Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Фото пользователя Людмила Васильевна Федотова
Submitted by Людмила Васильевна Федотова on пн, 06/01/2014 - 20:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Федотова Людмила Васильевна
Место работы, должность: 

МКОУ "Лицей №1", учитель начальных классов

Регион: 
Курганская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

ознакомление учащихся, с помощью средств мультимедиа,  с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник «Русский язык», 3 класс Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (2 часть),  Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981

Используемая методическая литература: 

1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2007. – 208. ( ОС  «Школа 2100». Серия  «Свободный ум»).

2. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л «Наука и школьная практика» №1,2008

3. Самарова Н.Н. «Формирование навыков работы с информацией как средство развития критического мышления младших школьников» Журнал «Начальная школа: +  до и после», 2010 №1

4.   Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. - 2000. - № 1.

Используемое оборудование: 

для учителя:учебник «Русский язык», 3 класс Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (2 часть), мультимедиа презентация, карточки со строчками из стихотворения С. В. Михалкова «Чудесное слово».
для учащихся:учебник «Русский язык», 3 класс Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (2 часть), рабочая тетрадь; карточки с глаголами прошедшего и настоящего времени у каждого учащегося; таблица З-ХЗ-У у каждого учащегося; Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.; карточки с пословицами на каждой парте.

Техническое обслуживание: интерактивная доска, мультимедийный  проектор, компьютер; возможность работы в сети-интернет
 

Используемые ЦОР: 

Прилагаемые медиаматериалы:мультимедиа презентация, анимационный ролик  «Мы едем, едем, едем…», слайд-шоу с аудио записью С. Михалков «Хорошие товарищи», ЦОР «НЕ и глаголы»

Краткое описание: 
<p>Наряду с обобщением изученного материала о глаголе, дети знакомятся с новым материалом о написании НЕ с глаголом. На уроке используются фронтальная, индивидуальная, парная, групповая формы работы. В течение занятия работают словесные, наглядные и практические, интерактивные, информационные, частично-поисковый, методы стимулирования интереса к учению, устного контроля и самоконтроля. Используются элементы ТРКМ.</p>

Разработка урока русского языка

 «Правописание частицы НЕ с глаголами», 3 класс

Предмет: русский язык.
Класс: 3.
Программа: «Школа 2100».
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Технология: проблемно-диалогического обучения; деятельностная.
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.
Методы:  словесные, наглядные и практические, интерактивные, информационные, частично-поисковый, методы стимулирования интереса к учению, устного контроля  и самоконтроля.
Цель урока: ознакомление учащихся, с помощью средств мультимедиа,  с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.
Задачи урока:
обучающие: расширение знаний детей  о служебных частях речи; ознакомление с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами, обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами,  побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся, развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы,
развивающие:развивать внимание и память учащихся, развивать умение слушать друг друга, развивать умение оценивать себя и своих одноклассников.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; воспитание культуры учебного труда, создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе, формирование дружеских отношений в классном коллективе; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык. Предоставить возможность учащимся вспомнить (познакомиться) творчество С.В.Михалкова.
Оборудование:
для учителя:учебник «Русский язык», 3 класс Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (2 часть), мультимедиа презентация, карточки со строчками из стихотворения С. В. Михалкова «Чудесное слово».
для учащихся:учебник «Русский язык», 3 класс Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (2 часть), рабочая тетрадь; карточки с глаголами прошедшего и настоящего времени у каждого учащегося; таблица З-ХЗ-У у каждого учащегося; Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.; карточки с пословицами на каждой парте.
Техническое обслуживание: интерактивная доска, мультимедийный  проектор, компьютер; возможность работы в сети-интернет
Прилагаемые медиаматериалы: мультимедиа презентация, анимационный ролик  «Мы едем, едем, едем…», слайд-шоу с аудио записью С. Михалков «Хорошие товарищи», ЦОР «НЕ и глаголы»

Использованная литература:

1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2007. – 208. ( ОС  «Школа 2100». Серия  «Свободный ум»).

2. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л «Наука и школьная практика» №1,2008

3. Самарова Н.Н. «Формирование навыков работы с информацией как средство развития критического мышления младших школьников» Журнал «Начальная школа: +  до и после», 2010 №1

4.   Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. - 2000. - № 1.

Ресурсы сети Интернет:

1. bookvoed.ru  рис МихалковС. Песенкадрузей. Стихи.

2.chitariki.livejournal.com рис. дядя Стёпа

3. doctorbormental.ru рис.  девочки  

4. festival.1september.ruТехнология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку. Еремеева Е.М.

5. http://illustrator.indians.ru/…рис.  праздник непослушания

6. knigomania.com рис. едем, едем

7. pochinki-detbi.ucoz.ru  фото С. Михалкова

8. poslovicyi.ruрис.  Друзья

9. youtube.com анимированный ролик «Мы едем,едем, едем…»

Ход урока.

1. Организационный этап.

Задачи: - организация вни­мания учащихся;    

                - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

 

 

СЛАЙД 1.

 

xСЛАЙД 2.

Учащиеся смотрят анимационный ролик и слушают песню С.В.Михалкова «Песенка друзей». Режим ожидания.

- Урок русского языка. Начали мы его с замечательной песни, знакомой с детства. А вы знаете, кто её автор  и  как она называется? (С. В. Михалков «Песенка друзей»)

СЛАЙД 3.

- Поэт, баснописец, автор двух гимнов Советского Союза и Российской Федерации. В этом году замечательному автору исполнилось бы 100 лет. Мы любим его книги и с удовольствием перечитываем, слушаем и поём песни, слова, которых написал Сергей Владимирович. Режим ожидания.

- Вот и сегодня мы начали урок с «Песенки друзей». Кого можно назвать друзьями?  (Люди, которые всегда рядом с тобой и в горе и в радости, они дорожат тобой, а ты дорожишь ими).

- Мне бы хотелось, что бы сегодня на уроке каждый из вас почувствовал поддержку и заботу друга, одноклассника. Если мы будем работать вместе, дружно, помогая, друг другу, то добьемся отличных  результатов.

- Итак, вперёд за знаниями!

II. Этап проверки выполнения домашнего задания.

Задачи:- выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности учащихся и определить причины их воз­никновения;

-  устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы .       

Приём групповой работы «Броуновское движение» [ 4  с. 25  ]

Проверка домашнего задания по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам».

На перемене каждому ребёнку на парту кладут карточку, на которой написано одно из слов. /Приложение 1/

_-  Прочитайте по цепочке слова, которые лежат у вас на партах. Встаньте и разделитесь на 2 группы, самостоятельно определив признак.

- Расскажите о словах вашей группы.

1группа – глаголы прошедшего времени; отвечают на вопросы что сделал? Что сделала? Что сделало?; имеют суффикс прошедшего времени л; изменяются по родам в единственном числе.

2 группа – глаголы настоящего времени, отвечают на вопросы что делает?; изменяются по числам.

- Где встречались с этими словами? (в домашнем задании) Кто так же разделил их на группы? Что необходимо было сделать, чтобы не ошибиться? (правильно задать вопросы)

Ш. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Задачи: - обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока

- актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

- Как вы думаете, сегодня мы продолжим работу, над какой темой? (глагол)

/Приложение 2/

Заполните таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Расскажите, что вы уже знаете о глаголе.

- Что вы хотите ещё узнать?

Подготовка к этапу рефлексии.

- На другой стороне вашего листочка обведите свою ладонь. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой нужно высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; указательный палец – мне было трудно (не понравилось); средний - для меня было недостаточно; безымянный – моё настроение; мизинец – мои предложения. Постарайтесь в течение урока обращать на эту «Пятёрочку» внимание и заполнять её. [ 2.с.25  ]

СЛАЙД 4.

 

СЛАЙД 5.

– Составьте пословицу. Как вы её понимаете?  (настоящая дружба навсегда)

- Спишите её. С какой проблемой  встретились? Режим ожидания.

- Как же правильно раскрыть скобки, НЕ написать слитно или раздельно?

 - Как вы думаете, чем является НЕ? (это служебная часть речи, т.к. к ней нельзя задать вопрос, она не является членом предложения, это частица)

- Что бы вы хотели узнать про частицу НЕ с глаголом? Допишите в таблицу. [3 с.10  ]

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Глагол - самостоятельная часть речи; обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Правописание глаголов

 

Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.

Для чего частица НЕ употребляется в речи?

 

Изменяются по числам. Они могут быть единственного и множественного числа.

Как  частица не пишется с глаголами?

 

- Давайте сформулируем тему и задачи нашего урока.

СЛАЙД 6.

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Задачи: - обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление учащимися изучаемого мате­риала:

-существенных признаков частицы НЕ;

-правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов.

x- содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению)

СЛАЙД 7.

- Прочитайте предложения. Что в них общего? Чем они отличаются? Почему изменился смысл предложения?

СЛАЙД 8. Гиперссылка на интернет-ресурс.

- Давайте соберём определение и запомним его. Работа с интерактивной доской. Режим ожидания.

- Допишите то, что вы узнали в свои таблицы.

СЛАЙД 9.     Режим ожидания.

-Прочитаем правило о правописании частицы НЕ с глаголами из учебника.

- Сколько частей в тексте?

- Первый вариант сформулируйте вопрос по 1 части текста для второго варианта. А второй вариант – для первого по 2 части. Ответьте на вопросы.

- Запишите в таблицу то, что вы узнали из правила. Озвучьте.

- Внесите изменения в записанную пословицу, если это необходимо.

Физминутка

- Я буду называть глаголы с НЕ и без НЕ. Если услышите глаголы с НЕ, приседаете два раза. Если назову глагол без НЕ, приседаете один раз. Запоминайте глаголы с НЕ.

Не обманывает, решал, неуч, помогать, не кричит, играть, не обзывает, уважать, не дразнит, неприятный, поверят, не бросит, бросить, не обижает, учиться.

Молодцы, не попались в «ловушку», задание касалось только глаголов.

- Запишите глаголы с НЕ, которые вы запомнили. Что их объединяет? Как написали глаголы с НЕ?

- Выполним упражнение 361. Прочитайте предложения. Какую роль в них играет частица НЕ? Выберите пословицы о дружбе. Объясните их смысл. Спишите их, обозначьте орфограмму пробел. [ 1.с.146   ]

- Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а перечёркивает то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

- А как вы думаете, всегда ли частица НЕ пишется с глаголами раздельно? Давайте узнаем.

СЛАЙД 10.

Работа в парах.

- Прочитайте пословицы, объясните друг другу как вы их понимаете. Спишите. Режим ожидания.

- Назовите глаголы, которые написаны слитно с частицей НЕ. Как можно узнать точное объяснение этих слов? (с помощью толкового  словаря)

- Работая в парах с Толковым словариком, найдите значения данных слов. Первый ряд негодовать, второй ряд – нездоровится, третий ряд – ненавидеть. Прочитайте.

- Как вы считаете, почему с этими глаголами частица НЕ написана слитно? Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? ( навидят, годуют, здоровится)

- Есть ли в русском языке такие слова? (навидят, годуют, здоровится – нет)

- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

- Давайте подберём  к глаголам  ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их. Работа на доске.

        Ненавидят - презирают, не любят

        негодуют - возмущаются

        нездоровится – болеют

- Слова, которые без НЕ не употребляются,  называют словами-исключениями. На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

V. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Задачи: - обеспечить за­крепление в памяти учащихся знаний и спо­собов действий, ко­торые им необхо­димы для самостоя­тельной работы по новому материалу;

-обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

Работа в парах. /Приложение 3/

Игра «Ручеёк». На каждой парте лежит карточка с заданием (4 разных варианта)

- Выберите правильное окончание для каждой пословицы. Спишите получившуюся пословицу, раскрывая скобки, вставив пропущенные буквы. Затем первая пара переходит за четвёртую парту, вторая – за первую, третья – за вторую, четвёртая – за третью, пока каждая пара не окажется на своём месте.

СЛАЙД 11.

- Первая закончившая пара работает у интерактивной доски с объяснением.Режим ожидания.

Физминутка для глаз

/Приложение 4/

Строчки из стихотворения С. Михалкова «Чудесное слово» расположены по всему классу. Дети стоя следят за лазерной указкой учителя, одновременно делая физминутку и прочитывая строчки стихотворения.

Дружба!

Какое чудесное слово!

Кто не дружил,

Тот его не поймёт.

Честная дружба

На подвиг готова,

Дружбе конец,

если друг подведёт.

- Как пишется частица НЕ с глаголами? Какие встретились глаголы с частицей НЕ? Чтобы правильно написать частицу не с глаголом, что надо сначала сделать? (Задать вопрос, определить часть речи.)

VI. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Задачи: - выявление каче­ства и уровня усвое­ния учащимися знаний и способов действий

СЛАЙД 12. Учащиеся смотрят слайд-шоу и слушают стихотворение С.В.Михалкова «Хорошие товарищи».

- Послушайтестихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи», запомните  слова, относящиеся к нашей теме. Запишите. Режим ожидания.

- Какие слова записали, как? (не может говорить, не смеются, не теряйся, не видать). Выделите все орфограммы.

-   Как к особенности мальчика относятся одноклассники?

- Это стихотворение практически биографическое. В младенчестве по недосмотру няни Сережа перевернулся вместе с коляской. Травма стала причиной заикания. «– Как я сам относился к собственному заиканию? Робел ли? Смущался? Старался отмолчаться? Мне хотелось говорить, и я говорил, и товарищи мои действительно терпеливо ждали, когда я выскажусь до конца».

VII. Этап информации о домашнем задании.

Задача: - обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания.

- Чтобы ваши знания были прочнее, надо дома поупражняться. Задание будет по выбору: составить памятку. Возможно, это будет памятка для друзей, и вы её составите вместе с другом, или это будет памятка для друзей природы, памятка для друзей книг. Важно чтобы вы соблюли условие. Как вы думаете, какое? (использовать в своих памятках глаголы с частицей НЕ).

 

VIII. Этап подведения итогов урока.

Задача: -дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Какую учебную задачу мы перед собой ставили? Что вы запомнили с сегодняшнего урока?

- Кто считает, что с  задачей урока справился? Молодцы, вы работали дружно, активно и слаженно.

 

IX. Этап рефлексии.

Задача: - инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию учащихся по поводу своего психолого-эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками;

- обеспечить усвоение учащимися принципов само­регуляции и сотрудни­чества.

СЛАЙД 12. Гиперссылка на СЛАЙД 4.

- Выскажите своё мнение по тем позициям, которые вы отметили на своей «Пятёрочке».

- Делят радость, делят горе верные друзья.

Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.

И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,

“Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой!

Спасибо за работу! Успехов в учёбе!

 

Прикрепленный файл Size
Федотова Людмила Васильевна учитель начальных классов 3 класс А.rar 9.88 MB
Сценарий урока Федотовой Людмилы Васильевны.doc 555.5 KB
Пояснительная записка к мультимедийному продукту Федотовой Л.В..doc 8.07 MB
Мы едем едем едем.mp4 7.68 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн