-содержательные: сформировать учебные умения по построению нового понятия «бытовая сказка», осуществлять смысловое чтение, выделять существенную информацию и признаки на основе сравнения, рассуждения и исследования объекта
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Организует проблемную ситуацию: Всегда ли мы можем определить, что перед нами сказка? Какой общий корень у слов «сказка» и «рассказ»? Чем они отличаются? Что является предметом торга в сказке «Солдатская шинель»?
Предлагает правильно произнести слово шинель. Где вы её видели? Предлагает посетить музей.
Восстанавливают прежние знания через совместное обсуждение проблемной ситуации. Ведут совместный диалог с учителем и приводят аргументы. Формируют интерес к новому материалу и способам решения частной задачи.
П6,П8,Р1,Р2,
Л4,П18,Л8
2) Этапактуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Проверяет домашнее задание. Как вы определили, что это бытовая сказка? О чём эта сказка? Кратко перескажите. Попробуйте сформулировать тему урока. Чем отличается волшебная сказка от бытовой? Каковы её особенности? Какой предмет вы хотели бы увидеть в музее?
Обобщают знания по проблеме урока: Что такое бытовая сказка? Называют признаки волшебной сказки: зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты. Пересказывают кратко сказку. Формулируют тему урока: «Особенности бытовой сказки», «Что такое бытовая сказка».Развивают умения понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию в устной форме, строят монологическую речь. Выделяют существенную информацию из текста.
П13,Л9,П1,К4.
Р2,Л5
3) Этап выявления места и причины затруднения.
Предлагает материал для исследования на основе сравнения. Работают с концептуальной таблицей «Жизнь солдата и жизнь барина» Каково отношение автора к солдату, к барину? На чьей стороне симпатии? Почему?
Извлекают нужную информацию из текста и заполняют таблицу, внимательно читают, осмысливают текст, формируют эстетические чувства на основе знакомства с произведением устного народного творчества.
П7,П8,П19,
Р1,Р3
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
Организует модель ситуации наблюдения, работы с текстом, определением, признаками жанра. Чем окрашен сюжет сказки? Чем отличается от волшебной? Что вас заинтересовало в тексте?
Выражают личное отношение к героям. Дают нравственную оценку поступкам. Вспоминают определение волшебной сказки. Формулируют самостоятельно определение бытовой сказки. Выясняют в данной сказке особенности: герои, ситуация, концовка
К8, Р3
5) Этап реализации построенного проекта.
Организует фиксацию нового способа решения проблемы, обсуждения возможности применения знаний, способа действий во внешней речи: На что похожа концовка? Предлагает прочитать и пронаблюдать построение пословиц:Красна птица перьями , а человек- учением. Корень учения горек, а плод - сладок. Ученье - свет, а неученье – тьма. Предлагает составить концептуальную таблицу на основе исследования «Пословица. Концовка сказки» (идея, построение, рифма, ритм )
Сравнивают концовку сказки с пословицей и составляют концептуальную таблицу на основе исследования. Учатся ориентироваться в нравственном содержании и поступках героев, в умении ставить цели, планировать действия. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, умение анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать.
К7,П14,П19
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Организует работу в группах:
1гр.:Читают и анализируют сказку «Солдат и чёрт» Посмотрите фотографию из музея. Что вы ещё узнали о солдате?
2гр.:Читают и анализируют стих. «Верная спутница войны» .Как шинель помогала выжить и победить врага?
Самостоятельно читают и отвечают на вопросы. Работают и обсуждают в группах.
Рассматривают фото из музея участника войны с. Мунино Семёнова И.Ф.Отвечают на вопросы.
Р6,П4
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Организует ситуацию решения самостоятельного вывода, учит обобщать и делать выводы. В бытовых сказках обычные персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Основные черты солдата- смекалка, барина- растяпа, недалёкость ума. Сказки учат жизни, видим весёлую шутку. Радуемся смекалке солдата и весело смеёмся над растяпой- барином.
Обобщают признаки бытовой сказки, делают выводы о её особенностях в сравнении с волшебной. Дают определение «Бытовая сказка- это…(продолжи предложение) занимательная история (рассказ) с использованием бытовых деталей»
Строят рассуждение , самостоятельно решают проблему, делают выводы собственных понятий..
Р7,Р8,К7
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Организует самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия в группах: составить синквейн:1гр. Солдат. Находчивый, трудолюбивый. Спасал, воевал. Солдат защищает русскую землю от врагов. Защитник. 2гр:Шинель
Самостоятельно используют полученные знания и понятия для реализации построенного проекта и решения проблемы.
Л4,П8, П15
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
Предлагает домашнее задание на выбор типа по интересам: 1.Прочитать сказку «Солдат и сало» 2.Нарисовать иллюстрацию к сказке.3.Составить синквейн «Бытовая сказка» 4.Сочинить свою бытовую сказку .5.Найти материал в Интернете о шинели и написать сочинение.
Заполняют лист самооценки знаний в таблице, выбирают оценку своей деятельности в баллах от 5 до 10(становятся на лист с цифрой), раздают медальки со словом «благодарность»
Выбирают задания по интересам, уровню обученности, по желанию, индивидуально.
Формируют адекватную, позитивную самооценку знаний, своей деятельности, другого человека.