Визитная карточка проекта «Индивидуальное развитие организмов, или онтогенез»
Автор проекта:Гуськова Светлана Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории.
Образовательное учреждение:МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 9
с углублённым изучением отдельных предметов».
Предметная область: Биология, экология,ОБЖ
Образовательные стандарты: Учебный проект разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Тема проекта:«Индивидуальное развитие организмов, или онтогенез».
Проблемные вопросы:
1. Что происходит с оплодотворённой яйцеклеткой?
2. Почему делящаяся путём митоза зигота превращается в зародыш, состоящий из дифференцированных клеток?
3. По каким этапам проходит формирование и развитие организма?
4. Какие факторы влияют на развитие зародыша?
5. Как сохранить здоровье своего будущего потомства?
Цель:Формирование представлений об индивидуальном развитии организмов.
Задачи:
1. Обучающие (образовательные):
1. закрепление и повторение изученного материала;
2. формирование навыков самообразования, самостоятельного поиска и анализа информации;
3. предоставление возможности освоить тему «Онтогенез».
2. Развивающие:
1. развитие интереса к изучению биологии;
2. развитие познавательных способностей учащихся, их способностей к самообучению;
3. развитие навыка самоконтроля;
4. развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления;
5. развитие личных качеств учеников: внимательности, воли, стремления к познанию.
3. Воспитательные:
1. формирование уважительного отношения к собственному организму;
2. воспитание стремления к здоровому образу жизни;
3. воспитание положительных качеств личности учеников: активности, умения работать в команде;
Ведущая дидактическая цель: изучение и закрепление нового материала
Актуальность использования средств ИКТ: использование ИКТ повышает мотивацию учащихся, повышает эффективность зрительного восприятия учебного материала, способствуют усвоению знаний. Участники проекта используют различные Интернет – ресурсы для самостоятельного поиска информации, создают конечный продукт в виде презентации.
Оборудование:
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
· компьютер, видеопроектор
· презентация по теме «Онтогенез»
· интернет как источник информации
· энциклопедия для детей Экология - М: 2005
· учебник Биология 10-11 класс под редакцией Д.К.Беляева, Просвещение, М.,2011
· Биология человека. В таблицах и схемах. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., М., 2005
Методы и методические приемы:
· словесно-наглядный;
· самостоятельная работа учащихся: индивидуальная, в парах и группах;
· поиск информации в сети Интернет;
· работа с энциклопедиями и другими источниками, по сбору информации представляющей интерес при подготовке к уроку,
· создание презентации по индивидуальной теме.
Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.
Проект«Индивидуальное развитие организмов, или онтогенез» является логическим продолжением темы «Размножение организмов» и проводится в форме урока – исследования. Время выполнения проекта – 2 урока.
Во время выполнения проекта применяются различные педагогические технологии, позволяющие ученику реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность. Учитывается индивидуальность ученика - его интерес, темп работы, уровень обученности.
Тема проекта актуальна, так как позволяет не только познакомиться с этапами индивидуального развития организмов, но и формирует стремление к здоровому образу жизни, позволяет сделать выводы о необходимости беречь своё здоровье с раннего возраста не только ради себя, но и ради своих будущих детей. Тема урока тесно связана с экологией и охраной здоровья нации в целом.
Технологическая карта проекта «Индивидуальное развитие организмов, или онтогенез»
№
Этапы проекта
Приёмы
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предварительная подготовка
За неделю до урока
Объявляет тему урока, объясняет правила его проведения; готовит карточки-задания различной степени сложности, дидактический раздаточный материал, листы самооценки; готовит презентацию по теме: «Индивидуальное развитие организмов».
Повторяют пройденный материал по теме: «Образование половых клеток и оплодотворение» (Учебник Беляев Д.К.)
Помогают в подготовке дополнительного материала (составление листа самооценки)
Готовят индивидуальные сообщения и презентации об учёных – эмбриологах.
Перед началом урока
Готовит класс к проведению урока:
- раздача карточек с заданиями и листов самоконтроля;
- пишет на доске тему урока;
- проверяет готовность проектора
Помогают при раздаче материалов, настраивают проектор и экран
1
Организационный момент
Приветствие
2 мин
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Называет тему урока. Напоминает о правилах проведения урока - исследования, этапах и времени на каждом этапе. Приводит цитату А.Герцена
«В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется в свет в совершенно готовом виде»
Напоминает основные понятия прошлого урока:
- самовоспроизведение организмов;
- способы размножения организмов;
- образование половых клеток;
- оплодотворение;
- значение размножения для эволюции организмов в целом
Слушают, настраиваются на восприятие материала урока
2
Проверка усвоения материала предыдущего урока
Индивидуальная работа по карточкам
3 мин
Предлагает выполнить задание в карточках №1 (проверка карточек осуществляется после урока)
Выполняют письменное задание в карточках разного уровня сложности
3
Целеполагание
Определение целей и задач урока, постановка проблемных вопросов
3 мин
Предлагает определить цель урока и задачи урока, поставить проблемные вопросы:
- Что происходит с зиготой после её образования?
- Каким образом из оплодотворённой яйцеклетки развивается новый сложный организм?
- Что такое индивидуальное развитие организма, и по каким этапам оно проходит?
- Каковы механизмы реализации генетической информации, заключённой в оплодотворённой яйцеклетке?
Определяют темы и задачи урока, выдвигают проблемные вопросы
4
Дополнительная информация по теме
Расширение знаний. Сообщения учащихся об учёных, внесших вклад в развитие эмбриологии, сопровождаемые показом фотографий на слайде.
5 мин
Слушает и оценивает информацию, подготовленную учащимися
Слушают и оценивают информацию
5
Поиск информации
Индивидуальная работа. Поиск информации из различных источников
5 мин
Предлагает записать в тетради термин «онтогенез» и самостоятельно, пользуясь любыми источниками информации (учебник, энциклопедия, интернет) найти определение этого термина, записать его в тетрадь.
Демонстрирует слайд с определением, просит учеников сверить с определением, полученным ими самостоятельно.
Используя любой источник информации (учебник, энциклопедию, интернет) дают определение термину «онтогенез», записывают в тетрадь.
Сверяют полученную информацию с информацией, предоставленной учителем. Если есть неточности -исправляют.
6
Изучение нового материала
Объяснение, индивидуальная работа
10 мин
Демонстрирует слайд «Этапы онтогенеза», предлагает записать схему в тетрадь;
предлагает самостоятельно определить продолжительность эмбрионального и постэмбрионального развития, демонстрирует слайд, просит сверить информацию с мнением учеников;
объясняет процессы эмбрионального развития, предлагает заполнить таблицу в карточке №2.
Записывают в тетрадь схему «Этапы онтогенеза»;
записывают продолжительность эмбрионального и постэмбрионального развития;
работают с карточками №2, заполняют таблицу «Зародышевые листки и их производные»
7
Поиск и представление информации
Работа в парах. Поиск информации из различных источников. Представление информации
7 мин
Демонстрирует слайд «Развитие эмбриона», предлагает, работая в парах найти информацию о факторах, влияющих на развитие эмбриона человека, оформить и представить информацию в виде схемы, кластера, пиктограмм и др.; демонстрирует слайд «Факторы, влияющие на развитие эмбриона человека», комментирует работу учеников
Осуществляют самостоятельный поиск информации, используя любой доступный источник. Оформляют и представляют информацию в графической и устной форме; анализируют, сравнивают и оценивают информацию, полученную разными группами учащихся
8
Индивидуальное задание
3 мин
Демонстрирует слайд с индивидуальными темами, предлагает учащимся самостоятельно выбрать тему, поясняет правила выполнения задания; предлагает учащимся разделиться на группы или работать индивидуально.
Делятся на группы. Записывают темы для индивидуальной или групповой работы.
9
Работа над выбранной темой
Работа в группах или индивидуально
20 мин
Наблюдает за выполнением работы, помогает при затруднениях
Создают презентацию по выбранной теме
10
Защита проекта
Представление и защита группового или индивидуального проекта
20 мин
Слушает выступления учащихся, комментирует, поощряет к комментариям остальных учащихся
Представляют результаты работы, рассказывают об этапах работы, делают выводы
11
Подведение итогов
Индивидуальная работа с листом самооценки; осуществление самооценки работы на уроке; рефлексия
7 мин
Напоминает правила работы с листами самооценки;
предлагает провести самооценку работы на уроке, проанализировать результаты работы (выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли цель); комментирует ответы учеников и их работу на уроке; выставляет оценки в дневники; благодарит за работу на уроке.
Проводят анализ своей работы на уроке, заполняют лист самооценки; высказывают мнение об уроке