Разработка урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Submitted by Людмила Васильевна Федотова on пн, 06/01/2014 - 20:22
Разработка урока русского языка
«Правописание частицы НЕ с глаголами», 3 класс
Предмет: русский язык. Класс: 3. Программа: «Школа 2100». Тема: Правописание частицы не с глаголами. Технология: проблемно-диалогического обучения; деятельностная. Тип урока: комбинированный Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Методы: словесные, наглядные и практические, интерактивные, информационные, частично-поисковый, методы стимулирования интереса к учению, устного контроля и самоконтроля. Цель урока: ознакомление учащихся, с помощью средств мультимедиа, с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями. Задачи урока: обучающие: расширение знаний детей о служебных частях речи; ознакомление с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами, обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами, побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся, развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы, развивающие:развивать внимание и память учащихся, развивать умение слушать друг друга, развивать умение оценивать себя и своих одноклассников. воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; воспитание культуры учебного труда, создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе, формирование дружеских отношений в классном коллективе; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык. Предоставить возможность учащимся вспомнить (познакомиться) творчество С.В.Михалкова. Оборудование: для учителя:учебник «Русский язык», 3 класс Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (2 часть), мультимедиа презентация, карточки со строчками из стихотворения С. В. Михалкова «Чудесное слово». для учащихся:учебник «Русский язык», 3 класс Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (2 часть), рабочая тетрадь; карточки с глаголами прошедшего и настоящего времени у каждого учащегося; таблица З-ХЗ-У у каждого учащегося; Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.; карточки с пословицами на каждой парте. Техническое обслуживание: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер; возможность работы в сети-интернет Прилагаемые медиаматериалы: мультимедиа презентация, анимационный ролик «Мы едем, едем, едем…», слайд-шоу с аудио записью С. Михалков «Хорошие товарищи», ЦОР «НЕ и глаголы»
Использованная литература:
1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2007. – 208. ( ОС «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
2. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л «Наука и школьная практика» №1,2008
3. Самарова Н.Н. «Формирование навыков работы с информацией как средство развития критического мышления младших школьников» Журнал «Начальная школа: + до и после», 2010 №1
4. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. - 2000. - № 1.
Ресурсы сети Интернет:
1.bookvoed.ru рис МихалковС. Песенкадрузей. Стихи.
2.chitariki.livejournal.com рис. дядя Стёпа
3.doctorbormental.ru рис. девочки
4.festival.1september.ruТехнология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку. Еремеева Е.М.
5.http://illustrator.indians.ru/…рис. праздник непослушания
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
СЛАЙД 1.
xСЛАЙД 2.
Учащиеся смотрят анимационный ролик и слушают песню С.В.Михалкова «Песенка друзей». Режим ожидания.
- Урок русского языка. Начали мы его с замечательной песни, знакомой с детства. А вы знаете, кто её автор и как она называется? (С. В. Михалков «Песенка друзей»)
СЛАЙД 3.
- Поэт, баснописец, автор двух гимнов Советского Союза и Российской Федерации. В этом году замечательному автору исполнилось бы 100 лет. Мы любим его книги и с удовольствием перечитываем, слушаем и поём песни, слова, которых написал Сергей Владимирович. Режим ожидания.
- Вот и сегодня мы начали урок с «Песенки друзей». Кого можно назвать друзьями? (Люди, которые всегда рядом с тобой и в горе и в радости, они дорожат тобой, а ты дорожишь ими).
- Мне бы хотелось, что бы сегодня на уроке каждый из вас почувствовал поддержку и заботу друга, одноклассника. Если мы будем работать вместе, дружно, помогая, друг другу, то добьемся отличных результатов.
- Итак, вперёд за знаниями!
II. Этап проверки выполнения домашнего задания.
Задачи:- выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения;
- устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы .
Приём групповой работы «Броуновское движение» [ 4 с. 25 ]
Проверка домашнего задания по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам».
На перемене каждому ребёнку на парту кладут карточку, на которой написано одно из слов. /Приложение 1/
_- Прочитайте по цепочке слова, которые лежат у вас на партах. Встаньте и разделитесь на 2 группы, самостоятельно определив признак.
- Расскажите о словах вашей группы.
1группа – глаголы прошедшего времени; отвечают на вопросы что сделал? Что сделала? Что сделало?; имеют суффикс прошедшего времени л; изменяются по родам в единственном числе.
2 группа – глаголы настоящего времени, отвечают на вопросы что делает?; изменяются по числам.
- Где встречались с этими словами? (в домашнем задании) Кто так же разделил их на группы? Что необходимо было сделать, чтобы не ошибиться? (правильно задать вопросы)
Ш. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
Задачи: -обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
- Как вы думаете, сегодня мы продолжим работу, над какой темой? (глагол)
/Приложение 2/
Заполните таблицу.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
- Расскажите, что вы уже знаете о глаголе.
- Что вы хотите ещё узнать?
Подготовка к этапу рефлексии.
- На другой стороне вашего листочка обведите свою ладонь. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой нужно высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; указательный палец – мне было трудно (не понравилось); средний - для меня было недостаточно; безымянный – моё настроение; мизинец – мои предложения. Постарайтесь в течение урока обращать на эту «Пятёрочку» внимание и заполнять её. [ 2.с.25 ]
СЛАЙД 4.
СЛАЙД 5.
– Составьте пословицу. Как вы её понимаете? (настоящая дружба навсегда)
- Спишите её. С какой проблемой встретились? Режим ожидания.
- Как же правильно раскрыть скобки, НЕ написать слитно или раздельно?
- Как вы думаете, чем является НЕ? (это служебная часть речи, т.к. к ней нельзя задать вопрос, она не является членом предложения, это частица)
- Что бы вы хотели узнать про частицу НЕ с глаголом? Допишите в таблицу. [3 с.10 ]
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Глагол - самостоятельная часть речи; обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Правописание глаголов
Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
Для чего частица НЕ употребляется в речи?
Изменяются по числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
Как частица не пишется с глаголами?
- Давайте сформулируем тему и задачи нашего урока.
СЛАЙД 6.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Задачи: -обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала:
-существенных признаков частицы НЕ;
-правил и построенных на их основе алгоритмов.
x- содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
СЛАЙД 7.
- Прочитайте предложения. Что в них общего? Чем они отличаются? Почему изменился смысл предложения?
СЛАЙД 8. Гиперссылка на интернет-ресурс.
- Давайте соберём определение и запомним его. Работа с интерактивной доской. Режим ожидания.
- Допишите то, что вы узнали в свои таблицы.
СЛАЙД 9. Режим ожидания.
-Прочитаем правило о правописании частицы НЕ с глаголами из учебника.
- Сколько частей в тексте?
- Первый вариант сформулируйте вопрос по 1 части текста для второго варианта. А второй вариант – для первого по 2 части. Ответьте на вопросы.
- Запишите в таблицу то, что вы узнали из правила. Озвучьте.
- Внесите изменения в записанную пословицу, если это необходимо.
Физминутка
- Я буду называть глаголы с НЕ и без НЕ. Если услышите глаголы с НЕ, приседаете два раза. Если назову глагол без НЕ, приседаете один раз. Запоминайте глаголы с НЕ.
Не обманывает, решал, неуч, помогать, не кричит, играть, не обзывает, уважать, не дразнит, неприятный, поверят, не бросит, бросить, не обижает, учиться.
Молодцы, не попались в «ловушку», задание касалось только глаголов.
- Запишите глаголы с НЕ, которые вы запомнили. Что их объединяет? Как написали глаголы с НЕ?
- Выполним упражнение 361. Прочитайте предложения. Какую роль в них играет частица НЕ? Выберите пословицы о дружбе. Объясните их смысл. Спишите их, обозначьте орфограмму пробел. [ 1.с.146 ]
- Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а перечёркивает то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
- А как вы думаете, всегда ли частица НЕ пишется с глаголами раздельно? Давайте узнаем.
СЛАЙД 10.
Работа в парах.
- Прочитайте пословицы, объясните друг другу как вы их понимаете. Спишите. Режим ожидания.
- Назовите глаголы, которые написаны слитно с частицей НЕ. Как можно узнать точное объяснение этих слов? (с помощью толкового словаря)
- Работая в парах с Толковым словариком, найдите значения данных слов. Первый ряд негодовать, второй ряд – нездоровится, третий ряд – ненавидеть. Прочитайте.
- Как вы считаете, почему с этими глаголами частица НЕ написана слитно? Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? ( навидят, годуют, здоровится)
- Есть ли в русском языке такие слова? (навидят, годуют, здоровится – нет)
- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)
- Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их. Работа на доске.
Ненавидят - презирают, не любят
негодуют - возмущаются
нездоровится – болеют
- Слова, которые без НЕ не употребляются, называют словами-исключениями. На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.
V. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Задачи: -обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу;
-обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
Работа в парах. /Приложение 3/
Игра «Ручеёк». На каждой парте лежит карточка с заданием (4 разных варианта)
- Выберите правильное окончание для каждой пословицы. Спишите получившуюся пословицу, раскрывая скобки, вставив пропущенные буквы. Затем первая пара переходит за четвёртую парту, вторая – за первую, третья – за вторую, четвёртая – за третью, пока каждая пара не окажется на своём месте.
СЛАЙД 11.
- Первая закончившая пара работает у интерактивной доски с объяснением.Режим ожидания.
Физминутка для глаз
/Приложение 4/
Строчки из стихотворения С. Михалкова «Чудесное слово» расположены по всему классу. Дети стоя следят за лазерной указкой учителя, одновременно делая физминутку и прочитывая строчки стихотворения.
Дружба!
Какое чудесное слово!
Кто не дружил,
Тот его не поймёт.
Честная дружба
На подвиг готова,
Дружбе конец,
если друг подведёт.
- Как пишется частица НЕ с глаголами? Какие встретились глаголы с частицей НЕ? Чтобы правильно написать частицу не с глаголом, что надо сначала сделать? (Задать вопрос, определить часть речи.)
VI. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Задачи: -выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий
- Послушайтестихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи», запомните слова, относящиеся к нашей теме. Запишите. Режим ожидания.
- Какие слова записали, как? (не может говорить, не смеются, не теряйся, не видать). Выделите все орфограммы.
- Как к особенности мальчика относятся одноклассники?
- Это стихотворение практически биографическое. В младенчестве по недосмотру няни Сережа перевернулся вместе с коляской. Травма стала причиной заикания. «– Как я сам относился к собственному заиканию? Робел ли? Смущался? Старался отмолчаться? Мне хотелось говорить, и я говорил, и товарищи мои действительно терпеливо ждали, когда я выскажусь до конца».
VII. Этап информации о домашнем задании.
Задача: -обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Чтобы ваши знания были прочнее, надо дома поупражняться. Задание будет по выбору: составить памятку. Возможно, это будет памятка для друзей, и вы её составите вместе с другом, или это будет памятка для друзей природы, памятка для друзей книг. Важно чтобы вы соблюли условие. Как вы думаете, какое? (использовать в своих памятках глаголы с частицей НЕ).
VIII. Этап подведения итогов урока.
Задача: -дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
- Какую учебную задачу мы перед собой ставили? Что вы запомнили с сегодняшнего урока?
- Кто считает, что с задачей урока справился? Молодцы, вы работали дружно, активно и слаженно.
IX. Этап рефлексии.
Задача: -инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
СЛАЙД 12. Гиперссылка на СЛАЙД 4.
- Выскажите своё мнение по тем позициям, которые вы отметили на своей «Пятёрочке».