Submitted by Галина Викторовна Ермоленкова on Tue, 17/12/2013 - 09:08
МОУ-СОШ с. Павловка Марксовского р-на учитель технологии Пушкина Е.В.
Характеристика 5 класса
В пятом классе всего 15 уч-ся, из них 9 девочек и 6 мальчиков. Уровень подготовленности всего класса средний, но 3 уч-ся имеют низкий уровень (школьники из неблагополучных семей). Ученики умеют объективно оценивать результаты труда по критериям, получают удовольствие от работы. Микроклимат в классе доброжелателен. Школьники физически развиты и любопытны. Уч-ся затрудняются в разработке плана работы и им необходима помощь учителя.
Предмет, класс: Технология- 5 класс
Раздел– Создание изделий из текстильных материалов.
№ ,Тема урока- №1 «Технология изготовления ткани»
Цели: Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны тканей.
Задачи:- Познакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей: прядением, ткачеством, отделкой. -
-проинформировать о профессиях прядильщик и ткач;
- научить определять в ткани направление долевой нити;
- научить определять лицевую сторону ткани;
- воспитывать аккуратность и точность в работе.
Тип урока:комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний)
Форма обучения: фронтальные, индивидуальные, парные
Методы обучения :проблемное изложение, объяснительно – иллюстративный: рассказ, беседа; лабораторно – практическая работа.
Наглядные пособия:компьютер, презентация, учебник Н.В. Синица, П.С. Самородский – Технология 5 кл, универсальная линия, раздаточный материал (образцы тканей), отчёт в форме таблицы.
Место проведения: класс
Ход урока:
1. Организационная часть.
2. Актуализация прежних знаний
3. Изучение новых понятий и способов деятельности
4. Учебно – тренировочная часть
5. Заключительная часть.
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. – Пушкина Елена Владимировна
Образовательное учреждение – МОУ-СОШ с. Павловка Марксовского района Саратовской области
Класс – 5 ( универсальная линия)
Тема: «Технология изготовления ткани»
№ п/п
Этап урока
Частная задача этапа
Планируемые результаты
Средства, методы обучения и воспита-
ния, формы органи-
зации учебной дея-
тельност, методы и формы организации контроля, способы оценивания
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
предметные
УУД
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Организации-
оная часть.
Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Понимание и определение цели урока
Личностные (эмоциональный настрой на урок)
Познавательные (активное слушание, выдвижение предположений о теме урока)
коммуникатив-
ные (слушание собеседника, построение понятных для собеседника высказываний)
Беседа, проблемное изложение – рассказывает проблему в новой ситуации, м-д воспитания: словом, фронтальная, м-д контроля – устный опрос по вопросам
- приветствие
- проверка явки учащихся
- проверка готов-ности уч-ся к уроку
- настрой на работу
- дает определения понятий, задает наводящие вопросы,
- слушают учителя,
- фиксируют проблему,
-принимают и сохраняют учебную цель и задачу
- отвечают на вопросы
2.
Актуализация прежних знаний
Закрепить полученные знания.
Подготовить уч-ся к изучению новой темы
Понимают, что такое волокно, ткань
Личностные (активизация имевших ранее знаний)
Коммуникативные (сотрудничество с учителем, уч-ся)
Познавательные (формировать умение извлекать информацию из тестов, иллюстраций)
Беседа, м-д воспитания: словом, фронтальная, м-д контроля – устный опрос по вопросам
Задает вопросы для повторения, контролирует правильность ответов: правильный ответ – 1 балл
-ставит проблемный вопрос: Как же из отдельных волокон сделать ткань?
Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение; самооценка
3
Изучение новых понятий и способов деятельности
Формирование знаний о прядильном и ткацком производстве, ткацких переплетениях
Знают схемы видов ткацких переплетений, знают информацию о профессиях прядильщик и ткач
Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации),
Познавательные (поиск и усвоение информации),
Метапредметные умение пользоваться литературой)
бесседа, м-ды контроля (тестирование),
Средства – презентация, виды ткацких переплетений.
Рассказ, беседа о этапах получение ткани, отделки ткани. Показывает презентацию, проводит опрос.
М-д контроля – практическая работа, форма обучения – индивидуальная, м-ды воспитания – чувства ответственности, м-ды контроля – педагогическое наблюдение
Знакомит с критериями
Показывает приемы работы, знакомит с последовательностью технологии выполнения работы, организовывает самоконтроль и осуществляет его только в соответствии с критериями,
Осуществляет самоконтроль, работают индивидуально, осознают последователь-ность приемов, выполнения требований к ним. Выполняют лабораторную работу, делают выводы. Самоконтроль по критериям.
6
Заключительная часть:
- уборка рабочего места,
- рефлексия,
- домашнее задание.
Фиксация нового содержания, изученного на уроке
Анализ работы на уроке
Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли),
Познавательные (рефлексия)
Форма обучения – индивидуальное, м-ды контроля - тестирование
М-ды воспитания общением.
Организует рефлексию.
Предлагает закончить предложения…
обобщение и систематизация знаний, выражают свои эмоции по поводу урока
Ход урока по технологии в 5 классе на тему:«Технология изготовления ткани»:
1. Организационная часть.
1.Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Актуализация прежних знаний.
В начальной школе вы знакомились с производством ткани. Рассмотрим коллекции тканей и волокон на столах и попробуем определить из чего они состоят. Вопросы:
1. Из чего состоит ткань? – из нитей.
2. Из чего состоят нити? – из тонких волокон
3. А как получить волокна? – дети вспоминают, что в деревне бабушки получают волокно? – с овец и вяжут носки, свитера и т.д.
Учитель ставит проблемный вопрос: Как же из отдельных волокон сделать ткань?
3. Изучение новых понятий и способов деятельности.
Вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Ответ: Нет!
А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.
Каждый из вас носит в школе, дома, на улице различную одежду. - Как вы думаете из чего она сшита? Конечно из ткани. - А ткани все одинаковые? Ткани разные: гладкие, ворсистые, плотные и тонкие, цветные и однотонные.
- Для чего еще человек применяет ткани, кроме пошива одежды? Для пошива белья, обивки мягкой мебели, для изготовления парашютов, палаток, зонтов, игрушек и т. д.
В начальной школе вы уже работали с тканью и некоторые сведения о тканях уже получили. В этом году вам предстоит выполнить пошив швейного изделия – фартук. Но чтобы сшить любое изделие, надо правильно выбрать ткань, узнать ее свойства.
Поэтому чтобы приступить к изготовлению швейного изделия надо познакомиться с технологиями изготовления ткани или основами материаловедения. Тема нашего урока: «Технология изготовления ткани» ( тему записывают в тетради ) На уроке мы познакомимся с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей, со строением и свойствами тканей. Научимся определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны тканей.
Как вы думаете - Всегда ли существовала ткань?
Первой одеждой человека были листья, трава, шкуры убитых животных. Такая одежда была неудобна, быстро загрязнялась. Постепенно человек развивался, занимался разными видами деятельности и научился изготавливать ткани.
Работа в тетради: записываем определение волокна. Волокно – это очень прочные, тонкие, гибкие нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.
А сейчас я на доске, а вы в тетради попробуем составить схему: « Классификация текстильных волокон»
Текстильные волокна
Натуральные Химические
Растительные Животные Минеральные
Хлопок Лен Шелк Шерсть Асбест
В 5 классе мы подробно изучаем о волокнах льна и хлопка. Показ презентации с объяснением.
Скажите, а как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?
Ответ:Волокна, которые получают из растений.
Правильно! А известны ли вам такие растения?
(если ученики называют растения, то учитель записывает их на доске и дополняет своими)
Хлопок
Лен
Крапива
Конопля
Джут
Кенаф
Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.
А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.
Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются волокна хлопчатника (показ волокон и растения). Хлопчатник – это теплолюбивое кустарниковое растение высотой около 1м. Выращивают в Узбекистане, Казахстане. Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волоски называются волокнами хлопка. Хлопок называли « белое золото». Волокна хлопка имеют различную длину – от 6 до 50 мм. Волокна хлопка имеют определенные свойства. Природный цвет хлопка – белый, кремовый, но встречаются и другие . Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Способность волокон поглощать влагу из окружающей среды называется гигроскопичность. У хлопка она высокая. На ощупь волокна мягкие, тепловатые. Хлопок применяется в производстве тканей, трикотажных изделий, ниток. Шьют из него постельное белье, халаты, фартуки. Хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, бязь, фланель, батист, вельвет( показ тканей) прочны, гигиеничны, легки, имеют длительный срок службы. Удобны в носке, легко стираются и утюжатся.
Для льняных тканей сырьем являются волокна льна (показ волокон и растения). Лен – это однолетнее растение до 1м, дающее волокно из стебля. Лен выращивают в Ивановской, Костромская, Вологодская и других областях. Лен называли русским шелком. В каждом стебле 300 – 600 волокон. Длина волокна 35 -90 мм. Использую чаще сорт лен – долгунец. Лен обладает характерным блеском, т.к. его волокна имеют гладкую поверхность. Гигроскопичность льняного волокна больше чем хлопкового. На ощупь волокна льна прохладные, жесткие. Используют для производства летних костюмно – плательных тканей. Шьют постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки. Льняные ткани имеют гладкую поверхность, прочные, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, быстро впитывают и испаряют влагу, легко отстирываются. Лен переносит больший нагрев утюга, чем хлопок.
А теперь вернемся к вопросу - Как же из отдельных волокон сделать ткань?
Необходимо волокна соединить в пряжу( в нити), а из нитей изготовить ткань. Процесс получения ткани можно представить в виде схемы: волокно – пряжа – ткань.
Пряжа - это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем скручивания. Производство пряжи – сложный процесс. Волокна разрыхляют и очищают от примесей, перемешивают, прочесывают и формируют в ленту. Ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить была прочной. На протяжении тысячелетий единственным орудием прядильщицы веретено и прялка. После изобрели самопрялку. Позднее изобрели прядильную машину. Сейчас прядение происходит на прядильных фабриках, пряжу наматывают на большие шпули. На прядильных фабриках работают люди различных профессий – прядильщицы, ровничницы, чесальщицы и т. д.
Прядение - это процесс, в результате которого из волокна получают пряжу. Ткачество – это процесс получения ткани из пряжи.( записывают в тетради)
Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ручной ткацкий станок был изобретен очень давно и применялся до 17 века. Позднее был изобретен механический ткацкий станок. Ткань снятую с ткацкого станка ( суровая) подвергают отделке: удаляют кончики волокон, отбеливают, красят( опускают в краситель) или печатают( наносят рисунок). ( показ иллюстраций ). Ткань прошедшую отделку называют готовой. Ткацкое переплетение - это переплетение нитей основы и утка. Основой - называют нити, идущие вдоль ткани. Уток- это поперечные нити в ткани. ( записывают в тетради)
Нити основы длинные, тонкие, менее растяжимые и более прочные. Нити утка менее прочные , более толстые, короткие. Нити утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачиваются обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани. Существуют разные переплетения нитей в тканях. Самый распространенный вид переплетения – полотняное. В нем уточные и основные нити чередуются через одну. (показ иллюстраций и ткани).
.Лабораторно-практическая работа «Определение направления долевой нити в ткани» ( стр. 103 учебника)
Критерии оценки работы:
За правильный определение долевой нити на лоскутке без кромки – 1 балл, за неправильное – 0 баллов.
Порядок выполнения работы:
Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку).
Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.
Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?
Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?
Какая нить тянется больше, а какая меньше?
Все ответы запишите в таблицу.
Нить
Вдоль или
Поперек ткани
Толстая или
Тонкая
Гладкая или
пушистая
Ровная или
извитая
Тянется больше или меньше
Основа
Уток
(под таблицей приклеивают образцы)
Проверяют здесь же и оценивают по критерию.
Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно.
Есть три способа определения нити основы:
А) по кромке
Б) по растяжению
В) по звуку
(учитель показывает на образцах, записывают в тетрадь)
А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами.
(образцы ткани размером 20*20 без кромки)
И еще один маленький вопрос мы должны решить.
(Учитель показывает подготовленную заранее коллекцию образцов, прикрепленных разными сторонами наружу)
Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?
(Учащиеся должны ответить, что часть лоскутов прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной)
Как определить лицевую сторону? (учащиеся сами пробуют ответить. Учитель только направляет их ответы)
Лабораторно-практическая работа «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» ( стр. 104 учебника)
Критерии оценки работы:
· Лицевая и изнаночная стороны набивной ткани определены и приклеены верно – 1 балл;
· Лицевая и изнаночная стороны гладкокрашенной ткани определены и приклеены верно – 1 балл;
· Образцы ткани в коллекции одинакового размера, вырезаны ровно – 1 балл;
· Образцы ткани в коллекции приклеены аккуратно – 1 балл
Вывод: запись в тетради:
Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.
Учащиеся проводят cамоконтроль по критериям.
Ну, вот и все. Мы справились с целью сегодняшнего урока. Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете растения, из которых получают ткань. Для вас теперь не будут незнакомыми слова «основа», «уток», «кромка». На следующем занятии мы продолжим знакомство с тканями.
(Учитель и учащиеся оценивают работу учеников).
Уборка рабочего места.
Рефлексия учебной деятельности.
Учитель просит детей оценить деятельность на уроке Слайд.
На экране – рефлексия учебной деятельности, дополните предложения:
1. Сегодня я узнала … Было интересно … Теперь я могу…
2. Я научилась… Урок дал мне для жизни
Постановка домашнего задания: Во время просмотра презентации, я обращала ваше внимание на то, что ткань получают путем переплетения ниток. Наиболее простой способ переплетении – полотняное. Дома вы сделаете образец такого переплетения. Это не сложно сделать из бумаги.
(учитель показывает этапы выполнения). Ваша задача сделать переплетение более разноцветным с использованием полосок бумаги более тонких.
Это будет ваше творческое задание. Задание по выбору: Подготовить сообщение о волокнах растительного происхождения: кенаф, джут, бамбук, сизаль