Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Бытовая сказка «Солдатская шинель» (с использованием технологии музейной педагогики)

Submitted by Лидия Антоновна Мухамеджанова on Sat, 07/12/2013 - 18:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мухамеджанова Лидия Антоновна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы, руководитель школьного музея МОУ СОШ с. Мунино Фёдоровского района Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

- деятельностные: развивать умения структурировать знания, осуществлять анализ, сравнение, синтез, поиск и выделение необходимой информации ,строить логическую цепь рассуждения, монологическое высказывание.

-содержательные: сформировать учебные умения по построению нового понятия «бытовая сказка», осуществлять смысловое чтение, выделять существенную информацию и признаки на основе сравнения, рассуждения и исследования объекта  

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

1. Сказки "Солдат и сало", "Солдат и чёрт",  "Солдатская шинель".

2. Стихотворение "Верная спутница войны"

3. Фото из школьного музея участника войны с. Мунино Семёнова И.Ф.
4. Солдатская шинель (экспонат школьного музея).
Краткое описание: 
Технологическая карта урока открытия нового знания в 5 классе по литературе по теме "Бытовая сказка «Солдатская шинель» (с использованием технологии музейной педагогики). УМК: Коровина В.Я. Класс: 5 Технология построения урока: проблемно - диалогическая

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Мунино Фёдоровского района Саратовской области

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Бытовая сказка «Солдатская шинель» (с использованием технологии музейной педагогики)

УМК: Коровина В.Я.

Класс: 5

Технология построения урока: проблемно - диалогическая

Цели:

- деятельностные: развивать умения структурировать знания, осуществлять анализ, сравнение, синтез, поиск и выделение необходимой информации ,строить логическую цепь рассуждения, монологическое высказывание.

-содержательные: сформировать учебные умения по построению нового понятия «бытовая сказка», осуществлять смысловое чтение, выделять существенную информацию и признаки на основе сравнения, рассуждения и исследования объекта 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

 

 

Организует проблемную ситуацию: Всегда ли мы можем определить, что перед нами сказка? Какой общий корень у слов «сказка» и «рассказ»? Чем они отличаются? Что является предметом торга в сказке «Солдатская шинель»?

  Предлагает правильно произнести слово  шинель. Где вы её видели? Предлагает посетить музей.

 

Восстанавливают прежние знания через совместное обсуждение проблемной ситуации. Ведут совместный диалог с учителем и приводят аргументы. Формируют интерес к новому материалу и способам решения частной задачи.

П6,П8,Р1,Р2,

Л4,П18,Л8

2) Этапактуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

 

 

Проверяет домашнее задание. Как вы определили, что это бытовая сказка?  О чём эта сказка? Кратко перескажите.   Попробуйте сформулировать тему урока. Чем отличается волшебная сказка от бытовой? Каковы её особенности? Какой предмет вы хотели бы увидеть в музее?

Обобщают знания по проблеме урока: Что такое бытовая сказка? Называют признаки волшебной сказки: зачин, концовка, повторы,  постоянные эпитеты. Пересказывают кратко сказку. Формулируют тему урока: «Особенности бытовой сказки», «Что  такое бытовая сказка».Развивают умения понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию в устной форме, строят монологическую речь. Выделяют существенную информацию из текста.

П13,Л9,П1,К4.

Р2,Л5

3) Этап выявления места и причины затруднения.

 

 

 

Предлагает материал для исследования на основе сравнения. Работают с концептуальной таблицей «Жизнь солдата и жизнь барина» Каково отношение автора к солдату, к барину? На чьей стороне симпатии? Почему?

Извлекают нужную информацию из текста и заполняют таблицу, внимательно читают, осмысливают текст, формируют эстетические чувства на основе знакомства с произведением устного народного творчества.

П7,П8,П19,

Р1,Р3

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

 

 

Организует модель ситуации наблюдения, работы с текстом, определением, признаками жанра. Чем окрашен сюжет сказки? Чем отличается от волшебной? Что вас заинтересовало в тексте?

Выражают личное отношение к героям. Дают нравственную оценку поступкам. Вспоминают определение волшебной сказки. Формулируют самостоятельно определение бытовой сказки. Выясняют в данной сказке особенности: герои, ситуация, концовка

К8, Р3

5) Этап реализации построенного проекта.

 

 

Организует фиксацию нового способа решения проблемы, обсуждения возможности применения знаний, способа действий во внешней речи: На что похожа концовка? Предлагает прочитать и пронаблюдать построение пословиц:Красна птица перьями , а человек- учением. Корень учения горек, а плод - сладок. Ученье - свет, а неученье – тьма. Предлагает составить концептуальную таблицу на основе исследования «Пословица. Концовка сказки» (идея, построение, рифма, ритм )

Сравнивают концовку сказки с пословицей и составляют  концептуальную таблицу на основе исследования. Учатся ориентироваться в нравственном содержании и поступках героев, в умении ставить цели, планировать действия. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, умение анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать.

К7,П14,П19

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

 

Организует работу в группах:

1гр.:Читают и анализируют сказку «Солдат и чёрт» Посмотрите фотографию из музея. Что вы ещё узнали о солдате?

2гр.:Читают и анализируют стих. «Верная спутница войны» .Как шинель помогала выжить и победить врага?

Самостоятельно читают и отвечают на вопросы. Работают и обсуждают в группах.

 

Рассматривают фото из музея участника войны с. Мунино Семёнова И.Ф.Отвечают на вопросы.

Р6,П4

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 

 

 

Организует ситуацию решения самостоятельного вывода, учит обобщать и делать выводы. В бытовых сказках обычные персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Основные черты солдата- смекалка, барина- растяпа, недалёкость ума. Сказки учат жизни, видим весёлую шутку. Радуемся смекалке солдата и весело смеёмся над растяпой- барином.

Обобщают признаки бытовой сказки, делают выводы о её особенностях в сравнении с волшебной. Дают определение «Бытовая сказка- это…(продолжи предложение)  занимательная история (рассказ) с использованием бытовых деталей»

Строят рассуждение , самостоятельно решают проблему, делают выводы собственных понятий..

Р7,Р8,К7

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

 

 

Организует  самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия в группах: составить синквейн:1гр. Солдат. Находчивый, трудолюбивый. Спасал, воевал. Солдат защищает русскую землю от врагов. Защитник. 2гр:Шинель

Самостоятельно используют полученные знания и понятия для реализации   построенного проекта и решения проблемы.

Л4,П8, П15

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

 

 

 

Предлагает домашнее задание на выбор типа по интересам: 1.Прочитать сказку «Солдат и сало» 2.Нарисовать иллюстрацию к сказке.3.Составить синквейн «Бытовая сказка» 4.Сочинить свою бытовую сказку .5.Найти материал в Интернете о шинели и написать сочинение.

   Заполняют лист самооценки знаний  в таблице, выбирают оценку  своей деятельности в баллах от 5 до 10(становятся на лист с цифрой), раздают  медальки со словом «благодарность»

Выбирают задания по интересам, уровню обученности, по желанию, индивидуально.

  Формируют адекватную, позитивную самооценку знаний, своей деятельности, другого человека.

Л15,Л11,Л9,Р7

 

Прикрепленный файл Size
Технологическая карта_солдатская шинель.docx 28.88 KB
Приложение_Рабочий лист.docx 13.86 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн