Группировка.Сегодня у нас урок обычный и необычный. Какое сейчас время года? Почему? Скоро наступит лето! Закрываем глаза. Открыли. Вот мы и попали в лето. (Иллюстрация “Лето”, слайд 2. Презентация)
Как хорошо! Но что-то очень жарко! Быстро пилотки на голову! (У детей – разноцветные пилотки.) Как все зелено, красочно! Сегодня мы работаем в группах и я попрошу сесть в группы по цвету вашей пилотки.
В группе каждый выполняет свою роль. Сегодня -
руководитель - самый высокий ученик,
хронометрист - тот, у кого есть часы,
докладчик 1 - самые длинные волосы,
докладчик 2 - самые светлые волосы,
докладчик 3 - самые тёмные волосы,
оппоненты - все остальные члены группы.
Чистописание: буква Л л. (Слайд 3)
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Ой, что случилось? Лето пропало! Ребята, кому-то нужна наша помощь. Но кому? Напишем слова из словаря (Поставьте ударение, подчеркните опасное место) (Слайд 4) Каждая группа объясняет по 1 – 2 слову – вставляет красным маркером опасное место, ставит ударение, прикрепляет на доску.
Вот кому нужна наша помощь! Ой, лето появилось! (На доске иллюстрация “Лето”). Ну, пошли! Стратегия «Гроздь винограда».
· Ребята, через реку мы можем перебраться, вспомнив группы и названия частей речи. На листах создать постер по известным частям речи.
· Защита постеров спикерами групп.
· Так какова тема нашего урока? Поставьте себе цель, которую вы должны будете достичь на этом уроке.
Физкультминутка.«ЁЖИКИ»
Приходили ёжики, ёжики.(Ходьба на месте)
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.(Стучим кулачком о кулачок)
Прискакали зайчики,
Зайчики, зайчики.(Скачем на месте)
Ну-ка, дружно,Девочки!(Девочки подняли руки вверх)
Ну-ка, живо,Мальчики!(Мальчики подняли руки вверх)
3. Операционный этап.
Мы вошли в лес. Ой, какой красивый домик! (Слайд 7) А у домика на лавочке сидят кто? (Гномы!) Их зовут Сущ. и Мес. Какие интересные имена! А может вы знаете их полные имена? Кто поможет их расшифровать? (Существительное и местоимение) (Слайд 8)
Дети дают определения этих частей речи, проверяют по образцу.
® Гномы дают нам задание на желтых карточках.
Задание 1.Выпиши из текста в первую строчку одушевленные существительные, во вторую – местоимения. Мы вошли в лес. Какой он густой! На опушке стоит красивый домик. Возле него сидят маленькие гномики. Сегодня они собрали полную корзинку лесных ягод.
Самопроверка по ключу.
Ой, а этот гном плачет! (Показ фигурки гнома.) Почему? Оказывается, этого гнома зовут Прил. (Расшифруйте.) И злая колдунья обидела его. Она выкинула Прила из всех стихов, сказок, рассказов. Посмотрите. Слайд 9)
Задание 3.А вот и еще один гном. И его обидела колдунья. Дано предложение. В нем пропало слово. Вставляем. (Слайд 10)
В густой траве… кузнечик.
А вы поняли, как зовут гнома? (Глагол). Разбираем предложение по членам предложения и по частям речи. Самопроверка по ключу.
Задание 4.Пора разобраться с этой Колдуньей! Вот ее замок. (Слайд 11). Колдунья нам будет не страшна, если вы верно распределите слова по частям речи. (Слайд 12).
боль больной больница болеет больно друг дружный дружить дружно
Каждая группа распределяет слова по столбикам, неизвестная часть речи – наречие. Кто знает эту часть речи? Как узнали?
4. Этап реализации.
Дифференцированное задание. Розовая карточка. Индивидуальная работа. Самопроверка 1, 2 заданий по ключу, самооценивание по данным критериям
1 уровень.
Прочитай, вставь пропущенные слова. Укажи какой частью речи они являются? Докажите.
Добрая ----------добавит разума ума.
Кто мать и отца почитает, тот вовек не -------------.
Самое ценное и ------------ на свете – это родители.
Слова для справок: погибает, семья, дорогое.
2 уровень.
Прочитай. Над каждым словом укажи часть речи.
3 уровень.
Убери лишнее слово. Объясните, почему слово лишнее.
Ночь, ночной, ночлег, ночёвка – имена существительные,
Ночное, небо, звёздное, ясное – имена прилагательные,
Солнце, Марс, Плутон, Юпитер – мужской род
5. Рефлексивно – оценочный этап.
Контроль. Игра «Да – нет».
Я произношу утверждение, вы отмечаете в листах контроля да или нет.
1. Имя прилагательное отвечает на вопрос какое? Какая? Какой? Какие? +
2. Местоимения называют предмет. –
3. Глагол обозначает признак предмета. –
4. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. +
5. Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает? –
6. Имя прилагательное в предложении является определением. +
7. Глагол в предложении является подлежащим. –
Самопроверка, самооценивание 1 – 2 ошибки – 4, 3 – 4 ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2.
Рефлексия. «Мишень»
® Я хочу узнать довольны ли вы своей работой, все ли получилось. На партах у вас лежат стикеры. Нарисуйте на них своё настроение и наклейте на нашу мишень. Вам было легко работать? А где было трудно? На каком этапе? Что нужно повторить на следующем уроке?