Диспут на экологическую тему "Тайны марийских лесов"
Submitted by Любовь Витальевна Жданова on чт, 19/12/2013 - 18:10
Внеклассное мероприятие для 6 класса на экологическую тему
Диспут “Тайны марийских лесов»
Цель:Используя шесть разных способов мышления всесторонне проанализировать сюжет марийской народной сказки «Комино» и проблемную ситуацию, лежащую в её основе, сформировать отношение к ней.
Задачи:
Обучающая: формирование умений и навыков анализа текста.
Развивающая: развитие разных способов мышления, совершенствование навыка критического осмысления текста.
Воспитательная:воспитывать любовь к природе, бережного отношения к окружающему миру.
Формируемые УУД:
Познавательные: развитие умения планировать свои действия, развитие разных видов мышления
Педагогическая технология: технология развития мышления по методу Эдварда Де Боно «Шесть шляп мышления».
Форма организации: работа малых групп.
Методы и приемы: частично-поисковый метод, метод создания опорных схем, прием «Создание проблемной ситуации», прием «Мозговой штурм», прием «Ключевое слово»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Индуктор.
- Звуковой фрагмент (шум леса).
Обучающиеся называют слова ассоциации; называют, что они представили.
-А так ли все благополучно на самом деле? Какие проблемы, связанные с лесом в настоящее время, вы можете назвать? (Ответы детей).
Учитель: Действительно, в настоящее время немало экологических проблем, связанных с лесом, поэтому есть, что нам обсудить. Предлагаю сегодняшнее занятие провести в форме диспута на тему «Тайны марийских лесов».
-А что такое диспут? (Диспут –публичный спор на какую-нибудь общественно важную тему).
С глубокой древности человек осознавал себя частью природы и часто обожествлял ее. По верованиям многих народов, все в природе было живым: ветер, дерево, дождь, небо, солнце и т. п. В древности не было таких понятий, как «экология» и «охрана природы», но люди понимали, что живут благодаря природе, за счет жизни растений и животных. Поэтому и наши предки, марийцы, как и многие другие народы бережно относились к природе. По древним законам нельзя было нарушать законы природы: по законам охотников и рыболовов люди старались не добывать самок с детенышами, рыбную мелочь. Особенно строго этот запрет соблюдался тогда, когда животные вынашивали и выкармливали потомство. Такие представления отражались и в народном творчестве марийцев. Например, это хорошо видно в марийской сказке «Комино». Мы сегодня ознакомимся с этой сказкой и попробуем проанализировать её.
IV. Основная часть.
1. Деление на группы.
Учитель: Для анализа сказки мы будем использовать групповой вид деятельности. Для этого надо разделиться на группы. Каждый выбирает понравившийся цвет и садится за определенный стол.
2. Постановка детьми цели своей деятельности в группах по анализу сказки согласно выбранному цвету. Каждой группе предлагается ссылка Интернет для того, чтобы обучающиеся сами определили тот вид деятельности, которым будут заниматься согласно методу Э.Де Боно (http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0003/ . Белая –содержание, черная- осторожность, негатив, желтая –позитив, красная –чувства, зеленая-креатив, синяя – модератор, вывод) . Каждая группа определяет ключевое слово своего цвета, записывает ни интерактивной доске.
3. Просмотр видеофрагмента из марийской народной сказки «Комино».
После просмотра видеофрагмента дети составляют в группах вопросы по сказке согласно их типу и функции мышления. Затем сравнивают с вопросами, данными учителем. В групповой форме обсуждают вопросы, определяют ключевые слова, дополняют опорный конспект на интерактивной доске.
1). Белая шляпа ( содержание сказки).
- Какие события произошли в этой сказке? Назовите имена героев. Перескажите сюжетную линию произведения.
2). Черная шляпа (негатив сказки).
- Что плохого, трагичного для героев сказки произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?
3). Желтая шляпа (позитив).
- Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с героем сказки? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.
4). Красная шляпа (чувства).
- Какие чувства испытывали вы, читая и наблюдая за эпизодами сказки. Аргументируйте.
5). Зеленая шляпа ( креатив).
- Как, по-вашему, следовало бы поступить Сайгелде. Аргументируйте свой ответ.
6). Синяя шляпа ( модератор - вывод).
- Виноват ли герои произведения? И если да, то в чем? Аргументируйте свой ответ.
4.Выступлениепредставителей каждой группы.Обсуждение ответов детей. Определение ключевых слов, дополнение опорного конспекта. (Учащиеся других групп могут после выступления задавать вопросы, делать добавления).
5. Слово учителя по произведению.
В древности люди старались не нарушать законов природы. Все что было от природы- они считали святым и делали все, чтобы сохранить это природное богатство. Также люди жили в мире и согласии. Но в сказке мы видим охотника Сайгелде, который нарушив клятву племени, делает зло окружающей природе. Но его зло не остается безнаказанно – он сам, запутавшись в собственной веревке, как мешок, беспомощно повис на дереве. Только оказавшись в такой ситуации, перед смертью, он понимает свою вину, понимает, что он поступил неправильно. Мы узнаем, что Сайгелде спасает речная выдра Комино и что после этого случая Сайгелде стал добрым и чутким человеком.
6. Прием «Мозговой штурм» . Групповая работа «Соблюдаются ли сегодня заповеди народа мари?». Защита работ групп.
V. Рефлексия.
Обучающимся предлагается собрать Цветок добра, каждая группа представляет лепесток со своим пожеланием «Как люди должны вести себя в лесу».