Тема четверти: «Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки».
Тема урока: «Традиции и новаторство в творчестве С.С. Прокофьева»
Цель: показать, в чем заключалось новаторство музыки С.С. Прокофьева и какова связь с традициями; обобщить темы года.
Музыкальный материал: «Танец рыцарей», «Джульетта-девочка», «Ромео и Джульетта перед разлукой» - фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева;, песни по желанию ребят.
Цифровой образовательный ресурс из федеральной коллекции: Прокофьев С.С.
Ход урока:
«Классик есть смельчак, от-
крывший новые законы, принятые
затем его последователями».
С.С. Прокофьев
1.Рассказ учителя о С.С. Прокофьеве и его новаторстве в музыке.
На доске портрет С.С. Прокофьева (1891 – 1953).
– Вспомните известные вам произведения С.С. Прокофьева. В каких из них вы могли бы найти черты сказочные, лирические, юмористические, эпические?
Свой творческий путь в русской мировой музыке Сергей Сергеевич Прокофьев начал как дерзкий ниспровергатель традиционной музыки. С его концертов возмущенная публика спешно уходила, многие его произведения не понимались и не принимались даже артистами, коллегами-музыкантами. А через два-три десятилетия он был признан классиком современной музыки, гениальным новатором, открывателем новых законов в искусстве. Созревший и окрепший в творчестве, новый прокофьевский стиль явился замечательным сплавом классических традиций и новейшей музыки. Он вдохнул новую, современную жизнь в старинные жанры оперы и балета и был не сразу понят современниками. Но Прокофьев никогда не отступал и умел бороться за свои творческие убеждения.
Мастерство Прокофьева достигло подлинной зрелости к тому времени, когда он в 1933г. возвратился на родину после долгих странствий. Нет ни одного жанра музыки, в котором он не работал. Новаторство композитора заключается в особой энергии движения и ритма XX в. «Порой это – пульсация космоса, человеческого сердца или машины, порой – настойчиво-упрямое сопровождение первобытной пляски или манерного гавота…» Но интонации проникнуты русским национальным характером. Музыка С.С. Прокофьева продолжает развивать методы, введенные в мировое искусство М.П. Мусоргским.
Прямым свидетельством этой традиции является следующее:
Ø Обогащение вокальной выразительности за счет широкого использования декламационности, гибкого преобразования речевых интонаций;
Ø Отказ от стихотворного либретто, замена его свободным прозаическим текстом;
Ø Мастерство в создании музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью;
Ø Использование богатств человеческого голоса в опере, песне, оратории.
Новаторство композитора заключено в строгой логике, четкой структуре, резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, т.е. то, что сейчас является характерным современной музыке.
Прокофьев – композитор разносторонний. Его лирика, вдохновленная, глубокая, но вместе с тем внутренне сдержанная и кристально чистая. Его юмор насыщен тончайшими переходами от легкой иронии до злого сарказма и ядовитой сатиры. Его эпические произведения, по сути дела, - монументальный народный эпос.
Страсть Прокофьева к театру проявилась очень рано и сохранилась на всю жизнь. Первым его крупным музыкальным сочинением была детская опера «Великан», написанная в десятилетнем возрасте, а самым последним сочинением, над которым он работал в день смерти, - балет «Сказ о каменном цветке». Лучшие его произведения – и не только для театра, но даже симфонические и фортепианные – отличаются театральной выпуклостью образов, конкретностью их музыкальных характеристик. В этом он стал вровень с Шекспиром, не побоявшись взяться за балет на сюжет его бессмертной лирической трагедии «Ромео и Джульетта». А ведь к тому времени на этот сюжет было уже написано в разных странах 14 опер, 2 симфонических произведения и дуэт для сопрано и тенора с фортепиано.
Сергей Сергеевич говорил о себе: «Кардинальным достоинством… моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…» И ему удалось найти такие яркие и смелые выразительные краски, которые вскоре сделали его балет «Ромео и Джульетта» бессмертным, одним из самых популярных классических произведений современности.
2.Знакомство с балетом С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
– Но путь его к сердцам зрителей и слушателей был непрост. Музыка многим казалась совершенно неприемлемой для балета, настолько она была нова и нетрадиционна. Большой театр, заказавший балет Прокофьеву, в 1936 году отказался его ставить. Премьера спектакля состоялась в 1938 году в Чехословакии. Лишь после того как композитор сделал симфоническую сюиту из отдельных номеров балета, им заинтересовался Ленинградский театр, на сцене которого он и был поставлен в 1940 году. Первой исполнительницей роли Джульетты была замечательная русская балерина Галина Уланова. Она вспоминала, как в начале репетиций артисты были обескуражены «сложностью» и «непластичностью» музыки Прокофьева и даже острили по этому поводу – «нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Но вскоре она всецело покорила как исполнителей, так и слушателей. И оказалась совсем не сложной. Ибо Прокофьев был прав: «Простота в искусстве должна быть не старой простотой, а новой простотой».
Слушание «Танца рыцарей».
– Определите характер музыки. Музыка ближе по духу времени Прокофьеву или Шекспиру?
– Сравните темы «вражды» и «Джульетты» в музыке танца. В чем их отличие?
– «Танец рыцарей» звучит на балу в доме Капулетти. Сколько контрастных эпизодов? Определите форму построения танца.
Звучит «Ромео и Джульетта перед разлукой».
– Сравните музыку С. Прокофьева со сценой прощания, описанной Шекспиром. Если бы вы были композиторами, какие мелодии-образы сочинили бы для этой сцены?
– В каком произведении русской музыки воплощена трагедия «Ромео и Джульетты» до Прокофьева?
– Почему тема любви бессмертна в различных видах искусства?
Любовь – это жизнь…
… Любить – это сердце всего.
В. Маяковский
Строго следуя развитию шекспировской трагедии, музыка Прокофьева настолько конкретна, что подчас запечатлевает отдельные действия и даже жесты персонажей, появление которых мы сразу же узнаем по характеру для каждого интонациям – лейттемам, сопровождающими их всюду. «Ромео и Джульетта» - один из высших образцов симфонического балета, в котором контрастные образы развиваются, взаимодействуют, вступают в борьбу.
Вместе с бессмертной трагедией В. Шекспира музыка С. Прокофьева звучит гимном любви и завершается духовной победой Ромео и Джульетты над миром зла, над родовой враждой семейств Монтекки и Капулетти.
Вывод:
«Восторженный певец жизни, солнца и молодости, он дал людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостает», - сказал о С. Прокофьеве Д. Кабалевский. И не случайно его часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М Сарьяном в живописи – так много в музыке Прокофьева солнца, света, ярких красок.
3.Обобщение тем.
Вопросы для беседы:
1) Какое искусство мы называем современным? Объясните смысл высказывания Ромена Ролана: «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи».
2) Какая музыка нужна современному человеку?
3) Музыку, какого композитора вы цените больше всего? Чем она вас привлекает?
4) Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками? Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?
5) Ф. Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли». Как вы понимаете это высказывание? Приведите примеры из своей жизни.
4.Итог урока.
– Ребята, мы сегодня завершаем курс школьных занятий музыкой. Мне хотелось бы, чтобы вы и дальше стремились расширять свой музыкальный кругозор, чтобы интерес и любовь к музыке не угасли, а напротив, развились и далее. Хочется быть уверенной в том, что рядом с вами будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Я думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.
Данный урок - это урок повторения и освоения новых знаний по указанной теме. В нём учителем акцентировались основные особенности стиля композитора, давалась информация о истории создания балета "Ромео и Джульетта",происходило знакомство с музыкально-тематическим материалом, был произведён сравнительный анализ тем, дана возможность учащимся самим сформировать мелодии-образы для соответствующей сцены.
На уроке использовались фронтальные и индивидуальные формы работы. Учитель использовал на уроке различные методы обучения, такие,как словесный. сравнения, проблемной ситуации, обобщения, наглядности, использования ТСО.
Данный конспект урока может быть полезен учителям -предметникам в урочной деятельности. Он выстроен методически грамотно; предполагает активное взаимодействие учителя и учащихся; располагает большим количеством музыкально-тематического матнриала.
На: Традиции и новаторство в творчестве С.С. Прокофьева
Данный урок - это урок повторения и освоения новых знаний по указанной теме. В нём учителем акцентировались основные особенности стиля композитора, давалась информация о истории создания балета "Ромео и Джульетта",происходило знакомство с музыкально-тематическим материалом, был произведён сравнительный анализ тем, дана возможность учащимся самим сформировать мелодии-образы для соответствующей сцены.
На уроке использовались фронтальные и индивидуальные формы работы. Учитель использовал на уроке различные методы обучения, такие,как словесный. сравнения, проблемной ситуации, обобщения, наглядности, использования ТСО.
Данный конспект урока может быть полезен учителям -предметникам в урочной деятельности. Он выстроен методически грамотно; предполагает активное взаимодействие учителя и учащихся; располагает большим количеством музыкально-тематического матнриала.
Успехов автору!