрепляется к позвоночнику близко от точки равновесия

2.Скелет   туловища       - S образная изогнутость позвоночника; грудная клетка  сплющена в спинно-брюшном направлении

3.Пояса конечностей – тазовый пояс расширен, на него опираются органы брюшной полости

4.Свободные конечности – стопа имеет своды,   смягчающие    толчки   при  движениях.

5.Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами

-Чем отличаются кости детей от костей взрослого человека?

(Кости у детей обладают гибкостью и деформируются значительно сильнее, чем у взрослых, так как бедны солями. Недостаток в пище кальция, фосфора, витамина Д, без которого эти элементы не могут пройти через стенки кишечника и быть усвоенными организмом, может отрицательно сказаться на формировании скелета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-работают индивидуально

 

Выполняют работу индивидуально на карточках(тест), компьютерное тестирование, ответ у доски по карточке .

Самопроверка правильности выполненных заданий по эталону ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки- задания. Приложение № 1.

 

Карточки с ответами (проверка правильности выполнения)

 

 

 

 

 3. Изучение нового материала

Цель:используя  различные  формы и  методы  работы  на  уроке,  обеспечить как  можно  более эффективное  усвоение  нового  материала  обучающимися 

Чем ещё отличаются мамы, папы, дедушки и бабушки от детей? ( возраст)

Чем отличаются люди друг от друга? (походка, движение)

Как мы издали можем узнать человека?

Как поётся в известной песне, « Я милого узнаю по походке». Действительно походка во многом определяет, какое первое впечатление сложится о тебе в сознании окружающих.

Хотите знать какими вас видят окружающие?

Игра « Зеркальное отражение»

Пожалуйста,  внимательно рассмотрите рисунки на слайде 1, и  ответьте на  вопрос:  какова  тема  нашего  урока?

 

Учитель корректирует их  и  записывает  на  доске тему  урока: «Нарушение осанки и плоскостопие».

 

Скелет и мышцы изменяются  в течение жизни. Наиболее ярко  выражены  эти изменения в  детском и юношеском  возрасте, так как  именно в эти периоды  наблюдается  их  интенсивный  рост и развитие.

В процессе роста и развития в первый год жизни позвоночник приобретает физиологические изгибы (выпуклости): 2 изгиба в переднем и 2 в заднем направлении. Выпуклость называется лордозом, а вогнутость кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.

Появление изгибовсвязано с прямохождением. По мере приобретения ребенком двигательных навыков позвоночник подвергается значительным физическим нагрузкам. Ребенок пытается поднять голову - появляется шейный лордоз. Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз. Ребенок делает попытки ходить – возникает поясничный лордоз, он проявляется в 9-11 месяцев, и полностью этот вид лордоза формируется к 6-7 годам. Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность, гибкость.

- «Особенности  скелета и мышц  девушки и юноши».

Рост и окостенение  скелета  завершаются  у девушек и юношей  к  17-21годам. Нормальное развитие  опорно-двигательной  системы  зависит  от  многих  факторов – наследственности, влияния  окружающей среды, вредных привычек, образа жизни. Но в большей мере на развитие скелета и мышц влияет двигательная активность  человека.

   

Как вы думаете, какое значение имеет гибкость позвоночника?

( Существует взаимосвязь подвижности скелета с профессией)

На доске составляется схема

Профессия                      

 

Подвижность каких     

                                     частей скелета                                         особенно необходима

Тренер по фитнесу

позвоночника

Воспитатель д/с

позвоночника

 

овощевод

позвоночника

 

Ребята, посмотрите внимательно  на  рисунок, на  нем  изображены  люди, которые  идут  по своим  делам. Чем  же  отличается   движения  этих людей? (демонстрация  слайда  «Осанка  при  ходьбе»).

Хотите знать какими вас видят окружающие?

- Хорошо

-Я попрошу вас встать и принять обычную и удобную для вас позу.

        А теперь  понаблюдайте  друг  за другом и обратите  внимание,  как  вы  стоите, как вы  двигаетесь  и  ответьте на вопрос:

-Можно сказать, что любо поглядеть?

-Скажите,  всегда  ли  вы  помните  о  том,  что  спина  должна  быть  прямой, плечи  расправленными, а  походка  легкой?

Как можно назвать такое привычное для вас положение тела в пространстве?

       Конечно, речь  идет  об  осанке.  Именно положение  тела  при  ходьбе  отличает  людей  на  рисунке.  И вас я просила  обратить  внимание друг  на  друга  не случайно, а для  того  чтобы   вам   было  легче   разобраться  что же  такое  осанка? 

       Осанка - это привычная,  непринужденная манера держать свое тело. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как, часто приходится встречать людей разного возраста,  хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая спина, развивается у девушек. Тогда их не спасут ни красивое, лицо, ни модная одежда.

Осанка – не наследуемый  признак. В основном формируется  от 5  до 18  лет. Зависит от строения  скелета и формы  позвоночного столба.

 

 

 

      Правильная осанка  обеспечивает нормальную работу внутренних  органов (легких, сердца, желудка и пр.),  делает   фигуру  стройнее, а  походку  легкой.

Но, к сожалению,  далеко  не  каждый  из  нас  может похвастаться  правильной  осанкой. Одним  из  нарушений  осанки  является  искривление позвоночника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают  свои  мысли

 

Записывают тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  работа Гибок ли ваш позвоночник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра « Зеркальное отражение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа с учебником. П 11

Прочитайте определение, «Осанка» и запишите его в тетрадь

 

 

 

Работа в парах.

Слабые учащиеся получают задание, используя приложение №2 познакомьтесь с видами искривления позвоночника, определите их на рисунке. Сделайте вывод о том, как предупредить искривление позвоночника. Запишите в тетрадь.

Сильные учащиеся получают задание, используя приложение №2 познакомьтесь с видами искривления позвоночника, определите их на рисунке.

Делают вывод о причинах вызывающих искривление позвоночника

 

 

 

 

 

 

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4-5

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

ВзаимоконтрольРебята обмениваются листками с ответами, берут цветные ручки и выслушивают правила проверки тестов:

а) знак «+» ставится в том случае, если все ответы в вопросе верны;

б) знак «-» ставится в тех случаях, когда все ответы в вопросе не верны;

в) знак «_» ставится, когда имеются верные и неверные ответы в вопросе.

г) знак «+» соответствует 1 баллу; знак «-» соответствует 0; знак «_» соответствует 0,5 баллов

д) после проверки подсчитывается сумма баллов;

 

 

 

 

Профилактика нарушений правильной осанки тела.

Любое заболевание, в том числе и нарушение осанки тела, легче предупредить, чем заниматься его лечением.

Молодцы! Посчитайте количество баллов

Советы по сохранению осанки.

1. Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать
Походить не полениться.

2. Груз тяжёлый и большой
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй
В две руки
И в путь ступай.

3. Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели
Спи на жёсткой ты постели.

В  связи  с  прямохождением   у человека   наряду  с  изгибами  позвоночника  и  другими  особенностями  скелета,  стопа  тоже  видоизменилась  и  приобрела сводчатую   форму.  Это  позволяет  смягчать  толчки  при  ходьбе.  Если  люди  много времени  проводят  на ногах,  переносят большие  тяжести,   у  них  может  развиться  плоскостопие, т.е. форма   свода  стопы  меняется,  становиться  плоской. Люди  с плоской  стопой  при ходьбе и стоянии  быстро устают. 

- Как вы думаете, каковы ещё причины возникновения плоскостопия?

( обувь)

Кроме продольных сводов в стопе различают поперечные своды, образованные головками плюсневых костей, сочленяющимися суставами с фалангами пальцев. При ношении туфель на высоких каблуках страдают эти своды. Большой палец давит на остальные, вызывая их деформацию и омозоливание со стороны мизинца.

Для  предупреждения  плоскостопия существуют  специальные  упражнения.

Оборудование: круглая  палочка, мячик, обруч, стул, мяч, небольшие  предметы.

  1. Ходьба на  палке.
  2. Катание  мяча  ногой.
  3. Катание обруча пальцами  ног.
  4. Приседание  на  палке.
  5. Приседание  на  мяче.
  6. Сгибание и  разгибание стопы.
  7. Захват и перекладывание  предметов  пальцами ног.

Полезно также  ходить босиком, на цыпочках, заниматься  плаванием, носить удобную  обувь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация таблицы

3.Закрепление знаний

Подходит к концу наш урок, но прежде чем подвести итог, мне хотелось бы знать, какие знания  вы получили, я приглашаю вас сыграть в игру «Морской бой».

 4. Заключительный этап урока. Рефлексия.

Давайте подведем итог урока.

Чем мы сегодня занимались?

Что нового узнали?

Какие навыки приобрели?

Таким образом, учащиеся формулируют цели урока.

Будьте стройны, красивы и здоровы!

В награду за вашу работу на уроке, хочу вручить вам письмо ортопеда, почаще перечитывайте его и придерживайтесь совета.

           Домашнее задание:

   Учебник: § 11

Предлагается  по желанию составить кроссворд

Кроссворд « Опорно-двигательная система».

Практическая  работа «Есть ли  у вас  плоскостопие?»             Проверить у членов семьи наличия плоскостопия. Познакомить с методикой определения наличия плоскостопия. Освоить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.   

Работают с компьютерной игрой       « Морской бой».

Загадки

Члены команды дают ответ на вопрос по очереди.

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающая беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная игра

 « Морской бой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

Задание группа №1

 Познакомьтесь с видами искривления позвоночника, определите их на рисунке. Сделайте вывод о том, как предупредить искривление позвоночника. Запишите в тетрадь.

Задание группа №2

Познакомьтесь с видами искривления позвоночника, определите их на рисунке.

Сделайте вывод о причинах вызывающих искривление позвоночника. Запишите в тетрадь.

 

      Кифоз (сутулая  спина)– значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена

Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.

Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость. При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков. В подростковом возрасте чаще всего встречается левосторонний и правосторонний грудной сколиоз. Это заболевание особенно сильно прогрессирует в период роста и развития организма. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбиться, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол.

Приложение №1

 

Карточка у доски:

 

На каждый вопрос нужно ответить одним полным предложением, записать его на доске.

 

1.      Как сокращается мышечное волокно?

2.      От чего зависит сила сокращения мышцы?

3.      Где находятся тела двигательных нейронов, передающих возбуждение на скелетную мускулатуру?

4.      Назовите мышцы- сгибатели руки в локтевом суставе.

5.      Какие мышцы называются синергистами?

6.      Почему мышцы- сгибатели и разгибатели не мешают друг другу при движении, хотя они действуют противоположно?

       7.  Сколько мышц насчитывается в организме человека?

8.Утомление в каких структурах играет ведущую роль в развитии утомления?

9. От каких показателей зависит скорость развития утомления?

10.Какой вид отдыха оказывается более благоприятным для восстановления мышечной работоспособности?

 

Приложение №3

Письмо ортопеда школьникам

Индивидуальность человека выражается в чём-то большем, чем просто лицо и

причёска, при этом хорошая осанка имеет определяющее значение. На человеке с

хорошей осанкой и одежда смотрится лучше.

 Если ты действительно хочешь хорошо выглядеть, тогда отведи плечи назад,

напряги ягодицы и стой-сиди с прямой спиной. Смотри прямо вдаль на уровне глаз

так, чтобы твой затылок находился на одной линии со спиной и подбородок

образовывал прямой угол по отношению к шее. Плечи опусти, подай грудь

немного вперёд, чтобы не сутулиться. Держи живот втянутым, так как выпяченный

живот выглядит не очень привлекательно. Поначалу сложно достичь такого

положения тела, однако позже оно станет естественным. Тогда у тебя будет

красивая и грациозная осанка и хорошее самочувствие.

 Также важно и то, как ты сидишь. Нужно выбрать подходящий стул, на котором

сидеть. Стул должен быть настолько высоким, чтобы при сидении колени были бы

примерно под прямым углом и стопы свободно опирались на пол. Спинка стула

должна быть удобной и достаточно крепкой, чтобы поддерживать спину.

Потренируйся сидеть и вставать так, чтобы это не выглядело небрежно. Садясь,

держи корпус прямо и плавно опускайся на стул. В положении сидя держи спину

прямо, мышцы живота втянутыми и садись не на край стула, а максимально назад,

тогда спинка стула будет хорошо поддерживать спину. Для того, чтобы встать,

наклони корпус немного вперёд так, чтобы вес тела перешёл на ноги, в то же время

держи спину прямо.

 Время от времени следи за положением тела при ходьбе, например, смотри на своё

отражение в витринах. Красивую походку можно потренировать и проверить, если

идти по одной линии. В случае, если идти по одной линии не получается или

неудобно, то нужно проверить осанку.

 Положение своих ног и походку можно легко проверить, если пройти по полу

мокрыми ногами. Прямую и плавную походку можно потренировать, если ходить с

книгой на голове.

Делай каждый день несколько упражнений на осанку, и ты будешь выглядеть

привлекательнее, увереннее и станешь более успешным в своих делах!

Приложение №1

Тест по теме "Опорно-двигательная система"

1. Энергия, необходимая для работы мышц, освобождается в процессе:

a - биосинтеза

б - пищеварения

в - распада органических веществ

г - газообмена

2. Источником энергии, необходимого для движения, является:

а - органические вещества

б - минеральные вещества

в - вода и минеральные вещества

г - витамины

3. Кости образованы:

а - межклеточным веществом

б - эпителиальной тканью

в - соединительной тканью

г - разными тканями

4. Динамическая работа

Динамическая работа совершается при:

 

 

поднятии тяжести, ходьбе
удерживании груза, стояни

 

5. Поперечно-полосатая мышечная ткань:

а - расположена во всех внутренних органах

б - образует скелетные мышцы

в - образует стенки кровеносных сосудов

г - выстилает носовые полости

6. Миофибриллы представляют собой:

а - тонкие сократительные нити внутри мышечного волокна

б - мышечное волокно

в - разновидность мышечной ткани

г - гладкие мышцы

7. Скелетные мышцы:

а - иннервируются вегетативной нервной системой

б - иннервируются соматической нервной системой

в - сокращаются под влиянием парасимпатического отдела вегетативной нервной

системы

г - сокращаются под влиянием симпатического отдела вегетативной нервной

системы

8.Работа мышц благотворно действует:

а - только на сами мышцы

б - только на кости

в - на весь организм

г - только на сердце

 

 

Ответы

1 - в,
2 - а,
3 - в,
4 - б,
5 - б,
6 - а,
7 - б,
8 - в,

 

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн